назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [ 85 ] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


85

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ПОЧЕМУ в ЕВРОПЕ ТАКОЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ?

Объясняется ли высокий уровень безработицы в Европе структурными проблвмвми или недостаточным совокупным спросом?

В последнив несколько лет в ряде европейских стран была зафиксирована высокая безработица. Например, г 1994 г. во Франции она составпяла 12,4%, в Великобритании - 9,5, в Италии - 11,6, а в Германии - 10,2%.

Почти все согласны с тем, что столь высокие показатели отчасти обьясняются экономическим спадом, охватившим Европу в начале ЭО-х годов. Сокращение совокупного спроса привело к уменьшению реального ВВП и повышению уровня безработицы. Тем не менее до сих пор остается тайной, почему безработица в европейских странах была такой высокой до периода спада. В 1990 г. она составляла во Фрвнции 9,1%, в Великобритании - 6,9 и в Италии - 7,0% (по сравнению с 5,5% в Соединенных Штатах). И почему безработица в Европе была гораздо выше, чем в CdJA, даже в период экономического подъема? На эти вопросы есть два разных ответа.

1. Высокий естественный уровень безработицы.

Многие экономисты считают, что высокие показатели безработицы в Европе объясняются главным образом высоким естественным уровнем безработицы. Одни представляют такую ситуацию, которую иллюстрирует рис. 11-7а, где совокупный спрос и совокупное предложение обеспечили реальный обьем производства при полной занятости, 0. Но такой уровень производства сопровождается высокой фрикционной и структурной безработицей. (Сторонники этой точки зрения полагают, что безработица, охватившая многие европейские страны в последние годы, обьясняется вьюо-ким уровнем естественной безработицы, а не дефицитом совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса вытолкнуло экономику этих стран за пределы уровня производства при полной занятости, вызвав инфляцию спроса.

к предполагаемым источникам вьюокой естественной безработицы относятся политика правительства и коллективные трудовые договоры, которые увеличили расходы фирм на рабочую силу и облегчили жизнь безработных. Г1римеры: высокая минимальная зарплата лишила фирмы

стимула нанимать работников с низкой квалификацией; щедрые социальные пособия ослабили готовность людей браться за любую работу; из-за ужесточения правил, регулирующих процедуру увольнения, фирмы стали неохотно нанимать новых работников; введение ежегодных 30-40 днай оплачиваемых отпусков и праздников вызвало резкое повышение затрат на рабочую силу; прогулы привели к снижению производительности, а вьюокие расходы нанимателей на пособия по болезни, нетрудоспособности, выплату пенсий лишили их желания нанимать работников.

2. Дефицит совокупного спроса. Не все экономисты согласны с тем, что повышению естественного уровня безработицы в европейских странах способствовала политика правительства и профсоюзов. Виновником безработицы эти экономисты считают недостаточный совокупный спрос. Они рассматривают экономику европейских государств а свете рис. 11-76, где реальный объем производства Qg меньше, чем он был бы при более активном совокупном спросе. Они утверждают, что из-за страха перед инфляцией европейские правительства не приняли соответствующих фискальных и денежных мер (гл. 12 и 15) для увеличения совокупного спроса. По их мнению, увеличение совокупного спроса не привело бы к инфляции, поскольку у этих стран имелись значительные избыточные производственные возможности. А раз их экономика функционировала в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, то сдвиг кривой совокупного спроса привел бы к росту объема производства и занятости, без повышения уровня инфляции.

Заключение: дискуссия о высоком уровне безработицы в Европе отражает разногласия по поводу положения кривых совокупного спроса европейских стран по отношению к уровню производства при полной занятости. Если зти кривые проходят через точку реального ВВП при полной занятости, как на рис. 11-7а, то вьюокие уровни безработицы называются естественными. Государственная политика должна быть направлена на сокращение минимальной зарплаты, оплачиваемого отпускного периода, социальных пособий, ослабление ограничений, касающихся увольнений, и т.д. Но если кривые совокупного спроса лежат слеаа от уровня производства при полной занятости, как на рис. 11 -76, то правительство должно предпринять более радикальные меры, такие, как снижение процентных ставок и налогов.

объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги, тем самым повышая процентную ставку и сокращая потребительские и инвестиционные расходы. Эффект импортных закупок предполагает, что повышение уровня цен в Соединенных Штатах по сравнению с другими странами сокращает долю чистого экспорта в американском совокупном спросе.

4*. Изменение уровня цен смещает график совокупных расходов благодаря эффектам богатст-

* Данный пункт резюме предполагает знание модели совокупных расходов, представленной в главах 9 и 10.

ва, процентной ставки и закупок за рубежом. Кривая совокупного спроса строится на основе модели совокупных расходов, но с учетом изменяющегося уровня цен; такая модель позволяет судить о воздействии изменений в уровне цен на график совокупных расходов и равновесного ВВП.

5. Детерминантами совокупного спроса служат расходы внутренних потребителей, фирм, правительства и иностранных покупателей. Изменения факторов, перечисленных в табл. 11-1, вызывают изменения расходов этих групп и смешают кривую совокупного спроса.



6*. Увеличение потребительских, инвестиционных расходов и чистого экспорта при постоянном уровне цен влечет за собой сдвиг графика совокупных расходов вверх, а кривой совокупного спроса вправо. Сокращение этих расходов приводит к противоположным результатам.

7. Кривая совокупного предложения показывает реальные объемы производства, которые предпринимательский сектор готов произвести при различных уровнях цен.

8. Форма кривой совокупного предложения зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции - а следовательно, и с ценами, которые должны позволить предприятиям покрыть расходы и получить прибыль, - при увеличении реального объема производства. На горизонтальном отрезке кривой высок уровень безработицы и незагруженности мощностей, поэтому расширение производства не влечет за собой повышения издержек на единицу продукции. На промежуточном отрезке, когда в производстве появляются «узкие места» и используются менее эффективное оборудование и менее квалифицированные рабочие, издержки на единицу продукции увеличиваются. Поэтому на этом отрезке при расширении реального объема производства должны повышаться цены. Вертикальный отрезок соответствует состоянию полной занятости ресурсов и загруженности мощностей; реальный объем производства находится на максимальном уровне, его уже нельзя увеличить, но в ответ на увеличение совокупного спроса поднимается уровень цен.

9. Как показано в табл. 11-2, детерминантами совокупного предложения служат цены на ресур-

сы, производительность и установленные организационно-правовые нормы. Изменения одного из этих факторов приводят к изменениям издержек производства на единицу продукции при любом объеме производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения.

10. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный ВВП.

11. Повышение совокупного спроса: а) на горизонтальном отрезке увеличивает реальный объем производства и занятость, но не меняет уровня цен; б) на промежуточном отрезке увеличивает и реальный объем производства, и уровень цен; в) на вертикальном отрезке повышает уровень цен, но не изменяет реальный объем производства.

12. На промежуточном и вертикальном отрезках кривой совокупного предложения модель совокупного спроса и совокупного предложения показывает, что эффект мультипликатора ослабевает, потому что часть любого увеличения совокупного спроса «съедается» инфляцией.

13. Эффект храповика основан на том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. Увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, но при сокращении спроса нельзя ожидать падения цен за короткий период.

14. Сдвиг кривой совокупного предложения влево свидетельствует об увеличении издержек производства на единицу продукции и вызывает инфляцию издержек. Сдвиг кривой совокупного предложения вправо происходит вследствие снижения издержек производства на единицу продукции и влечет за собой увеличение реального объема производства.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Совокупный спрос {aggregate demand)

Эффект богатства, или реальных наличных средств

{wealth or real balances effect) Эффект процентной ставки {interest-rate effect) Эффект импортных закупок (foreign purchases effect) Детерминанты совокупного спроса

(determinants of aggregate demand) Совокупное предложение (aggregate supply) Детерминанты совокупного предложения

(determinants of aggregate supply) Производительность (productivity)

Горизонтальный, вертикальный и промежуточный отрезки кривой совокупного предложения

(horizontal, vertical and intermediate ranges of

aggregate supply curve) Равновесный уровень цен (equilibrium price level) Равновесный реальный объем внутреннего

продукта (производства)

(equilibrium real domestic output) Инфляция спроса (demand-pull inflation) Эффект храповика (ratchet effect) Инфляция издержек (cost-push inflation)

* Данный пункт резюме предполагает знание модели совокупных расходов, представленной в главах 9 и 10.



Совокупный спрос и совокупное предложение ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Почему кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер? Укажите, чем ващи аргументы отличаются от тех, которые вы приводили, объясняя направленность кривой спроса для одного товара.

2. Объясните форму кривой совокупного предложения, описав различия между горизонтальным, промежуточным и вертикальным отрезками.

3*. Подробно объясните смысл следующего утверждения: «Изменение уровня цен смещает кривую совокупных расходов, но не кривую совокупного спроса».

4. Ключевой вопрос. Предположим, что параметры совокупного спроса и совокупного предложения в гипотетической экономике имеют следующие значения.

Величина спроса на реальный анутренний продукт (в млрд доп.]

Уровень цен [индекс цен]

Величина предложения реального анутрвннего продукта [в млрд доп.]

а. Используйте эти данные, чтобы построить кривые совокупного спроса и совокупного предложения. Каковы равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства в этой гипотетической экономике? Совпадает ли равновесный реальный объем производства с реальным объемом производства при полной занятости? Объясните свой ответ.

б. Почему уровень цен, равный 150, не является равновесным для этой экономики? А 250?

в. Предположим, что покупатели готовы приобрести дополнительный обьем реального продукта на 200 млрд. дол. при любом уровне цен. Какие факторы способны привести к такому изменению совокупного спроса ? Какими будут новые равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства? На ка-ко.м отрезке кривой совокупного предложения - горизонтальном, промежуточном или вертикальном - произошло это изменение равновесия?

5. Ключевой вопрос. Предположим, что в гипотетической экономике, которой посвящен вопрос 4, сушествует следующая зависимость между реальным объемом производства и объемом ресурсов, необходи-.мых для этого производства.

Ксличество ресурсов Реальный внутренний продукт

150,0 112,5 75,0

400 300 200

Вопросы, отмеченные звездочкой, предполагают знание модепи совокупных расходов (см. гл. 9 и 10).

а. Каков уровень производительности в этой экономике?

б. Каковы издержки производстёа на единицу продукции, если цена единицы ресурса равна 2 дол. ?

в. Предположим, что цена ресурса увеличивается с 2 до 3 дол. при неизменной производительности. Какими будут новые издержки производства на единицу продукции? В каком направлении сместится кривая совокупного предложения из-за повышения цены ресурса на 1 дол. ? Какое влияние окажет смещение кривой совокупного предложения на уровень цен и на реальный обьем производства?

г. Предположим, что цена ресурса не повысилась, а производительность выросла на 100%. Чему будут равны новые издержки производства на единицу продукции? Какое влияние окажет это изменение величины издержек на единицу продукции на кривую совокупного предложения ? Какое влияние окажет данное изменение совокупного предложения на уровень цен и на реальный объем производства?

6. Если уровень цен в США (по сравнению с другими странами) повысится, приведет ли это к смещению кривой американского совокупного спроса? Если «да», то в каком направлении? Объясните свой ответ. Сместится ли кривая американского совокупного предложения вправо или экономика будет просто двигаться по существующей кривой совокупного предложения при обесценивании иностранных валют по отношению к доллару? Объясните свой ответ.

7. Ключевой вопрос. Какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение (в каждом случае пользуйтесь графиком, иллюстрирующим предполагаемое влияние одного из факторов на равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства при прочих равных условиях):

а) широко распространившийся среди потребителей страх перед депрессией;

б) крупные закупки пшеницы Россией;

в) повышение акцизного налога на сигареты на 1%;

г) снижение процентной ставки при любом уровне цен;

д) сокращение федеральных расходов на здравоохранение;

е) ожидание стремительного подъема уровня цен;

ж) окончательный роспуск ОПЕК, вызвавший 509о-ное снижение цен на нефть;

з) 10%-ное снижение ставок индивидуального подоходного налога;

и) повышение производительности труда;

к) 12%-ное повышение номинальной заработной платы;

л) снижение курса доллара;

м) резкое сокращение национального дохода европейских торговых партнеров США;

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [ 85 ] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]