назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [ 286 ] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


286

в) американский студент решает провести учебный год в Сорбонне;

г) французский предприниматель экспортирует машины в Марокко на американском грузовом судне;

д) у США образуется дефицит платежного баланса в операциях с Францией;

е) американская государственная облигация, принадлежащая французскому гражданину, выходит в тираж;

ж) в широких кругах сложилось мнение, что международная ценность франка в ближайшем будущем снизится.

3. Ключевой вопрос. Дайте ответы на следующие вопросы, базируясь на данных платежного баланса условной страны Альфа за 1996 г., содержащихся в представленной ниже таблице (все показатели в млрд дол.). Какова величина торгового баланса? Каков баланс товаров и услуг? Каков баланс счета текущих операций? Каков баланс счета движения капиталов? Является ли сальдо платежного баланса отрицательным или положительным?

Товарный экспорт

Чистые денежные

Товарный импорт

переводы

Экспорт услуг

Приток капитала

Импорт услуг

Отток капитала

Чистые доходы

Официальные резервы

от инвестиций

4. «Повышение цены иены в долларах обязательно означает падение цены доллара в иенах». Вы согласны с этим утверждением? Прокомментируйте его и попробуйте развить следующее положение: «Важнейшей чертой валютных курсов является то, что они обеспечивают прямую связь между ценами на товары и услуги, произведенные во всех странах мира». Объясните теорию паритета покупательной способности на основе обменных курсов.

5. Шведская автомобильная компания Saab импортирует детали автомобилей из Германии и экспортирует автомобили в США. В 1990 г курс доллара упал, а курс немецкой марки вырос по отношению к шведской кроне. Порассуждайте о том, как это дважды повредит компании Saab.

6. Ключевой вопрос. Объясните, почему американский спрос на мексиканские песо снижается, а предложение песо американцам растет. Предполагая, что между Мексикой и США действует система плавающих валютных курсов, укажите, вызовет ли каждая из приведенных ниже ситуаций повышение или понижение курса мексиканского песо:

а) США в одностороннем порядке снижают тарифы на мексиканские изделия;

б) Мексика столкнулась с сильной инфляцией;

в) ухудшающиеся политические отношения сокращают поток американских туристов в Мексику;

г) экономике США предстоит серьезный спад производства;

д) совет губернаторов вводит политику «дорогих денег»;

е) мексиканские товары становятся популярными среди американцев;

ж) мексиканское правительство предлагает американским фирмам инвестировать капиталы в мексиканские нефтяные месторождения;

з) темпы роста производительности труда в США резко падают.

7. Согласны вы или нет со следующими утверждениями:

а. «Страна, экономический рост которой обгоняет рост ее ведущих торговых партнеров, может ожидать, что международная ценность ее валюты снизится».

б. «Страна, в которой процентные ставки растут быстрее, чем в других странах, может рассчитывать на то, что международная ценность ее валюты повысится».

в. «Валюта страны подорожает, если темпы инфляции в ней ниже, чем в других странах мира».

8. «Экспорт оплачивает импорт». Однако в 1994 г весь мир экспортировал в США товаров и услуг примерно на 108 млрд дол. больше, чем импортировал из США. Разрешите очевидную несовместимость этих двух утверждений.

9. Подробно объясните, как дефицит платежного баланса будет урегулирован в условиях господства: а) золотого стандарта; б) Бреттон-Вудсской системы; в) свободно плавающих валютных курсов. Каковы преимущества и недостатки каждой из систем?

10. В общих чертах обрисуйте основные положительные и отрицательные моменты, связанные с большим внешнеторговым дефицитом или дефицитом счета текущих операций. Объясните следующее утверждение: «Дефицит счета текущих операций означает, что мы получаем больше товаров и услуг из-за рубежа, чем вывозим из страны». Почему такая ситуация может быть охарактеризована как «неблагоприятная»?

11. Некоторые люди утверждают, что США испытывают кризис в международной торговле. Что, по вашему мнению, они имеют в виду? Каковы основные причины этого «кризиса»?

12. Назовите и объясните две причины падения международной ценности доллара в период между 1985 и 1987 гг Почему дефицит торгового баланса США оставался значительным даже несмотря на снижение ценности доллара?

13. Ключевой вопрос. Объясните, каким образом сокращение дефицита федерального бюджета может способствовать уменьшению внешнеторгового дефицита США. Почему торговый дефицит уменьшается во время спадов?Является ли спад желательным способом снижения торгового дефицита?



14. («Последний штрих».) Предположим, что борды прибудут через три месяца. Используйте чис-

Winter Sports - французская розничная фирма, тор- ловой пример, чтобы объяснить, почему француз-

гующая сноубордами, хочет заказать 5 тыс. сноубор- екая розничная фирма колеблется, делать ли заказ

дов, сделанных в США. Цена каждого сноуборда со- на сноуборды из-за возможных изменений обмен-

ставляет 200 дол., текущий курс обмена 6 фр. = ного курса. Как могут спекулянты взять на себя

= 1 дол., платить надо будет в долларах, когда сноу- часть риска фирмы Winter Sports?



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

МЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

J. ипичной американской семье, чей средний доход в 1993 г. составлял 36 959 дол., трудно представить себе, что 7з населения земного шара живет на уровне, близком к прожиточному минимуму. Голод, нищета и болезни -обычные явления для многих стран мира. По оценкам Мирового банка, более 1 млрд человек - около 20% населения мира - живет меньше чем на 1 дол. в день!

В этой главе мы, во-первых, выделим бедные, или развивающиеся, страны. Во-вторых, попытаемся понять, почему они бедные. Каковы препятствия экономического роста? В-третьих, рассмотрим потенциальную роль государства в экономическом развитии. В-четвертых, в качестве механизмов экономического роста будут рассмотрены международная торговля, приток частного капитала и иностранная помощь. В-пятых, будут проанализированы проблемы внешнего долга, стоящие перед многими бедными странами. Наконец, мы рассмотрим желание бедных стран заключить новое мировое экономическое соглашение в целях развития их экономики.

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ

Точно так же, как существует неравенство в распределении доходов между семьями внутри страны (см. гл. 34), между странами мира существует еще большее экономическое неравенство. Табл. 39-1 отражает заметное неравенство доходов между странами мира. Наиболее богатая пятая часть населения мира получает почти 83% мирового дохода; беднейшая пятая часть - менее 1,5%. Беднейшие 60% населения мира получают 6% мирового дохода.

Табл. 39-2 помогает разделить страны на богатые и бедные и выделить следующие их группы.

1. Промышленно развитые страны. К промышленно развитым странам относят США, Канаду Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство стран

Западной Европы. В каждой из этих стран сформировалась рыночная экономика, основанная на крупных ресурсах основного капитала, передовых производственных технологиях, квалифицированных трудовых ресурсах. Как показано в столбце (1) табл. 39-2, существенной характеристикой этих 23 стран является высокий показатель ВНП в расчете на душу населения.

2. Менее развитые страны. Большинство остальных стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америке, являются менее развитыми странами. Эти 109 государств не прошли стадию индустриализации, и их население в основном занято сельским хозяйством. Уровень грамотности в этих странах - крайне низкий, уровень безработицы -высокий, численность населения растет быстрыми

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [ 286 ] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]