назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


39

Таблица 6-1. Экспорт товаров и услуг как доля ВВП (выборка стран), 1993 г.

Страна

Экспорт в% от ВВП

Нидерланды

Германия

Новая Зеландия

Канада

Великобритания

Франция

1/1талия

Япония

Источник: IMF, International Financial Statistics, 1994,

Объем. В США да и во всем мире объем международной торговли увеличился в абсолютном и в относительном выражении. Сравнение данных, помещенных в прямоугольниках на рис. 6-2, показывает существенный рост в абсолютном денежном выражении американского экспорта и импорта в течение последних десятилетий. Линии на рисунке показывают рост экспорта и импорта товаров и услуг как доли ВВП - суммарной стоимости (в дол.) всех товаров и услуг, произведенных в пределах Соединенных Штатов. Экспорт и импорт в настоящее время составляют от 11 до 13% ВВП, по сравнению с 1965 г их относительная величина увеличилась более чем вдвое.

Однако доля США в международной торговле сокращается. В 1947 г. они обеспечивали примерно /3 суммарного мирового экспорта, а теперь только около /8. Объем международной торговли других стран возрастал более быстрыми темпами, чем внешняя торговля США. Но по абсолютным показателям экспорта и импорта Соединенные Штаты остаются ведущей внешнеторговой страной.

Рисунок 6-2.

Обьем внешней торговли США как доля ВВП

Американские импорт и экспорт увеличивались в размерах, и с 1965 г. их доля в ВВП более чем удвоилась. (Economic Report of the President, 1994. Использованы данные национальной статистики, скорректированные с учетом инфляции (в ценах 1987 г.)).

Зависимость. Нечего даже и спрашивать о том, зависят ли США от мировой экономики. США почти целиком зависят от других стран в потреблении бананов, кофе, какао, специй, чая, натурального шелка, никеля, жести, каучука и алмазов. Даже беглый взгляд показывает, что импортные товары конкурируют на многих внутренних рынках: японские видеокамеры и видеомагнитофоны, французские и итальянские вина, швейцарские и австрийские лыжи, японские М0Т0ЦИЮ1Ы и автомобили - это лишь отдельные примеры. Иностранные автомобили обеспечивают 33% общего объема продаж автомобилей в Соединенных Штатах. Даже великое американское времяпрепровождение - бейсбол - очень сильно зависит от импорта перчаток и мячей.

Но международная торговля - это улица с двусторонним движением, и многие американские отрасли находятся в существенной зависимости от внешних рынков. Почти все виды сельскохозяйственного производства зависят от иностранных рынков: экспорт риса, пшеницы, хлопка и табака составляет от /4 до более /2 их суммарного производства. Химическая промышленность, самолето-, автомобиле- и станкостроение, добыча угля и производство компьютеров - это лишь немногие американские отрасли, которые продают значительную часть своей продукции на международных рынках. В табл. 6-2 показаны основные виды товарного экспорта и импорта США.

Структура торговли. Табл. 6-2 и 6-3 дают полное представление о структуре торговли Соединенных Штатов. Отметим следуюшие особенности.

1. В 1993 т. импорт товаров превышал экспорт на 133 млрд дол. (В таблицах, однако, не показано, что экспорт услуг превосходил их импорт на 57 млрд дол.)



108 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Введение в экономике и экономику Таблица 6-2. Основные статьи экспорта и импорта товаров США, 1993 г. (в млрд дол.)

Экспорт

Обь ем

Импорт

Обьем

Химические продукты

30,1

Автомобили

52,2

Компьютеры

29,3

Нефть

51,5

Товары длительного пользования

26,6

Компьютеры

ЗВ,0

Самолеты

Одежда

31,7

Полупроводники

19,1

Бытовые приборы

22,5

Энергетическое оборудование

17,0

Полупроводники

19,5

Металлы (кроме железа]

14,6

Химические продукты

18,1

Автомобили

14,5

Игрушки и спортивные товары

12,4

Зерно

14,4

Железо и сталь

11,8

Телекоммуникационное оборудование

13,5

Телекоммуникационное оборудование

11,3

Источит: данные Министерства торговли США.

2. Основная часть экспортной и импортной торговли США приходится на другие промышленно развитые страны, а не на менее развитые страны или государства Восточной Европы.

3. В количественном отношении наиболее важным партнером США является Канада. 22% экспортируемой продукции продается канадцам, которые в свою очередь обеспечивают 19% американского импорта.

4. Имеется заметный дисбаланс в торговле США с Японией (60 млрд дол.); американский импорт из Японии значительно превосходил экспорт США в эту страну. В основном такой дисбаланс объясняется большими объемами импорта японских автомобилей и электроники.

5. Зависимость США от иностранной нефти выражается в преобладании импорта в торговле Соединенных Штатов со странами, входящими в организацию государств - экспортеров нефти (ОПЕК).

6. США импортируют некоторые товары из тех же категорий, которые идут на экспорт (особенно автомобили, компьютеры, химические продукты, полупроводники и оборудование для телекоммуникаций).

Связи. Табл. 6-3 свидетельствует также о наличии сложных финансовых отношений между странами. Как финансируется внешнеторговый дефицит США в размере 133 млрд дол., отраженный в табл. 6-3? Каким образом страна - или индивидуум - может получать от других больше товаров, чем в состоянии предоставить взамен? Ответ: либо беря у них в долг, либо отказываясь от владения частью своих активов, или богатства. Именно это происходит с Соединенными Штатами. США финансируют свой торговый дефицит за счет займов (продавая ценные бумаги) у других стран. Соединенные Штаты в настоящий момент самый крупный должник в мире. Более того, страны, в отношениях с которыми у США наблюдается крупный торговый дефицит, например Япония, приобретают активы в Америке. CBS Records и Firestone Tire теперь принадлежат японским фирмам,компаниями Doubleday к RCA владеют немецкие фирмы, а Standard Oil и Holiday Inns находятся в руках англичан.

Таблица 6-3. Товарный экспорт и импорт США по странам, 1993 г.

Экспорт

Стоимость [в млрд дол.]

Доля в общей стоимости [в %]

Импорт

Стоимость [в млрд дол.]

Доля 8 общей стоимости [в %]

Промышленно развитые

Промышленно развитые

страны

страны

Канада

Канада

Япония

Япония

Западная Европа

Западная Европа

Австралия

Австралия

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны

Мексика

Мексика

ОПЕК

ОПЕК

Прочие

Прочие

Восточная Европа

Восточная Европа

Итого

Примечание: данные в таблице основаны на статистике международных сделок и включают военные поставки. Итоговые данные

могут не сходиться из-за округлений.

Источник: Survey of Current Business. September, 1994.



Факторы, способствующие росту

Несколько факторов способствовало быстрому росту международной торговли после второй мировой войны.

Технологии транспортировки. Высокие транспортные издержки служат барьером для любого типа торговли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило международную торговлю. Самолеты теперь быстро доставляют легкие ценные товары, например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танкерах, что сильно сократило стоимость перевозки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохранилиш на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают контейнеры на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по трубам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потрошат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты. Производители коммерческих самолетов доставляют новые лайнеры зарубежным клиентам в течение нескольких часов, просто совершая на них перелеты непосредственно к месту назначения.

Технологии связи. Международная торговля расширилась также благодаря крупным улучшениям в коммуникационной технологии. Телефоны, факсы и компьютеры теперь непосредственно связывают торговцев во всем мире, позволяя экспортерам искать и отбирать наиболее выгодные возможности для продажи товаров за границей и заключения торговых сделок. Новые средства связи позволяют нам перемешать деньги по всему миру в мгновение ока. Курсы обмена, цены акций и процентные ставки почти одновременно появляются на экранах компьютеров в Лос-Анджелесе, Лондоне и Лиссабоне.

В настоящее время экспортеры и импортеры могут вести переговоры между Швецией и Австралией так же легко, как между Оклендом и Сан-Франциско. Дистрибьютор во Флориде может получить расценки на 1000 плетеных корзинок в Таиланде так же быстро, как на 1000 бутылок бурбона в Кентукки.

Общее снкжеппе тарифов. Тарифы - акцизы или импортные пошлины - то и дело скачут то вверх, то вниз, но с 1940 г снизились во всем мире. Взгля-

нув на рис. 6-6, можно увидеть, что в США тарифные сборы как доля от общего объема облагаемого пошлинами импорта теперь составляют около 5% по сравнению с 40% в 1940 т. Во многих странах до сих пор существуют барьеры на пути свободной торговли, но в среднем тарифы сильно сократились, что привело к увеличению объемов международной торговли.

Мир. Во время второй мировой войны крупные промышленные державы воевали друг с другом, что нанесло серьезный ущерб международной торговле. С тех пор торговля не только восстановилась, она значительно расширилась благодаря мирным взаимоотношениям и торговым организациям, связывающим большинство промышленно развитых стран. В частности, Япония и Германия - две силы, проигравшие вторую мировую войну, - теперь входят в число ведущих участников международной торговли.

Участники

Все страны в мире в какой-то степени участвуют в международной торговле.

Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа. Как показано в разделе «Международный ракурс» 6-1, самыми крупными участниками международной торговли являются США, Германия и Япония. В 1993 г. суммарный экспорт этих государств составлял 1,2 трлн дол. Помимо Германии в число крупнейших экспортеров и импортеров входят такие западноевропейские страны, как Франция, Великобритания и Италия. Эти три основных «игрока» - Соединенные Штаты, Япония и Западная Европа - сейчас поистине доминируют в международной торговле. Эти же три региона образуют сердцевину мировой финансовой системы и служат местом базирования большинства крупных мировых многонациональных корпораций - фирм, значительную часть активов которых составляют зарубежные производственные и распределительные структуры. Среди 25 крупнейших многонациональных корпораций можно назвать Royal Dutch Shell и Unilever (Великобритания/Нидерланды), Ford Motor, General Motors и IBM (Соединенные Штаты), British Petroleum (Великобритания), Nestle (Швейцария), Fiat (Италия), Siemens и Bayer Chemicals (Германия), Mitsubishi и Mitsui (Япония) и Alcatel Alstrom (Франция).

Новые игроки. Недавно на мировой торговой арене появились новые заметные игроки. Одну такую группу стран представляют недавно ставшие индустриальными азиатские экономики Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня. Эти «азиатские тигры» увеличили свою долю в мировом экспорте с

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [ 39 ] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]