назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


37

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Одним из основных преимуществ корпораций является их способность финансировать свои операции путем продажи акций и облигаций. Полезно рассмотреть природу корпоративных финансов более детально.

Вообще корпорации финансируют свою деятельность тремя различными способами. Во-первых, значительная часть финансовых средств поступает из внутренних источников - из нераспределенной прибыли корпорации. Во-вторых, подобно частным лицам и некорпоративным фирмам, корпорации могут прибегнуть к займам у финансовых институтов. Например, небольшая корпорация, желающая построить новый завод, может получить средства в коммерческом банке, ссудо-сберегательной ассоциации или страховой компании. В-третьих, при этом корпорации, и только они, могут выпускать обыкновенные акции и облигации.

Акции и облигации. Обыкновенные акции представляют собой долю в собственности корпорации. Покупатель сертификата акций имеет право голоса на выборах должностных лиц корпорации, а также право на получение дивидендов. Если вы приобрели 1000 акций из 100 тыс. акций, выпущенных компанией Specific Motors, Inc. [далее - SM], то

вы стали владельцем 1% компании, приобрели право на 1% всех дивидендов, объявленных к выплате советом директоров, а также получили 1% голосов на ежегодных выборах руководителей корпорации.

В отличие от акции облигация не обеспечивает пррвг собственности. Покупатель облигации просто предоставляет ссуду корпорации. Облигация - это долговая расписка, подтверждающая заем, в которой корпорация обязуется выплатить держателю облигации определенную сумму по истечении установленного срока, а также ежегодно выплачивать определенные суммы [проценты], вплоть до погашения облигации. Например, вы можете приобрести облигацию SM, выпущенную сроком на 10 лет, номинальной стоимостью 1000 дол. и установленной 10%-ной ставкой. Это означает, что за ваши 10ОО дол. SM гарантирует ежегодную выплату процентов на сумму 100 дол. в течение последующих 10 лет и в конце зтого срока возврат 1000 дол. основной суммы долга.

Различия. Очевидно, что между акциями и облигациями существуют важные различия. Во-первых, как уже отмечалось, держатель облигации является не совладельцем компании, а только ее кредитором. Во-вторых, по двум причинам облигации считаются менее рискованными, чем акции. С одной стороны, держатели облигаций пользуются «законным преимущественным правом» на доходы корпорации.

Заметный бюджетный дефицит, наблюдаемый на рис. 5-9 при сравнении поступлений и расходов местных властей, в основном устраняется, когда принимаются во внимание неналоговые источники доходов. В 1992 г. налоговые поступления местных органов власти были дополнены 216 млрд дол. межправительственных субсидий от федерального правительства и правительств штатов. Более того, местные органы власти получили дополнительные 56 млрд дол. в виде дохода принадлежашей им собственности, то есть в виде поступлений от государственных больниц и предприятий коммунального хозяйства.

Краткое повторение 5-3

Государственные закупки составляют около 20% внутреннего продукта; с добавлением трансфертных платежей государственные расходы возрастают почти до V3 внутреннего продукта.

♦• Социальное обеспечение и национальная оборона занимают основное место в расходах федерального правительства; личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налоги на заработную плату служат главными источниками поступлений.

♦• Правительства штатов в привлечении средств опираются на налоги с продож и акцизы; их расходы направляются на социальное обеспечение, образование, здравоохранение и дорожное строительство.

♦• Образование является важнейшей статьей расходов для местных органов власти, а их поступления складываются главным образом из налога на имущество.

Фискальный федерализм

Исторически сложилось так, что сбор налогов в штатах и на местном уровне всегда значительно отставал от расходов этих властей. Нехватка поступлений покрывается в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20% всех своих доходов. Федеральные субсидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собственными субсидиями местным органам управления. Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом. Из-за постоянного и крупного дефицита федерального бюджета субсидии со стороны федерального правительства в последнее время



Акционерам не выплачиваются дивиденды до тех пор, пока не осуществлены все процентные выплаты, причитающиеся владельцам облигаций. С другой стороны, акционеры SM не знают, как велики будут их дивиденды и сколько они смогут получить за свои акции, если захотят продать их. Если у SM наступят трудные времена, акционеры могут вовсе не получить дивидендов, а сами акции обесценятся. Держателю же облигаций SM гарантируется ежегодная выплата 100 дол. в виде процента и возвращение 1000 дол. в конце десятилетнего срока при единственном условии, что корпорация не разорится.

Риск, присущий облигациям. Но зто не означает, что покупка корпоративных облигаций не связана с риском. Рыночная стоимость облигаций компании SM может колебаться в зависимости от финансового состояния корпорации. Если SM сталкивается с экономическими трудностями, которые ставят под угрозу финансовую целостность корпорации, рыночная стоимость облигаций SM может упасть. Стоит ли вам продавать такую облигацию до истечения срока ее погашения, если вы сможете получить за нее только 600 или 700 дол. вместо затраченных 1000 дол. и, значит, понесете убытки (потерю капитала).

(изменения процентных ставок также влияют на рыночную цену облигаций. В частности, повышение процентной ставки ведет к понижению цен на облигации, и наоборот

Предположим, что в 1996 г., когда процентная ставка составляла 10%, вы купили облигацию SM номинальной стоимостью 1000 дол. и сроком погашения 10 лет. Это, очевидно, означает, что ваша облигация обеспечивает 100 дол. в качестве фиксированного процента, выплачиваемого ежегодно. А теперь предположим, что со следующего года процентная ставка подскочила до 15% и SM приходится уже гарантировать фиксированные ежегодные вклады в размере 150 дол. по новым десятилетним 1000-долларовым облигациям выпуска 1997 г. Ясно, что ни один здравомыслящий человек не заплатит 1000 дол. за вашу облигацию, приносящую только 100 дол. ежегодных процентных выплат, в то время как за те же 1000 дол. можно купить новые облигации, которые обеспечат держателю 150 дол. в год. В результате, если вы продаете вашу облигацию выпуска 1996 г. раньше срока ее погашения, зто приведет к потере капитала.

Из-за инфляции держатели облигаций сталкиваются с еще одним элементом риска. Если в течение десятилетнего срока действия вашей облигации SM инфляция будет расти, то 10ОО дол. основного долга, которые вы получите в конце этого периода, будут обладать значительно меньшей покупательной способностью, чем те 1000 дол., которые вы ссудили SM 10 годами ранее. Вы одолжили «дорогие» деньги, а вам вернули «дешевые».

сократились. Это вынудило правительства штатов и местные органы власти повысить налоговые ставки, ввести новые налоги и ограничить свои расходы.

Лотереи

Правительства штатов и местные органы власти все в большей степени рассматривают лотереи как средство затыкания дыр в бюджете, возникающих из-за разницы между налоговыми поступлениями и расходами. В 1993 г. 37 штатов проводили лотереи, на которых было продано билетов на 25 млрд дол.

Лотереи - явление довольно противоречивое. Противники лотерей утверждают, что: 1) поддержка властями азартных игр аморальна по своей сути; 2) лотереи создают тип «заядлых» игроков, которые, погрязнув в игре, разоряются сами и доводят до нищеты свои семьи; 3) семьи с низким доходом тратят

на лотереи большую долю своего дохода, чем богатые семьи; 4) как сфера оборота наличных денег, лотереи притягивают к себе преступников и вызывают другие нежелательные последствия; 5) лотереи убеждают людей в том, что путь к преуспеванию им открывают везение и счастливый случай, а вовсе не образование, упорный труд, накопление и инвестирование.

Защитники же лотерей настаивают на том, что: 1) лотереи предпочтительнее налогов, поскольку участие в них - дело добровольное, а не принудительное; 2) лотереи представляют собой безболезненный способ финансирования таких государственных услуг, как образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение; 3) лотереи составляют конкуренцию незаконным азартным играм, и потому они благоприятны для общества как средство борьбы с организованной преступностью.

РЕЗЮМЕ

1. Функциональное распределение дохода показывает, каким образом совокупный доход общества распадается на заработную плату ренту процент и прибыль; личное распределение доходов показывает, как совокупный доход делится между отдельными домохозяйствами.

2. Домохозяйства распределяют свой общий доход на личные налоги, сбережения и на потребительские товары. Более половины потребительских расходов уходит на оплату услуг

3. Индивидуальная частная фирма, партнерство (товарищество) и корпорация - это основные



тельство может сократить безработицу и снизить инфляцию.

9. Модель кругооборота помогает нам понять, каким образом правительство осуществляет свои функции перераспределения доходов и ресурсов, а также стабилизации экономики.

10. Государственные закупки истощают или поглощают ресурсы; трансфертные платежи - нет. Государственные закупки начиная с 1950 т. составляли около 20% внутреннего продукта. Однако трансферты значительно возросли, так что общая величина государственных расходов в настоящее время составляет около /3 внутреннего продукта.

11. Основные категории государственных расходов - пенсии,социальное обеспечение, национальная оборона, здравоохранение, выплата процентов по государственному долгу; поступления складываются главным образом из личного подоходного налога, налога на прибыль корпораций и налогов на заработную плату

12. Основными источниками поступлений для штатов служат налоги с продаж и акцизы; их расходы направляются преимущественно на социальное обеспечение, образование, здравоохранение и дорожное строительство.

13. На местном уровне большую часть поступлений обеспечивает налог на имущество, а наиболее важной статьей расходов является образование.

14. В условиях фискального федерализма поступления штатов и местных органов власти дополняются крупными субсидиями от федерального правительства.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

функциональное и личное распределение дохода

(functional and personal distribution of income) Товары длительного и кратковременного

пользования (durable and nondurable goods) Услуги (services) Предприятие (plant) Фирма (firm)

Горизонтальное и вертикальное объединение

(horizontal and vertical combinations) Конгломераты (conglomerates) Отрасль (industry) Индивидуальная частная фирма

(sole proprietorship) Партнерство (товарищество) (partnership) Корпорация (corporation) Ограниченная ответственность

(limited liability) Разделение функций собственности и управления

(separation of ownership and control) Двойное налогообложение (double taxation)

Компании с ограниченной ответственностью

(limited-liability companies) Монополия (monopoly) Издержки и выгоды перелива

(spillover costs and spillover benefits) Принцип исключения (exclusion principle) Общественные, или социальные, блага (товары

и услуги) (public or social goods) «Проблема бесплатного проезда» (free-rider problem) Государственные закупки (government purchases) Трансфертные платежи (transfer payments) Личный подоходный налог (personal income tax) Предельные и средние ставки налогообложения

(marginal and average tax rates) Налог на заработную плату (payroll tax) Налог на прибыль корпораций (corporate income tax) Налоги с продаж и акцизы (sales and excise taxes) Налог на имущество (property tax) Фискальный федерализм (fiscal federalism) Лотереи (lotteries)

организационно-правовые формы деловых предприятий. Корпорации заняли доминирующие позиции в предпринимательском секторе благодаря: а) ограниченной ответственности; б) способности с большей легкостью, чем другие фирмы, привлекать денежный капитал для расширения операций.

4. Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы: а) обеспечивая ей правовую базу и социальную структуру; б) поддерживая конкуренцию.

5. Правительство регулирует распределение доходов путем прямого вмешательства в действие рынка и через систему налогов и трансфертных платежей.

6. Переливы, или побочные (внешние) эффекты, приводят к тому, что равновесный объем производства определенных товаров отличается от оптимального. Издержки перелива вызывают избыточное выделение ресурсов, которое может быть устранено законодательным путем или введением специальных налогов. Выгоды перелива сопровождаются недостаточным выделением ресурсов, что может быть исправлено предоставлением субсидий либо потребителям, либо производителям.

7. Государство должно обеспечивать производство общественных благ, поскольку такие блага неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми нельзя отстранить потребителей, не плативших за эти блага.

8. Регулирование налогов и государственных расходов - это один из способов, которым прави-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]