за рубежом получать больше долларов за единицу своей валюты. Цена американских товаров в этих валютах упадет, стимулируя закупки наших экспортных товаров. Кроме того, американским покупателям потребуется больше долларов для покупки иностранных товаров, поэтому сократятся их затраты на импортную продукцию. В результате американский экспорт увеличится, а импорт уменьшится, что будет способствовать возрастанию нашего чистого экспорта и ВВП.
Приведет ли обесценение доллара к подъему ВВП или к инфляции, зависит от исходного состояния экономики в сравнении с объемом производства при полной занятости. Если экономика функционирует на уровне ниже своих производственных возможностей, то обесценение доллара и вызванное этим увеличение чистого экспорта приведут к возрастанию реального ВВП. Но если экономика уже исчерпала все свои ресурсы, то девальвация доллара и более высокий уровень чистого экспорта приведут к инфляции в стране.
Итак, в последнем примере рассматривались последствия девальвации доллара. Проанализируйте воздействие повышения стоимости доллара на чистый экспорт и равновесный ВВП.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 10-1
Чистый экспорт товаров (выборка стран]
Некоторые страны, такие, как Япония и Германия, имеют положительный чистый экспорт; другие, такие, как Соединенные Штаты и Великобритания, имеют отрицательный чистый экспорт.
Отрицательный чистый экспорт | Положительный чистый экспорт |
Канада | 1 1 1 II III 1 1 1 1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 Франция | |
1 1 1 1 1 Германия | |
Италия | |
I 1 1 1 1 Япония | |
1 1 1 1 1 1 | Великобритания I I 1 I |
1 1 1 1 1 1 1 | США.....II 1 1 1 1 1 1 1 1 |
-140 -100 -60 -20 0 20 60 100 140 |
(в млрд дол.) |
Источник: Organization for Economic Cooperation and Development (данные за 1993 г,).
4 В основе действия мультипликатора лежит следующий принцип: первоначальное изменение расходов может в несколько раз больше изменить величину национального дохода и ВВП.
> Чем выше предельная склонность к потреблению (или чем ниже предельная склонность к сбережению), тем больше величина простого мультипликатора.
4- Положительный чистый экспорт приводит к увеличению совокупных расходов на товары отечественного производства и к росту равновесного ВВП; отрицательный чистый экспорт влечет за собой уменьшение совокупных расходов на товары отечественного производства и сокращение равновесного ВВП.
ВКЛЮЧЕНИЕ - ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В МОДЕЛЬ СОВОКУПНЬ!Х
РАСХОДОВ
Мы переходим к последнему этапу в построении нашей модели совокупных расходов - от частной (негосударственной) открытой экономики к смешанной экономике, в которую входит государственный сектор. В отличие от расходов частного сектора государственные расходы и налоги находятся в непосредственном ведении правительства. Оно может изменять их величину в качестве ответных мер на недостаточные или избыточные расходы частного сектора и тем самым обеспечивать экономическую стабильность.
Упрощения
Для простоты и ясности рассуждений введем следующие допущения.
1. Мы по-прежнему используем упрощенные графики инвестиций и чистого экспорта, где их уровни не зависят от объема ВВП.
2. Мы допускаем, что государственные закупки не приводят ни к снижению, ни к повышению расходов частного сектора. Они не вызывают сдвига кривых потребления и инвестиций ни вверх, ни вниз.
3. Мы допускаем, что государство получает чистый доход - общие доходы от налогов минус «отрицательные налоги» в виде трансфертных платежей - только от налогов с физических лиц.
4. Мы предполагаем, что государство получает фиксированную сумму налогов, независимо от уровня ВВП.
5. Мы по-прежнему исходим из того, что, если нет никаких специальных оговорок, уровень цен остается неизменным.
Краткое повторение 10-1
Эти допущения дадут нам простую и целостную картину того, как государственные расходы и налоги вписываются в модель совокупных расходов. В главе 12 мы откажемся от больщинства этих допущений, когда будем рассматривать, как правительство использует изменения в своих расходах и налогах для изменения уровней ВВП и инфляции.
Государственные закупки и равновесный ВВП
Допустим, что правительство решило закупить товары и услуги на 20 млрд дол., независимо от уровня ВВП.
При.мер. представленный в таблице. Табл. 10-3 показывает воздействие государственных закупок на равновесный ВВП. Столбцы (1)-(4) перенесены сюда из табл. 9-4 для частной закрытой экономики, в которой равновесный ВВП составляет 470 млрд дол. Единственные новшества в этой таблице - это включение чистого экспорта (экспорт минус импорт) в столбце (5) и государственных закупок в столбце (6). (Отметим, что чистый экспорт в столбце (5) равен нулю.) Добавив расходы на государственные закупки к затратам частного сектора (С + + Ig + Х„), получим новый, более высокий уровень совокупных расходов, показанный в столбце (7). Сравнивая столбцы (1) и (7), увидим, что при более высоком уровне ВВП совокупные расходы и объем производства равны друг другу Без государственных расходов равновесный ВВП составлял 470 млрд дол. (строка 6); с учетом государственных затрат и совокупные расходы, и реальный объем производства равны 550 млрд дол. (строка 10). Увеличение государственных, так же как и частных расходов, приводит к сдвигу кривой совокупных расходов вверх и к повышению уровня равновесного ВВП.
Отметим также, что государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Увеличение государственных закупок на 20 млрд дол. привело к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол. (с 470 млрд до 550 млрд дол.). Мультипликатор в этом примере равен 4.
Это увеличение государственных расходов на 20 млрд дол. финансируется не за счет прироста налоговых поступлений. Мы скоро увидим, что возрастание налогов приводит к уменьшению равновесного ВВП.
В соответствии с моделью изъятий и вливаний государственные закупки, так же как инвестиции и экспорт, представляют собой вливания расходов. Изъятие средств на сбережения и импорт приводит к тому, что потребление реального объема произведенной продукции отстает от располагаемого дохода, создавая потенциальный дефицит расходов. Этот дефицит можно покрыть за счет увеличения инвестиций, экспорта и государственных закупок. В табл. 10-3 показано, что равновесный уровень ВВП в 550 млрд дол. (строка 10) достигается в том случае, когда S + М = 1 + X + G, то есть при отсутствии налогов 40 + 10 = 20 -ь 10 -ь 20.
Графический анализ. На рис. 10-5а мы добавляем по вертикали государственные закупки G к уровню частных расходов С + + Л„. В результате сумма совокупных расходов увеличивается (частные плюс государственные) яо С + 1 + Х„ + О, что приводит к возрастанию равновесного ВВП на 80 млрд дол., показанному на горизонтальной оси.
Рис. 10-56 свидетельствует о таком же изменении равновесного ВВП при применении метода изъятий и вливаний. Подобно инвестициям и экспорту, государственные расходы компенсируют утечку средств на сбережения и импорт. Когда мы добавляем G при оценке нашей экономики, то об-
Табяица 10-З.Впияние государственных закупок на равновесный ВВП (в млрд дол,)
| | | | | | | |
Реальный | Потребление, | Сбережения, | Инвестиции, | Чистый экспорт, Х„ | государствен- | Совокупные рас- |
объем про- | | | | | | ные закупки. | ходы |
изводства | | | | | | | fC + ;„ + X„ + G], |
и дохода | | | | Экспорт, X | Импорт, М | | или (2]+[4]+[5]+[61 |
(ВВП = РД] | | | | | | | |
11) 370 | | | | | | | |
(2) 390 | | | | | | | |
(3) 410 | | | | | | | |
[4] 430 | | | | | | | |
(5) 450 | | | | | | | |
(6) 470 | | | | | | | |
(7) 490 | | | | | | | |
(В) 510 | | | | | | | |
[9) 530 | | | | | | | |
(10) 550 | | | | | | | |
наруживаем, что равновесный уровень ВВП устанавливается в той точке, где величина сбережений домохозяйств и импорта компенсируется точно такой же величиной инвестиций и экспорта фирм, а также той суммой, которую государство тратит на товары и услуги. При отсутствии налогов равновесный ВВП соответствует точке пересечения кривых S + Ми 1+ Х+ G.
Применяя обе модели - совокупных расходов и изъятий и вливаний, - получаем один и тот же новый равновесный ВВП, равный 550 млрд дол.
Сокращение государственных расходов G приведет к уменьшению величины совокупных расходов на рис. 10-5а и смещению вниз кривой + + X + G на рис. 10-56. В обоих случаях равновесный ВВП уменьшится в несколько раз. Вы можете это проверить: если государственные расходы снизятся с 20 млрд дол. до 10 млрд дол., то равновесный ВВП уменьшится на 40 млрд дол., то есть с 550 млрд до 510 млрд дол. Это означает, что мультипликатор равен 4.
Рисунок 10-5. Государственные расходы и равновесный ВВП
а) Метод сопоставления совокупных расходов и реального объема производства. Включение государственных расходов в наш анализ показывает, что их увеличение, так же как увеличение С, или Х„, приводит к росту совокупных расходов [С + 1д + Х„ + G] и равновесного ВВП. Отметим, что изменения государственных расходов подвержены эффекту мультипликатора. 6] Метод сопоставления изъятий и вливаний. При таком подходе можно сказать, что государственные расходы дополняют частные инвестиции и расходы на экспорт (/„ + X + G], увеличивая равновесный ВВП.
Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрд дол.) а) Метод сопоставления совокупных расходов и реального объема производства
j Государственные расходы = 20 млрд дол. | S + M |
| | | |
| | |
со +
Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрд дол.) б) Метод сопоставления изъятий и вливаний