назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [ 74 ] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


74

за рубежом получать больше долларов за единицу своей валюты. Цена американских товаров в этих валютах упадет, стимулируя закупки наших экспортных товаров. Кроме того, американским покупателям потребуется больше долларов для покупки иностранных товаров, поэтому сократятся их затраты на импортную продукцию. В результате американский экспорт увеличится, а импорт уменьшится, что будет способствовать возрастанию нашего чистого экспорта и ВВП.

Приведет ли обесценение доллара к подъему ВВП или к инфляции, зависит от исходного состояния экономики в сравнении с объемом производства при полной занятости. Если экономика функционирует на уровне ниже своих производственных возможностей, то обесценение доллара и вызванное этим увеличение чистого экспорта приведут к возрастанию реального ВВП. Но если экономика уже исчерпала все свои ресурсы, то девальвация доллара и более высокий уровень чистого экспорта приведут к инфляции в стране.

Итак, в последнем примере рассматривались последствия девальвации доллара. Проанализируйте воздействие повышения стоимости доллара на чистый экспорт и равновесный ВВП.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 10-1

Чистый экспорт товаров (выборка стран]

Некоторые страны, такие, как Япония и Германия, имеют положительный чистый экспорт; другие, такие, как Соединенные Штаты и Великобритания, имеют отрицательный чистый экспорт.

Отрицательный чистый экспорт

Положительный чистый экспорт

Канада

1 1 1 II III 1 1 1 1 1 1 1 1

1 1 1 1 1 Франция

1 1 1 1 1 Германия

Италия

I 1 1 1 1 Япония

1 1 1 1 1 1

Великобритания I I 1 I

1 1 1 1 1 1 1

США.....II

1 1 1 1 1 1 1 1

-140 -100 -60 -20 0 20 60 100 140

(в млрд дол.)

Источник: Organization for Economic Cooperation and Development (данные за 1993 г,).

4 В основе действия мультипликатора лежит следующий принцип: первоначальное изменение расходов может в несколько раз больше изменить величину национального дохода и ВВП.

> Чем выше предельная склонность к потреблению (или чем ниже предельная склонность к сбережению), тем больше величина простого мультипликатора.

4- Положительный чистый экспорт приводит к увеличению совокупных расходов на товары отечественного производства и к росту равновесного ВВП; отрицательный чистый экспорт влечет за собой уменьшение совокупных расходов на товары отечественного производства и сокращение равновесного ВВП.

ВКЛЮЧЕНИЕ - ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В МОДЕЛЬ СОВОКУПНЬ!Х

РАСХОДОВ

Мы переходим к последнему этапу в построении нашей модели совокупных расходов - от частной (негосударственной) открытой экономики к смешанной экономике, в которую входит государственный сектор. В отличие от расходов частного сектора государственные расходы и налоги находятся в непосредственном ведении правительства. Оно может изменять их величину в качестве ответных мер на недостаточные или избыточные расходы частного сектора и тем самым обеспечивать экономическую стабильность.

Упрощения

Для простоты и ясности рассуждений введем следующие допущения.

1. Мы по-прежнему используем упрощенные графики инвестиций и чистого экспорта, где их уровни не зависят от объема ВВП.

2. Мы допускаем, что государственные закупки не приводят ни к снижению, ни к повышению расходов частного сектора. Они не вызывают сдвига кривых потребления и инвестиций ни вверх, ни вниз.

3. Мы допускаем, что государство получает чистый доход - общие доходы от налогов минус «отрицательные налоги» в виде трансфертных платежей - только от налогов с физических лиц.

4. Мы предполагаем, что государство получает фиксированную сумму налогов, независимо от уровня ВВП.

5. Мы по-прежнему исходим из того, что, если нет никаких специальных оговорок, уровень цен остается неизменным.

Краткое повторение 10-1



Эти допущения дадут нам простую и целостную картину того, как государственные расходы и налоги вписываются в модель совокупных расходов. В главе 12 мы откажемся от больщинства этих допущений, когда будем рассматривать, как правительство использует изменения в своих расходах и налогах для изменения уровней ВВП и инфляции.

Государственные закупки и равновесный ВВП

Допустим, что правительство решило закупить товары и услуги на 20 млрд дол., независимо от уровня ВВП.

При.мер. представленный в таблице. Табл. 10-3 показывает воздействие государственных закупок на равновесный ВВП. Столбцы (1)-(4) перенесены сюда из табл. 9-4 для частной закрытой экономики, в которой равновесный ВВП составляет 470 млрд дол. Единственные новшества в этой таблице - это включение чистого экспорта (экспорт минус импорт) в столбце (5) и государственных закупок в столбце (6). (Отметим, что чистый экспорт в столбце (5) равен нулю.) Добавив расходы на государственные закупки к затратам частного сектора (С + + Ig + Х„), получим новый, более высокий уровень совокупных расходов, показанный в столбце (7). Сравнивая столбцы (1) и (7), увидим, что при более высоком уровне ВВП совокупные расходы и объем производства равны друг другу Без государственных расходов равновесный ВВП составлял 470 млрд дол. (строка 6); с учетом государственных затрат и совокупные расходы, и реальный объем производства равны 550 млрд дол. (строка 10). Увеличение государственных, так же как и частных расходов, приводит к сдвигу кривой совокупных расходов вверх и к повышению уровня равновесного ВВП.

Отметим также, что государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Увеличение государственных закупок на 20 млрд дол. привело к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол. (с 470 млрд до 550 млрд дол.). Мультипликатор в этом примере равен 4.

Это увеличение государственных расходов на 20 млрд дол. финансируется не за счет прироста налоговых поступлений. Мы скоро увидим, что возрастание налогов приводит к уменьшению равновесного ВВП.

В соответствии с моделью изъятий и вливаний государственные закупки, так же как инвестиции и экспорт, представляют собой вливания расходов. Изъятие средств на сбережения и импорт приводит к тому, что потребление реального объема произведенной продукции отстает от располагаемого дохода, создавая потенциальный дефицит расходов. Этот дефицит можно покрыть за счет увеличения инвестиций, экспорта и государственных закупок. В табл. 10-3 показано, что равновесный уровень ВВП в 550 млрд дол. (строка 10) достигается в том случае, когда S + М = 1 + X + G, то есть при отсутствии налогов 40 + 10 = 20 -ь 10 -ь 20.

Графический анализ. На рис. 10-5а мы добавляем по вертикали государственные закупки G к уровню частных расходов С + + Л„. В результате сумма совокупных расходов увеличивается (частные плюс государственные) яо С + 1 + Х„ + О, что приводит к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол., показанному на горизонтальной оси.

Рис. 10-56 свидетельствует о таком же изменении равновесного ВВП при применении метода изъятий и вливаний. Подобно инвестициям и экспорту, государственные расходы компенсируют утечку средств на сбережения и импорт. Когда мы добавляем G при оценке нашей экономики, то об-

Табяица 10-З.Впияние государственных закупок на равновесный ВВП (в млрд дол,)

Реальный

Потребление,

Сбережения,

Инвестиции,

Чистый экспорт, Х„

государствен-

Совокупные рас-

объем про-

ные закупки.

ходы

изводства

fC + ;„ + X„ + G],

и дохода

Экспорт, X

Импорт, М

или (2]+[4]+[5]+[61

(ВВП = РД]

11) 370

(2) 390

(3) 410

[4] 430

(5) 450

(6) 470

(7) 490

(В) 510

[9) 530

(10) 550



наруживаем, что равновесный уровень ВВП устанавливается в той точке, где величина сбережений домохозяйств и импорта компенсируется точно такой же величиной инвестиций и экспорта фирм, а также той суммой, которую государство тратит на товары и услуги. При отсутствии налогов равновесный ВВП соответствует точке пересечения кривых S + Ми 1+ Х+ G.

Применяя обе модели - совокупных расходов и изъятий и вливаний, - получаем один и тот же новый равновесный ВВП, равный 550 млрд дол.

Сокращение государственных расходов G приведет к уменьшению величины совокупных расходов на рис. 10-5а и смещению вниз кривой + + X + G на рис. 10-56. В обоих случаях равновесный ВВП уменьшится в несколько раз. Вы можете это проверить: если государственные расходы снизятся с 20 млрд дол. до 10 млрд дол., то равновесный ВВП уменьшится на 40 млрд дол., то есть с 550 млрд до 510 млрд дол. Это означает, что мультипликатор равен 4.

Рисунок 10-5. Государственные расходы и равновесный ВВП

а) Метод сопоставления совокупных расходов и реального объема производства. Включение государственных расходов в наш анализ показывает, что их увеличение, так же как увеличение С, или Х„, приводит к росту совокупных расходов [С + 1д + Х„ + G] и равновесного ВВП. Отметим, что изменения государственных расходов подвержены эффекту мультипликатора. 6] Метод сопоставления изъятий и вливаний. При таком подходе можно сказать, что государственные расходы дополняют частные инвестиции и расходы на экспорт (/„ + X + G], увеличивая равновесный ВВП.

Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрд дол.) а) Метод сопоставления совокупных расходов и реального объема производства

j Государственные расходы = 20 млрд дол.

S + M

со +

Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрд дол.) б) Метод сопоставления изъятий и вливаний

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [ 74 ] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]