назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


5

ЭРА ЭКОНОМИСТА

Является ли экономике практической наукой? Стоит ли затрачивать наши время и труд на ее изучение? Полвека назад Джон Мейнард Кейнс {John Maynard Keynes; 1883-1946) - несомненно, самый влиятельный экономист нашего столетия - дал убедительный ответ на этот вопрос;

«Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

Соперничающие в борьбе за наши умы идеологии современного мира в значительной мере сложились под воздействием великих экономистов прошлого - Адама Смита {Adam Smith), Давида Рикардо {David Ricardo), Джона Стюарта Милля {John Stuart Mill), Карла Маркса {Karl Marx), Джона Мейнарда Кейнса. Для мировых лидеров и по сей день обычное дело получать или просить у экономистов советы и рекомендации по вопросам экономической политики.

Например, президент Соединенных Штатов постоянно пользуется рекомендациями Совета экономических консультантов. В ежегодном экономическом докладе президента представлен широкий спектр экономических проблем, с которыми приходится сталкиваться политическим лидерам. К их числу среди множества других относятся безработица и инфляция, экономический рост и производительность, налогообложение и государственные расходы, бедность и поддержание уровня доходов, платежный баланс и международная валютная система, взаимоотношения между рабочими и управляющими, здравоохранение, загрязнение окружающей среды, дискриминация, иммиграция, конкуренция и регулирование промышленности и тд.

Экономикс на службе гражданского общества

Если мы хотим быть хорошо информированными гражданами, нам надлежит знать основы экономике. Большинство конкретных проблем повседневной жизни имеет важные экономические аспекты, и в качестве избирателей мы способны влиять на решения наших политических лидеров, направленные на преодоление этих проблем. Каковы причины и последствия «дефицитов-близнецов» - дефицита

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/Пер. с англ. М., 1978. С. 458.

федерального бюджета и дефицита внешнеторгового баланса, о которых постоянно упоминают в средствах массовой информации? О чем свидетельствуют мрачные сообщения о бездомных бродягах? Почему нежелательна инфляция? Как можно сократить безработицу? Эффективны ли существующие программы социального обеспечения? Следует ли продолжать субсидировать фермеров? Нуждаемся ли мы в дальнейшем реформировании налоговой системы? Требуется ли Америке «реиндустриализация» для восстановления своих доминирующих позиций в мировой торговле и финансах?

Поскольку ответы на подобные вопросы определяют в основном выборные чиновники, результаты наших размышлений над избирательным списком зависят от элементарных экономических познаний. Нет нужды напоминать, что основы знаний по экономике более чем полезны и самим политикам!

Недавние исследования, проведенные Национальным исследовательским центром по экономическому образованию, свидетельствуют о широчайшей экономической безграмотности. Взрослые американцы, старшеклассники и студенты колледжей демонстрируют полнейшее незнание элементарных принципов ЭКОНОМИКС, необходимых для понимания экономических событий и изменений в национальной экономике. Лишь 35% старшеклассников и 51% выпускников колледжа, 39% взрослого населения в целом дали правильные ответы на вопросы, касающиеся основ экономике.

Практическое применение принципов экономической науки

Экономикс имеет жизненно важное значение и для бизнеса. Понимание принципов действия экономической системы позволяет руководителям фирм четче формулировать задачи и стратегию. Руководитель, которому ясны причины и следствия инфляции, способен принимать более разумные хозяйственные решения в периоды инфляции. Вот почему в штатном расписании большинства крупных корпораций числятся экономисты. Их функции состоят в сборе и интерпретации экономической информации, которая могла бы послужить основой для принятия рациональных хозяйственных решений.

Кроме того, человеку, как потребителю и как работнику, ЭКОНОМИКС дает некоторое представление о том, как принимать мудрые решения при покупке товаров и найме на работу; как защитить себя от снижения покупательной способности денег, которым сопровождается инфляция; какие профессии лучше оплачиваются, какие наименее подвержены безработице; что лучше - покупать машину или брать напрокат, пользоваться кредитной карточкой или расплачиваться наличными. В равной



ГЛАВА 1

Предмет и метод экономике

мере человек, понимающий взаимосвязь между бюджетным и торговым дефицитом, с одной стороны, и курсами ценных бумаг (акций и облигаций) - с другой, способен принимать более обоснованные решения о личных инвестициях.

Однако следует предостеречь читателя: экономике при всей своей практической полезности представляет собой предмет преимущественно академический, а не узкопрофессиональный. В отличие от бухгалтерского учета, рекламного дела, корпоративных финансов и маркетинга экономике не является в первую очередь наукой о том, как делать деньги. Знание экономике может, конечно, помочь в управлении предприятием или личными финансами, но не в этом состоит ее главная задача. Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиций банковского счета отдельного человека, а с позиций общества в целом.

МЕТОДОЛОГИЯ

Чем занимаются экономисты? Какие цели они преследуют? Какие методы используют? Подзаголовок этой книги - «Принципы, проблемы и политика» - содержит лаконичный ответ на первые два вопроса. Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, предназначенной для решения экономических проблем.

Используемые экономистами методы представлены на рис. 1-1. Сначала экономист выявляет и собирает факты, относящиеся к конкретной экономической проблеме. Эту задачу иногда называют описательной, или эмпирической, экономической наукой (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть делает обобщения о реальном поведении индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией, или «экономическим анализом» (блок 2).

Как показано на рис. 1-1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Индукция позволяет выводить, или конструировать, принципы из фактов. При этом набор фактов систематизируется и анализируется так, чтобы вывести обобщение, или принцип. Индукция движется от фактов к теории, от частного к общему Индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2 на рис. 1-1.

Обобщения можно получить также с помощью дедукции, или гипотетического метода. В этой ситуации экономисты опираются на случайные наблюдения, озарения, логику и интуицию и, отталкива-

ясь от этого, формулируют предположительный, непроверенный принцип, именуемый гипотезой. Например, руководствуясь «кабинетной» логикой, они могут предположить, что потребителям целесообразно покупать больше товара, когда его цена падает

Чтобы проверить справедливость гипотезы, к которой пришли путем дедукции, экономисты подвергают ее систематической многократной проверке. Отражают ли реальные данные отрицательную, или обратно пропорциональную, зависимость между ценой и количеством приобретенного товара? Этот процесс проверки изображен на рис. 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не взаимоисключающие, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат для экономиста ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, некоторое представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для выработки весьма содержательных гипотез.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Экономическая политика контролирует экономическое поведение или его последствия либо воздействует на них

2. ПРИНЦИПЫ ИЛИ ТЕОРИИ

I Экономическая теория выявляет общие принципы экономического поведения

1. ФАКТЫ

Описательная, или эмпирическая, экономическая наука занимается сбором фактов, относящихся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики, и сопоставлением гипотез с фактами для подтверждения теорий

Рисунок 1-1. Связь между фактами, принципами и политикой в экономической науке

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты зачастую применяют индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но и для выработки экономической политики.



Наконец, общие знания об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, могут быть затем использованы для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют «прикладной экономической наукой», или экономической политикой (блок 3).

Продолжая использовать рис. 1-1 в качестве отправной позиции, займемся теперь более подробным исследованием методологии, применяемой экономистами.

Описательная экономическая наука

Все науки - эмпирические. Это означает, что все они базируются на фактах, то есть на наблюдаемых и поддающихся проверке изменениях известных данных или определенных явлений. Используемые в физических науках фактические данные относятся к неодушевленным предметам. Экономикс же как общественная наука изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством, обменом и потреблением товаров и услуг.

Сбор фактов может оказаться бесконечно сложной задачей. Поскольку реальный мир состоит из мириад взаимосвязанных фактов, экономист должен соблюдать осмотрительность в их отборе. Следует сначала отделить экономические факты от неэкономических, а затем определить, какие экономические факты относятся, а какие не относятся к рассматриваемой конкретной проблеме. Но даже и после завершения этой процедуры отбора относящиеся к данной проблеме факты могут казаться разнородными и невзаимосвязанными.

Экономическая теория

Задача экономической теории, или анализа, заключается в том, чтобы систематизировать, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие соотношения между ними и выводя из них определенные обобщения. «Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны»

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но в свою очередь и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, то есть реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена и

2 Boulding К.Е. Economic Analysis: Microeconomics. 4th ed. New Yorl<: Harper & Row, 1966. P. 5.

потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Именно поэтому экономисты должны постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой.

Терминология. Экономисты употребляют такие понятия, как «законы», «принципы», «теории» и «модели». Все эти термины по существу означают одно и то же, а именно обобщение или констатацию закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. Термин «экономический закон» несколько сбивает с толку, так как предполагает высокую степень точности, всеобщности его применения и даже нравственной справедливости. В несколько меньшей степени это относится и к термину принцип. Кроме того, некоторые люди ошибочно полагают, что теория не имеет ничего общего с действительностью, с реальными фактами. В этом смысле более подходящим является термин «модель». Модель - это упрощенная к,артина реальности, абстрактное обобщение поведения исследуемых фактов.

В нашей книге эти четыре термина будут употребляться как синонимы. Выбор термина для обозначения какого-либо конкретного обобщения будет здесь диктоваться привычкой или целесообразностью. Вот почему связь между ценой товара и его количеством, которое покупают потребители, будет называться законом спроса, а не теорией или принципом спроса - просто так уж принято ее обозначать.

А теперь нужно сделать еще несколько замечаний о характере и происхождении экономических принципов.

Обобщения. Экономические принципы - это обобщения, которым, как следует из самого термина, присущи несколько неточные количественные определения. Экономические факты обычно отличаются разнообразием: одни индивиды и институты действуют так, а другие - иначе. Экономические принципы поэтому часто формулируются с помощью усредненных данных или статистических вероятностей. Например, когда экономисты говорят, что в 1993 г. доход средней семьи (домохозяйства) составлял примерно 37 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть - намного меньше. Тем не менее такое обобщение при правильном его применении и истолковании может иметь важное значение и оказаться весьма полезным.

Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью 95% снижение подоходного налога на 1 дол. повлечет за собой увеличение потребительских расходов на 92 цента.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]