назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [ 306 ] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


306

а. Кривая предложения труда и кривая MRC показаны как единая горизонтальная линия при рыночном уровне заработной платы в 14 дол. Фирма может нанимать столько работников, сколько хочет, и издержки на каждого составят 14 дол.

б. Равновесный уровень заработной платы - 14 дол.; равновесный уровень занятости - 4 ед. труда. Из данных таблиц: Л ?/* превышает MRC для каждой из первых четырех единиц труда, но для пятой единицы Л/ЛР меньше, чем MRC. График: равновесие находится в точке пересечения кривых MRP и MRC {MRP опять нанесен посередине между каждыми соседними количествами единиц труда).

28-6. Монопсонист имеет дело с рыночной кривой предложения труда S - это единственная фирма, нанимающая такую рабочую силу MRC лежит выше S и поднимается круче, чем S, потому что все работники получают более высокую заработную плату которая необходима для привлечения дополнительных работников. Равновесная заработная плата равна 12 дол., равновесная занятость равна 3. Монопсонист может платить заработную плату ниже конкурентной, ограничивая уровень занятости.

1 2 3 4 5 Количество труда

28-8. Профсоюзная заработная плата становится равной MRC фирмы, которую мы покажем горизонтальной линией от W, до S. Теперь каждая единица труда добавляет к издержкам фирмы только свою заработную плату Фирма будет нанимать ft работников, когда MRP =MRC (= И/), что больше Q„ работников, которых она наняла бы, если бы не было профсоюза.

Глава 29

29-2. Совокупный объем предложения земель полностью фиксирован. По мере увеличения населения и повышения спроса на землю возникает и растет рента. С точки зрения общества эта рента является избыточной, то есть платежом, не являющимся необходимым для обеспечения доступности земель для общества в целом. Если бы рента уменьшилась или исчезла, была бы доступна та же самая площадь земель. Если бы она увеличилась, новых земель не возникло бы. Таким образом, рента не играет роль побудительной функции.

Но земли действительно могут использоваться альтернативными способами. Чтобы получить их для наиболее продуктивного использования, индивиды и фирмы конкурируют, и победителями являются те, кто платит наибольшую ренту. Для тех, кто предлагал наивысшую цену рента является издержками производства, которые должны быть покрыты за счет поступлений от продажи произведенных на этой земле товаров.

29-4. Уровень номинального ВВП; процентная ставка. См. рис. 3-2 и подписи к нему Хотя процентная ставка является равновесной ценой, она «назначается» монетарными властями, поскольку они имеют возможность менять положение кривой предложения денег

29-6. Номинальная процентная ставка - это процентная ставка, выраженная в долларах при их текущей стоимости (без поправки на инфляцию). Реальная процентная ставка - это номинальная процентная ставка с поправкой на инфляцию (или дефляцию). Реальная процентная ставка существенна при принятии решений об инвестициях - она отражает реальные издержки при взятии денег в долг. В процессе принятия решения она сравнивается с ожидаемой прибылью от инвестиций. Реальная процентная ставка равна 4% (12%-8%). Эти люди сэкономили, потому что если бы не держали деньги на сберегательном счете, то не получили бы никакой номинальной процентной ставки, и цена их сбережений уменьшилась бы в соответствии с инфляцией. При инфляции в 12% и ставке по сбережениям, например, 7%, эти люди теряли по 5% в год. Не очень хорошо, но лучше, чем терять все 12%.

29-8. Предпринимательская прибыль (учетная прибыль) - это то, что остается от совокупных поступлений фирмы после того как она оплатила все явные издержки, то есть платежи за факторы производства, использованные фирмой, но не за ресурсы, которыми владеет сама фирма. Экономисты также учитывают альтернативные издержки - то, что владельцы могли бы получить, используя ресурсы, которыми они владеют, каким-либо иным способом. Экономисты добавляют эти альтернативные издержки к бухгалтерским явным издержкам, чтобы получить совокупные издержки. Вычитая совокупные издержки из совокупных поступлений, мы получим меньшую прибыль (экономическую прибыль), чем учетная прибыль.



Источники экономической прибыли: 1) неопределенность и риск; 2) неопределенность и нововведения; 3) монополия.

а. Прибыль от взятия на себя неопределенности и риска при нововведениях, а также монопольная прибыль в связи с наличием патента, б. Монопольная прибыль, связанная с преимуществом в расположении, в. Прибыль от взятия на себя нестрахуемого риска изменения спроса (изменение могло быть неблагоприятным).

Глава 30

30-1. а. Частные товары, сверху вниз: Р = 8 дол., Q = \; Р = 1 дол., С = 2; Р = 6 дол., С = 4; Р = 5 дол., 0=1; Р = 4дол., Q = 10; Р = 3 дол., Q = 13; Р = 2дол., 2 = 16; Р = 1 дол., Q = 19. б. Общественные товары, сверху вниз: Р = 19 дол., 2 = 1; Р = 16 дол., Q=2\ Р = = 13 дол., С = 3; Р = 10 дол., С = 4; Р = 7 дол., 2=5; Р = 4 дол., С = 6; Р = 2 дол., С = 7; Р = 1 дол., 2=8. Первая таблица представляет собой горизонтальное суммирование индивидуальных кривых спроса; вторая таблица представляет собой вертикальное суммирование этих кривых. Рыночная кривая спроса на частные товары будет определять в комбинации с рыночным предложением действительное соотношение «цена - выпуск» на рынке. Поскольку индивидуальные предпочтения не проявляются на рынке у потенциальных покупателей общественных товаров, коллективная кривая спроса на общественные товары является гипотетической или ее надо определять путем исследования «готовности платить».

30-2. Оптимальное количество равно 4, поскольку при цене 10 дол. коллективная готовность платить за последнюю единицу товара (= 10 дол.) совпадает с предельными издержками производства (= 10 дол.).

30-3. Програм.ма В, так как для более крупных программ предельная выгода больше не превышает предельные издержки. В плане В чистая выгода - превышение совокупных выгод над совокупными издержками - .максимальна.

30-4. Издержки перелива называют отрицательными внешними факторами, пото.му что они являются внешними по отношению к участникам сделки и сокращают полезность для затронутой третьей стороны (поэтому они «отрицательные»). Выгоды перелива называют положительными внешними факторами, потому что они являются внешними по отношению к участникам сделки и увеличивают полезность для третьей стороны (поэтому они «положительные»). См. рис. 30-3 и 30-4. Сравните рис. 30-46 и 30-4в.

30-7. Низкая предельная выгода от сокращения потока воды означала бы, что кривая MB была бы расположена значительно левее, чем на диаграмме в учебнике. Она пересечет кривую МС при низком уровне ослабления загрязнения. Это указывает на то, что оптимальный уровень снижения загрязнения (где MB =

= МС) низок. Любое количество цианидов в общественных источниках водоснабжения было бы смертельным. Следовательно, предельная выгода от сокращения количества цианида была бы очень высокой и кривая MB на рисунке сдвинулась бы в крайнее правое положение, где она пересекла бы кривую МС рядом с точкой 100%.

30-13. Проблема моральной опасности: пункты б и п Проблема неблагоприятного отбора: пункты а, в, д.

Глава 31

31-2. Парадокс состоит в том, что голосование боль-шинстйом голосов не всегда дает ясную непротиворечивую картину общественных предпочтений. Суду отдается предпочтение перед школой, а парку отдается предпочтение перед судом, так что мы можем предположить, что парку отдается предпочтение перед школой. Но на самом деле школе отдается предпочтение перед парком.

31-3. Проект В (маленький резервуар предпочтительнее). Здесь нет проблем «порядка голосования» и В - предпочтение медианного участника голосования. Два участника, голосующих против резервуара и за дамбу, предпочтут маленький резервуар - проект В - проектам «средний резервуар» и «большой резервуар». Два участника, предпочитающих большой резервуар и средний резервуар, предпочтут маленький резервуар дамбе или отсутствию резервуара. Предпочтения медианного голосующего в пользу проекта В будут преобладать. Однако оптимальным проектом с экономической точки зрения является проект С, который дал бы обществу большую чистую выгоду, чем проект В.

31-6. Электорат сталкивается с небольшим числом кандидатов, каждый из которых предлагает широкий набор или «пакет» предложенных политик. Тогда голосующие вынуждены выбирать индивидуального кандидата, чей политический пакет больше всего напоминает их собственный. Вероятность полного совпадения предпочтений определенного кандидата и любого из голосующих весьма мала. В результате голосующий должен приобретать некоторые ненужные общественные товары и услуги. Это отражает неэффективное размещение ресурсов.

Государственная бюрократия не действует на основании прибыли, что снижает мотивацию к уменьшению издержек у государственных служащих. Поскольку не происходит рыночной проверки прибылей и убытков, трудно определить, насколько эффективно функционируют правительственные агентства. Не существует также вхождения конкурирующих групп, которые стимулировали бы деятельность и способствовали улучшению общественных товаров и услуг Кроме того, разорительные расходы могут поддерживаться лобби самих бюрократов, и государственный бюджет может поощрять, а не наказывать неэффективность.



31-9. Средние ставки налога: 20; 15; 13,3%. Регрессивный налог.

31-11. Действие акцизного налога сказывается в основном на потребителях, когда спрос сильно неэластичен, и в первую очередь на производителях, когда спрос эластичен. Чем более эластично предложение, тем больше сказывается налог на потребителях.

Потеря эффективности при продаже или акцизный налог - это чистая выгода, которой жертвует общество, потому что потребление и производство налогооблагаемого продукта сокращаются ниже уровня эффективного размещения ресурсов, который достигался бы при отсутствии налога. При прочих равных условиях, чем больше эластичность спроса и предложения, тем больше потеря эффективности от данного налога.

Глава 32

32-2. Закон Шермана: раздел 1 запрещает, чтобы тайный сговор ограничивал торговлю; раздел 2 ставит вне закона монополизацию. Закон Клейтона (с поправками): раздел 2 запрещает ценовую дискриминацию; раздел 3 запрещает эксклюзивные или связывающие контракты; раздел 7 запрещает слияния, которые значительно ослабляют конкуренцию; раздел 8 запрещает переплетающиеся директораты. Соблюдение этих законов обеспечивается Министерством юстиции и Федеральной торговой комиссией. Кроме того, по этим законам одна фирма может возбудить судебное дело против другой.

32-5. а) Они запретят горизонтальное слияние (нарушение раздела 7 закона Клейтона); б) они обвинят эти фирмы в фиксации цен (нарушение раздела 1 закона Шермана); в) они разрешат вертикальное слияние, если только обе фирмы не имеют слишком большой доли рынка; г) они разрешат конгломератное слияние.

32-10. Отрасли, состоящие из естественных монополий, имеют заметный эффект масштаба. Регулирование, основанное на ценообразовании по «справедливой прибыли», побуждает фирмы не минимизировать издержки, так как сокращение издержек приведет к тому, что регулирующие органы вынудят фирму назначить более низкие цены. Регулируемые фирмы могут также вести «хитрую» бухгалтерию, чтобы вздувать издержки и прятать прибыли. Поскольку регулирующие комиссии основываются на информации, поставляемой самими фирмами, а члены комиссии набираются из самой отрасли, их агентства могут на самом деле контролироваться фирмами, за которыми они должны надзирать. Кроме того, промышленное регулирование иногда применяется к отраслям, которые не являются естественными монополиями. Поскольку вычисление справедливой прибыли основывается на стоимости капитала фирмы, регулируемые естественные монополии имеют стремление к увеличению до-

пустимой прибыли, неэкономично заменяя капитал рабочей силой.

32-12. В отличие от промышленного регулирования, которое концентрируется на ценах в конкретных отраслях, социальное регулирование имеет дело с более широким влиянием бизнеса на потребителей, работников и третьи стороны. Выгоды: увеличение безопасности работников и продукции; меньший ущерб окружающей среде; снижение экономической дискриминации. Два типа издержек: административные издержки и издержки в связи с соблюдением правил. Регулирование должно осуществляться дорогостоящими государственными агентствами. Фирмы должны увеличить расходы, чтобы соответствовать регулирующим правилам.

32-14. Промышленная политика состоит из непосредственных действий правительства, направленных на усиление технического прогресса и экономического роста путем субсидий конкретным фирмам и отраслям. Антитрестовское, промышленное и социальное регулирование ограничивают поведение фирм, часто увеличивая их издержки или сокращая поступления. В противоположность этому промышленная политика увеличивает прибыль - затронутые ею фирмы считают ее благоприятной. Пример: план федерального правительства в 1 млрд дол., предназначенный для того, чтобы помочь американским фирмам конкурировать с Японией в разработке компьютерных экранов с плоским стеклом. Сторонники промышленной политики утверждают, что она усиливает важные отрасли, ускоряет развитие новых технологий, увеличивает производительность труда и повышает конкурентоспособность на международном уровне. Противники утверждают, что промышленная политика заменяет прихотями политиков и бюрократов тщательное изучение ситуации, проводимое предпринимателями и администраторами фирм. Они также указывают на неудачи промышленной политики в прошлом.

Глава 33

33-1. Первое утверждение: кривая предложения смещается (изменение предложения) вдоль соответствующей неэластичной кривой спроса, приводя к большим изменениям равновесной цены и умеренным изменениям равновесного количества. Второе утверждение: кривая спроса смещается вдоль соответствующей неэластичной краткосрочной кривой предложения, вызывая большое изменение цены и небольшое изменение предлагаемого количества.

Экспорт, сильно меняясь год от года, увеличивает нестабильность спроса на сельскохозяйственную продукцию.

33-3. а. Поскольку спрос на большинство сельскохозяйственных продуктов неэластичен, частые колебания предложения, вызванные погодными условиями и другими факторами, относительно мало влияют

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [ 306 ] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]