назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


43

I860

1880

1900

1920

1940

1960

1980

2000

Рисунок 6-6. Тарифные ставки в США, 1860-1994 гг.

Годы

8 США тарифнь1е ставки (уровень таможенных пошлин) колебались с течением времени. Но начиная с принятия Закона о взаимных торговых соглашениях в 1934 г., наметилась тенденция к их снижению (данные 1\/1инистерства торговли США),

американское!»), которыми пользуются сторонники протекционизма. Выгоды от тарифов мгновен-ны и очевидны для народа. Отрицательные последствия, о которых предупреждают экономисты, не так заметны и к тому же рассеяны по всей экономике. Кроме того, люди часто допускают логическую ошибку: «Если квота на японские автомобили сохранит прибыли и занятость в американской автомобильной промышленности, то как она может быть вредна для экономики в целом?» А когда к этому добавляются еще и политические соображения, изложенные в такой форме: «Вы поддерживаете тарифы в текстильной промышленности моего штата, а я поддерживаю тарифы в автомобильной промышленности вашего штата», - результатом может стать введение протекционистских тарифов, импортных квот и экспортных субсидий.

Издержки для общества

Тарифы и квоты выгодны фирмам в защищаемых отраслях, но вредят американским потребителям, которым приходится покупать товары по ценам выше мировых. Издержки торгового протекционизма для американских потребителей превышают выгоды от протекционизма для американских производителей, что означает чистые издержки для всех

американцев. В начале 90-х годов эти издержки превышали 21 млрд дол. ежегодно. Снятие торговых барьеров снизило бы цены в защищаемых отраслях в среднем на 3%. Цены на одежду упали бы на 11,4%, на сумки и чемоданы - на 9,1, на сахар -на 8,3%. Снизились бы также цены на обувь, часы, прессованное и дутое стекло, драгоценные камни, инструменты, замороженные фрукты и овощи, черепицу из керамики и кожаные изделия.

Тарифы и квоты на текстиль и одежду обходятся нашей экономике примерно в 16 млрд дол. ежегодно. В других отраслях чистые издержки торгового протекционизма составляют: 3 млрд дол. в морском транспорте, 850 млн в производстве молока и молочных продуктов, 657 млн в сахарной промышленности, 353 млн в производстве арахиса, 177 млн в производстве мяса, 170 млн в производстве нерезиновой обуви и 101 млн дол. в выпуске часов.

МНОГОСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ И ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Когда одна из стран воздвигает барьеры на пути импорта, страна, чей экспорт от этого страдает, мо-

United States International Trade Commission.



Но закон о взаимных торговых соглашениях дал толчок только двусторонним переговорам (переговорам между двумя государствами). Этот подход был расширен в 1947 г, когда 23 страны, включая США, подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех основных принципах: 1) равное, недискриминационное отношение ко всем странам-участницам; 2) снижение тарифов путем многосторонних переговоров; 3) отказ от импортных квот

По существу ГАТТ представляет собой форум для ведения переговоров между странами о снижении торговых барьеров на многосторонней основе. ГАТТ охватывает более 120 государств, и нет сомнений, что оно сыграло положительную роль в развитии тенденции к либерализации международной торговли. В рамках организационной структуры ГАТТ страны-участницы в период после второй мировой войны провели восемь раундов переговоров о снижении торговых барьеров.

Уругвайский раунд. Восьмой раунд переговоров ГАТТ начался в Уругвае в 1986 т. После семи лет ожесточенных дебатов в 1993 т. 124 страны-участницы достигли нового соглашения. Оно вступило в силу с 1 января 1995 г, и его положения будут действовать до 2005 г.

Основные положения нового соглашения в рамках ГАТТ таковы.

/. Снижение тарифов. Будут устранены или существенно снижены тарифы на тысячи видов продукции, включая строительное и медицинское оборудование, бумагу сталь, химикаты, древесину платы памяти для ЭВМ и алюминий. В целом снижение тарифов составит примерно 33%.

2. Включение услуг. В настоящее время услуги образуют значительный сегмент мирового рынка объемом 90 млрд дол. и к ним впервые применены положения ГАТТ. Соглашение либерализует государственную политику которая прежде существенно затрудняла проникновение на мировой рынок таких видов услуг, как реклама, страхование, консалтинг, туризм, бухгалтерские, юридические, финансовые и другие.

3. Сельское хозяйство. Все государства-участники согласились «урезать» свои сельскохозяйственные субсидии, предоставляемые фермерам, сократив общий объем таких субсидий на 21%, или на 300 млрд дол. ежегодно. Соглашение снимает запрет на импорт риса в Японию и Южную Корею, а также американские импортные квоты на сахар, молочные продукты и арахис. Эти квоты будут заменены тарифами.

4. Интеллектуальная собственность. Соглашение обеспечивает международную защиту интеллектуальной собственности от пиратства в виде патентов, торговых марок и авторских прав. Эта защита

жет ответить введением своих собственных торговых барьеров. В этой «торговой войне» растут тарифы, препятствуя мировой торговле и снижая всеобщее экономическое благосостояние. ЬСлассическим примером является Закон о тарифах Смута-Хоули 1930 г. Вместо того чтобы сократить импорт и стимулировать внутреннее производство, этот закон своими высокими тарифами вынудил страны, которых это коснулось, ответить столь же высокими тарифами. Международная торговля по всему земному шару сократилась, что привело к снижению уровня производства, доходов и занятости во всех странах. Историки экономики в целом соглашаются, что тариф Смута-Хоули способствовал началу Великой депрессии. В связи с этим страны предприняли усилия для снижения тарифов по всему миру Движение к свободной торговле поддержали мощные внутринациональные группировки в своих собственных интересах. В частности, экспортеры товаров и услуг, импортеры иностранных компонентов, используемых во внутреннем производстве товаров, и продавцы импортных товаров энергично способствовали снижению тарифов во всем мире.

Рис. 6-6 ясно показывает, что Соединенные Штаты были страной с высокими тарифами на протяжении большей части своей истории. Но он также показывает, что в целом американские тарифы за последние полвека снизились".

Закон о взаимных торговых соглашениях и ГАТТ

Принятие Закона о взаимных торговых соглашениях

1934 г. положило начало тенденции к снижению тарифов. Специально направленный на снижение тарифов, этот закон имел две основные особенности.

1. Полномочия по ведению переговоров. Он наделял президента полномочиями вести переговоры и заключать соглашения с другими странами о снижении американских тарифов до 50% от существующих ставок. Снижение тарифов зависело от готовности других стран ответить тем же, снизив свои тарифы на американский экспорт

2. Общее снижение тарифов. При включении в подобные соглашения положения о режиме наибольшего благоприятствования снижение тарифов затрагивало бы уже не только ту конкретную страну, которая в данный момент вела переговоры с Соединенными Штатами, но и все другие страны, когда-либо ранее получившие статус страны с режимом наибольшего благоприятствования.

" Однако усредненные значения занижают важность тарифов, поскольку не отражают тот факт, что некоторые товары из-за действующих тарифов вовсе не попадают на американские рынки. Кроме того, средние величины скрывают высокие тарифы на определенные товары.



принесет крупные выгоды американским книгоиздателям, музыкальным продюсерам и фирмам, занимающимся созданием компьютерных программ.

5. Поэтапная отмена квот на текстиль и одежду. Квоты на импорт текстиля и одежды в течение 10 лет отменены и заменены тарифами. Эти квоты препятствуют импорту одежды в промышленно развитые страны. Их отмена благоприятно скажется на развивающихся станах, имеющих относительное преимущество в этой области.

6. Всемирная торговая организация. В ГАТТ включено положение о создании Всемирной торговой организации, наделенной юридической властью и правом выступать посредником между членами при обсуждении новых правил.

По оценкам, исчерпывающее выполнение всех договоренностей в рамках ГАТТ приведет к росту мирового валового продукта на 6 трлн дол., или на 8%! Для американских же потребителей выигрыш составит примерно 30 млрд дол. ежегодно.

Европейский союз

Ради снижения тарифов страны объединяются также в региональные зоны свободной торговли, или торговые блоки. Наиболее ярким примером служит Европейский союз (ЕС), ранее называвшийся Европейским экономическим сообществом. Начавшийся с создания Общего рынка в 1958 г, ЕС теперь включает в себя 15 западноевропейских стран-Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию и Швецию.

Цели. Первоначально Общий рынок был создан для: 1) постепенной отмены тарифов и импортных квот на все продукты, которыми торгуют между собой страны-участницы; 2) установления общей системы тарифов применительно ко всем товарам, поступающим из стран, не входящих в ЕС; 3) обеспечения свободного движения капиталов и рабочей силы в пределах Общего рынка; 4) выработки единой политики по другим экономическим вопросам, затрагивающим все страны-участницы, в том числе по проблемам сельского хозяйства, транспорта, а также регулирования предпринимательской деятельности. ЕС достиг большинства поставленных целей и теперь представляет собой мощный торговый блок.

Результаты. Создание ЕС было вызвано как политическими, так и экономическими мотивами. Основным экономическим мотивом было стремление стран-участниц к большей свободе во взаимной торговле. Хотя довольно трудно точно определить, в какой степени своим процветанием и ростом ЕС обязан именно экономической интеграции, но за-

ведомо ясно одно: интеграция создает массовые рынки, жизненно важные для развития промышленности ЕС. Благодаря экономии за счет масштабов производства европейским отраслям удалось существенно снизить издержки, чего на всех предыдущих этапах исторического развития им не позволяли добиться узкие, ограниченные национальными рамками рынки.

Влияние интеграции на страны, не входящие в ЕС, например США, не столь определенно. С одной стороны, благодаря мирным взаимоотношениям и процветанию в рамках ЕС его страны-участницы становятся все более выгодными покупателями американского экспорта. С другой стороны, фирмы США и других государств, не входящих в ЕС, сталкиваются с тарифными барьерами, которые затрудняют конкуренцию с компаниями из стран, принадлежащих к торговому блоку ЕС. Например, до образования ЕС американские, немецкие и французские автомобилестроители платили одинаковые пошлины, продавая свою продукцию Бельгии. Однако после введения внутренних условий торговли между членами ЕС бельгийские тарифы на немецкий «фольксваген» и французский «рено» снизились до нуля, но к американским «шевроле» и «фордам» по-прежнему применяется внешний тариф. Это ставит американские фирмы в невыгодное положение. Точно так же торговые ограничения ЕС затрудняют Восточной Европе экспорт металлов, текстиля и сельскохозяйственных продуктов - товаров, которые восточноевропейские страны производят в изобилии.

Из-за тех преимуществ, которыми пользуются страны внутри зон свободной торговли, у торговых блоков, подобных ЕС, могут сократиться торговые отношения с третьими странами, не принадлежащими к блоку Таким образом, мир потеряет часть выгод от полностью открытой глобальной торговой системы. Устранение этого недостатка как раз и послужило одним из мотивов для введения через ГАТТ более свободных условий мировой торговли.

Североамериканское соглашение о свободной торговле

В 1993 г Канада, Мексика и США также образовали торговый блок. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) установило зону свободной торговли, имеющую примерно такой же совокупный объем производства, что и ЕС, но значительно большую географическую протяженность. Заключению НАФТА предшествовало соглашение о свободной торговле между Соединенными Штатами и Канадой от 1989 г По этому соглашению канадские производители получили более свободный доступ к рынку, размерами в 10 раз превышающему

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]