назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [ 292 ] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


292

ных коммерческих банков развитых стран в 70-е годы значительно увеличился. Однако в 70-е и начале 80-х годов в мировой экономике произошел ряд взаимосвязанных событий, оказавших сильное негативное влияние на положение менее развитых стран и послуживших причиной долгового кризиса.

1. Взлет цен на нефть. Резкий взлет диктуемых ОПЕК цен на нефть в 1973-1974 и 1979-1980 гг, когда цена одного барреля нефти подскочила с 2,5 до 35 дол., привел к тому, что менее развитым странам - импортерам нефти пришлось платить за топливо гораздо больше, чем прежде. Эти страны столкнулись с ростом текущего дефицита своих платежных балансов, который пришлось финансировать путем новых займов. Таким образом, внешняя задолженность менее развитых стран - импортеров нефти возросла со 130 млрд дол. в 1973 г до 700 млрд дол. в 1982 г При этом средства от займов были использованы не на цели развития, а на покрытие растущих издержек на топливо и энергию.

2. Жесткая денежная политика. В начале 80-х годов промышленно развитые страны, в особенности США, прибегли в своей кредитно-денежной политике к решительным антиинфляционным мерам. Такая политика «дорогих» денег привела к неблагоприятным последствиям для менее развитых стран. Одновременно произошло замедление роста национального дохода в промышленно развитых странах. Так, в 1980-1982 гг в США отмечался самый заметный экономический спад за весь послевоенный период. В результате в развитых странах сократился спрос на сырье и сельскохозяйственную продукцию, вывозимые из менее развитых стран. Соответственно, резко уменьшились поступления от экспорта, необходимые для выплаты основного долга и процентов. Политика «дорогих» денег в развитых странах привела к существенному повышению процентных ставок. При этом, конечно, затраты на обслуживание задолженности значительно увеличились.

3. Рост курса доллара. Рост задолженности менее развитых стран имел и еще одну причину. В период 1981 - 1984 гг наблюдался рост курса доллара на мировом валютном рынке. Соответственно, должники были вынуждены больше платить за импорт американской готовой продукции. А поскольку значительная часть долга исчисляется в долларах, этим странам приходилось экспортировать больше своих товаров на каждый доллар, необходимый для выплаты основного долга и процентов.

4. Неэффективное инвестирование. Во многих менее развитых странах к долговому кризису привело неэффективное использование взятых в долг сумм. Из-за политической коррупции и плохого управления экономикой инвестирование денег, полученных в качестве ссуд, часто было неэффективным. Доходов от

такого инвестирования оказалось недостаточно для покрытия процентов и основных платежей, что привело к невыплате ссуд.

5. Мексиканский кризис.В 1982 г. Мексика оказалась на грани приостановки платежей по своему долгу, и кредиторы были вынуждены перенести сроки выплат, предоставив этой стране новые займы. Мексиканский долговой кризис вызвал утрату доверия к кредитоспособности многих менее развитых стран с большой задолженностью. В результате объем добровольно предоставляемых этим странам частных займов резко сократился. Кроме того, прибавилось еще то обстоятельство, что в 80-е годы в США возник огромный дефицит федерального бюджета. Государство финансировало этот дефицит путем продажи облигаций, что поглотило существенную часть мировых финансовых средств, которые могли бы быть предоставлены менее развитым странам.

Таким образом, скачок цен на импортируемую нефть, снижение экспортных поступлений, повышение процентных ставок, рост курса доллара и сокращение частных займов и породили долговой кризис. К 1982-1983 гп многие менее развитые страны оказались не в состоянии производить очередные выплаты в погащение своей внешней задолженности.

Экономические последствия

Затем наступил период «бесплодных усилий». Страны-кредиторы в сотрудничестве с Международным валютным фондом пытались справиться с долговым кризисом менее развитых стран путем двусторонних переговоров. При этом многие страны получили отсрочки по выплате своих долгов, что позволило снизить размер ежегодных платежей по процентам и основному долгу В обмен на эти уступки менее развитым странам пришлось согласиться на принятие программ жесткой внутренней экономии для поднятия кредитоспособности. Обычно в таких случаях страна должна была сокращать свой импорт и расширять экспорт с целью получения больших доходов от внешней торговли, используемых для выплаты долга. Но увеличение экспорта и сокращение импорта прямо ведет к дальнейшему падению уровня жизни населения. Вместе с тем, если чистые поступления от экспорта идут главным образом на выплату долгов, средств на цели экономического развития почти не остается. Не случайно, что если в 1980-1989 гп среднегодовые темпы прироста реального ВВП в менее развитых странах в целом составили 3,8%, то соответствующий показатель для этих стран с большой задолженностью не превышал 1,9%.

Долговой кризис также оказал негативное воздействие и на экономику промышленно развитых



стран! Коммерческие банки развитых стран, не надеясь на выплату долгов, были вынуждены списать некоторую часть долга менее развитых стран. Так, в 1987 п банк Citicorp увеличил свои резервы для покрытия безнадежных долгов на 3 млрд дол., признав, что А всех его займов, предоставленных менее развитым странам, не будет погашена.

Реформа и возрождение

Восьмидесятые годы характеризовались интенсивными переговорами между промышленно развитыми странами и МВФ, с одной стороны, и много задолжавшими менее развитыми странами - с другой, для разрешения долгового кризиса. Результатами стали: 1) реструктурирование долга, то есть увеличение периода платежей и сокращение процентных ставок; 2) списание части долга; 3) выдача дополнительных ссуд менее развитым странам, чтобы помочь им сделать платежи по существующему долгу; 4) своп долг/акции. Своп долг/акции осуществляется, когда правительства и фирмы менее развитых стран выплачивают долг, отдавая акции (права на владение государственными или частными предприятиями) иностранным кредиторам. Преимущество такого обмена для менее развитых стран состоит в том, что акционерам не назначены фиксированные выплаты. Недостаток состоит в том, что владение фирмами частично переходит к иностранцам. Преимущество для развитых стран состоит в том, что владеть акциями лучше, чем иметь невыплаченный долг.

Хотя приток частного капитала в менее развитые страны в 80-е годы практически прекратился, в 90-е в этом вопросе наметилось некоторое оживление. К этому имеют отношение два взаимосвязанных фактора.

Экономические реформы в менее развитых странах.

В ходе переговоров о задолженности некоторые страны согласились реформировать свою экономику, чтобы добиться роста и избежать нового долгового кризиса в будущем. На уровне макроэкономики предпринимаются усилия сократить дефицит бюджета и контролировать хронически высокий уровень инфляции. На уровне микроэкономики многие правительства приватизировали государственные предприятия и дерегулировали промышленность. Были снижены тарифы и другие торговые барьеры, а также введено управление курсами обмена. В целом экономическая роль правительства уменьшилась, а роль свободных рынков увеличилась. Эти реформы сделали менее развитые страны более привлекательными для иностранных кредиторов.

Оживление инвестирования. В 90-х годах наблюдалось некоторое оживление притока частного капитала в менее развитые страны, особенно в те, в которых

проводились экономические реформы. Однако структура притока инвестиций стала другой. Во-первых, основной поток денег теперь идет от частных фирм и частных лиц из развитых стран, а не от коммерческих банков. Во-вторых, ссуды в основном представляют собой прямые инвестиции в предприятия менее развитых стран, а не ссуды их правительствам. Потенциальное преимущество прямых инвестиций в предприятия состоит в том, что такой приток капитала часто сопровождается передачей новых технологий и помощью в управлении.

Следует заметить, что возобновление потока капитала произошло весьма избирательно. Большая часть потока направляется в наиболее преуспевающие реформированные страны Латинской Америки, а не в предельно обнищавшие расположенные вокруг Сахары страны Африки. Еще рано говорить, что долговой кризис менее развитых стран успешно разрешился. Некоторые из них все еще имеют непосильную долговую ношу, и нет никакой уверенности в том, что стечение обстоятельств не приведет в будущем к новым неплатежам. Долговой кризис смягчен, а не разрешен. Доказательства: в начале 1995 п США, страны «Большой семерки» и МВФ сочли необходимым предоставить ссудные гарантии на 50 млрД дол., чтобы предотвратить падение мексиканского песо. Непосредственной причиной быстрого падения песо было увеличение внешнего долга Мексики, превышающее ее поступления от экспорта.

Краткое повторение 39-2

4- Правительства менее развитых стран могут способствовать экономическому росту: а) обеспечивая законность и порядок; б) участвуя в предпринимательской деятельности; в) улучшая инфраструктуру; г) способствуя повышению уровня сбережений и инвестирования; д) решая социально-организационные проблемы.

•♦• Развитые строны могут помогать менее развитым посредством увеличения торговли, иностранной помощи и притока частного капитола.

-♦• Многие менее развитые страны имеют огромный внешний долг, который стал дополнительным препятствием на пути экономического роста.

ПО ПУТИ к НОВОМУ МИРОВОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ

По мере роста разницы в доходах между бедными и богатыми странами была выдвинута программа реформ, включающая следующие разделы.

Данные этого раздела основаны на материалах ООН - Human Development Report 1992 (New York: Oxford University Press, 1992).



1. Раздел «мирных дивидендов». С завершением холодной войны лидеры менее развитых стран адресовали развитым странам требование сократить военные расходы, а освободившиеся ресурсы разделить между бедными странами. В частности, всем странам следует сократить свои военные расходы по крайней мере на 3% в год, что даст возможность менее развитым странам получить дополнительные «мирные дивиденды» в размере 1,2 трлн дол. к 2000 г

2. Реформирование иностранной помощи. По мнению менее развитых стран, иностранная помощь: а) недостаточна в количественном отношении; б) неравномерно выделяется развитыми странами; в) не выделяется беднейшим странам.

Количество. В то время как правительства развитых стран «перераспределяют» от 15 до 25% своего ВВП, чтобы смягчить неравенство распределения доходов внутри страны, они предоставляют не более 0,35% ВВП в качестве иностранной помощи бедным людям по всему миру. Менее развитые страны настаивают на удвоении этой цифры и доведении ее до уровня 0,7%, рекомендованного ООН.

Равенство. Менее развитые страны хотели бы, чтобы иностранная помощь стала напоминать прогрессивный налог, когда доля помощи от каждой страны устанавливалась бы в зависимости от размера ее ВВП. В настоящее время мы видим, что сверхбогатые США и Япония используют в виде помощи только 0,20 и 0,32% своего ВВП соответственно, в то время как менее богатые Швеция или Дания используют 0,90%. Если бы США и Япония вносили рекомендуемую долю - 0,80%, то дефицит помощи не возникал.

Распределение. На иностранную помощь значительно влияют политические и военные, а не экономические соображения. В результате этого менее развитые страны не получают помощь в соответствии с их нуждами или уровнем обнищания. Только Д иностранной помощи попадает в те 10 стран, где проживает 70% беднейшего населения. Наиболее богатые 40% мирового населения, проживающих в менее развитых странах, получают вдвое больше иностранной помощи, чем беднейшие 40%.

3. Уменьшение долга. Менее развитые страны стремятся добиться уменьшения долга. Они говорят, что их текущий долг настолько велик, что представляет собой серьезное препятствие для экономического роста. Утверждая, что преуспевание развитых стран зависит от преуспевания менее развитых, они считают, что аннулирование части долга было бы благоприятно для всех. Согласно одному предложению, следует отказаться от выплаты -/з всего существующего внешнего долга менее развитых стран, а выплату остатка растянуть на 25 лет

4. Унучшение мировых рынков. Менее развитые страны жалуются, что их поступления от экспорта уменьшились из-за неблагоприятных условий торговли и торговых барьеров.

Условия торговли. Долгосрочная тенденция изменения цен на экспортные товары менее развитых стран (кофе, сахар, какао, бокситы, железо и медь) была понижающейся. Например, в 80-х годах ценовой индекс 33 основных товаров (за исключением нефти) уменьшился почти наполовину Часть этого снижения объясняется более медленным ростом спроса по отношению к предложению. Многие менее развитые страны увеличили производство своего товарного экспорта, чтобы увеличить валютные поступления и внести проценты и основные платежи по внешнему долгу Но эти попытки в основном не увенчались успехом из-за снижения цен, связанных с увеличением предложения товаров. В снижении цен свою роль сыграло и использование товаров-заменителей. Синтетические волокна пришли на смену хлопку и джуту стекловолокно заменило медь в коммуникационных устройствах; кукурузный сироп и другие подсластители привели к сокращению спроса на сахар.

В противоположность этому импорт менее развитых стран обеспечивается гигантскими корпорациями развитых стран, которые имеют достаточную рыночную власть, чтобы устанавливать высокие цены. Менее развитые страны утверждают, что условия торговли направлены против них; цены на их экспортные товары имеют тенденцию к снижению, а цены на импорт - к повышению. Следовательно, требуется все больше экспорта из менее развитых стран для приобретения того же количества импорта.

Торговые барьеры. Менее развитые страны жалуются, что наиболее высокие торговые барьеры установлены для трудоемких товаров - текстиля, одежды, обуви и переработанной сельскохозяйственной продукции, - в которых менее развитые страны имеют сравнительное преимущество. Около 20 из 24 наиболее развитых стран проводят более жесткую протекционистскую политику, чем десятилетие назад. И, как ни странно, многие тарифы повышаются с увеличением степени обработки продукции - например, тарифы на шоколад выше, чем на какао, - что не дает менее развитым странам возможности развивать обрабатывающую промышленность. По некоторым оценкам предполагается, что торговые барьеры сокращают ВВП менее развитых стран на 3%, что приводит к ежегодному уменьшению доходов в размере 75 млрд дол.

5. Им.миграцня. В вопросе иммиграции жителей менее развитых стран есть количественный и качественный аспекты. Очень небольшому числу жите-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [ 292 ] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]