назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [ 268 ] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


268

кой сохранения численности рабочей силы независимо от потребности в ней и с установленными профсоюзами правилами работы; б) потерю продукта из-за забастовок; в) нерациональное размещение трудовых ресурсов вследствие получения членами профсоюза преимуществ в зарплате. Сторонники противоположной точки зрения считают, что: а) благодаря эффекту щока требования профсоюзов увеличить зарплату ускоряют технический прогресс и механизацию производственных процессов; б) в качестве коллективного голоса профсоюзы способствуют повыщению производительности, уменьшая текучесть рабочей силы; в) серьезные гарантии занятости, предоставляемые членам профсоюза, усиливают их готовность передать свои профессиональные навыки менее опытным рабочим.

11. Те, кто считает, что профсоюзы увеличивают неравенство доходов, утверждают следующее: а) благодаря объединению рабочих в профсоюзы растет зарплата их членов, но снижается зарплата нечленов профсоюза; б) самые сильные профсоюзы объединяют высокооплачиваемых квалифицированных рабочих, а профсоюзы, объединяющие низкоопла-

чиваемых неквалифицированных рабочих, относительно слабее. Другие экономисты полагают, что профсоюзы способствуют усилению равенства доходов как внутри фирмы, так и между фирмами.

12. Доходы чернокожих и представителей других национальных меньшинств ниже, чем доходы белых, а доходы женщин ниже доходов мужчин. Эти различия отчасти связаны с дискриминацией в оплате труда, при найме на работу в сфере человеческого капитала и профессиональной сфере.

13. Модель переполнения применительно к профессиональной сегрегации показывает, как белые мужчины могут получать более высокую зарплату за счет чернокожих и женщин. Модель также показывает, что дискриминация влечет за собой чистые потери в ВВП.

14. Простой анализ предложения и спроса показывает, что миграция из бедной страны в богатую: а) увеличивает национальный доход; б) снижает средний уровень заработной платы; в) увеличивает доходы бизнеса в принимающей стране. Для отправляющей страны последствия будут противоположными, но можно предположить, что в мире в целом общий выпуск продукции увеличивается.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

«Желтое обязательство» (yellow-dog contract) Судебное предписание (injunction) Американская федерация труда (АФТ)

(American Federation of Labor (AFL)) Экономический тред-юнионизм

(business unionism) Цеховой профсоюз (craft unions) Закон Норриса-Лагардиа 1932 г.

(Norris-La Guardia Act of 1932) Закон Вагнера 1935 г. (Wagner Act of 1935) Национальное управление по трудовым отношениям

(National Labor Relations Board, NLRB) Конгресс производственных профсоюзов (КПП)

(Congress of Industrial Organizations, CIO) Производственный тред-юнионизм

(industrial unionism) Закон Тафта-Хартли 1947 г.

(Taft-Hartley Act of 1947) Забастовки no поводу прав и обязанностей

(jurisdictional strikes) Вторичные бойкоты (secondary boycotts) Забастовки солидарности

(sympathy strikes) Вымогательство (featherbedding) «Открытое» предприятие (open shop) «Закрытое» предприятие (closed shop) «Профсоюзное» предприятие (union shop)

Законы о праве на труд (right-to-work laws) Закон Ландрума-Гриффина 1959 г.

(Landrum-Griffin Act of 1959) Гкпотеза структурных изменений и гипотеза

оппозиции со стороны администрации

(structural-change and managerial-opposition

hypotheses) Дополнительные выплаты (fringe benefits) Т\)удовой стаж (seniority) Коллективный голос (collective voice) Механизм добровольного увольнения

и механизм устных контактов

(exit and voice mechanisms) Дискриминация в оплате труда, при найме

на работу, в сфере человеческого капитала,

на рабочих местах (wage, employment,

human-capital, and occupational discrimination) Профессиональная сегрегация

(occupational segregation) Доктрина сравнимой ценности

(compare worth doctrine) Легальные и нелегальные иммигранты

(legal and illegal immigrants) Закон Симпсона-Родино 1986 г.

(Simpson-Rodino Act of 1986) Денежный перевод (remittances) Обратные потоки (back/lows)



ГЛАВА 36

Рынок рабочей силы: профсоюзы, дискриминациями иммиграция

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Ключевой вопрос. Кратко опишите фазы подавления, поддержки и вмешательства, которые прошло американское рабочее движение.

2. Считается, что закон Тафта-Хартли был принят для достижения трех главных целей: а) восстановления равенства возможностей при заключении коллективных договоров между рабочими и администрацией для сохранения мира на производстве; б) защиты третьих лиц, которые не имеют непосредственного отнощения к спору между рабочими и администрацией; в) защиты прав отдельных рабочих в их отнощениях с профсоюзами. Рассмотрите положения закона, описанные в данной главе, и свяжите каждое положение с этими тремя главными целями.

3. Опираясь на гипотезы структурных изменений и оппозиции со стороны администрации, объясните относительный спад в американском профсоюзном движении. Какое объяснение, по вашему мнению, более убедительно?

4. Представьте себя руководителем недавно организованного местного профсоюза, который впервые будет вести переговоры с работодателем. Составьте список тех пунктов, которые вы обязательно хотите включить в трудовое соглашение. Исходя из экономической ситуации, существующей в данный момент, объясните, какие доводы вы приведете в поддержку ваших требований о повышении заработной платы? Укажите почему

5. Как оценивается размер надбавки к зарплате членов профсоюза? Объясните следующее утверждение: «Хотя члены профсоюза получают более высокую зарплату, чем рабочие, не входящие в профсоюз, профсоюзам не удалось поднять среднюю реальную зарплату всех американских рабочих».

6. Прокомментируйте следующие утверждения:

а. «Ограничивая администрацию в принятии решений, профсоюзы сдерживают рост эффективности и производительности».

б. «Как "коллективный голос" профсоюзы способствуют повышению производительности, сокращая текучесть рабочей силы, воздействуя на эффективность управления и увеличивая гарантии для рабочих».

7. Ключевой вопрос. «Любое повышение зарплаты членам профсоюза влечет за собой обязательные издержки для общества. Эти издержки заключаются в уменьшении эффективности размещения трудовых ресурсов». Поясните смысл этого утверждения. Вы с ним согласны?

8. Опишите различные методы, при помощи которых профсоюзы могли бы изменить распределение доходов. Дайте оценку утверждению: «Проф-

союзы претендуют на роль поборников равенства, но в результате их деятельности неравенство доходов среди американских рабочих усиливается».

9. Сравните экономическое положение белых и цветных и объясните существующую разницу. Выделите различные виды экономической дискриминации. Учитывая все вышесказанное, как вы считаете, приводит ли неравенство доходов к сокращению системы образования и профессиональной подготовки в США или способствует ее расширению?

10. Ключевой вопрос. Используя простой анализ предложения и спроса, объясните воздействие профессиональной сегрегации на относительные ставки заработной платы и доходы мужчин и женщин. Кто выигрывает и кто проигрывает в результате отмены профессиональной сегрегации? Что получает общество в целом - чистые выгоды или убытки? «Разница в зарплате мужчин и женщин - это признак не дискриминации, а скорее различий в трудовом стаже и способности принимать рациональные решения, касающиеся образования и профессиональной подготовки». Вы с этим согласны?

11. Ключевой вопрос. Используйте простой анализ предложения и спроса для определения потерь и преимуществ, связанных с миграцией населения из бедной страны в богатую страну. Объясните, как на ваш ответ повлияет: а) безработица; б) возврат денег на родину иммигранта; в) возвращение иммигрантов в свою страну; в) личные качества иммигрантов. Предположим, что иммигрант - это действительно высококвалифицированный работник. Существует ли тогда реальное оправдание взимания налогов с эмигрантов?

12. Вы одобряете свободное перемещение рабочей силы внутри США? Готовы ли вы одобрить изменение структуры рабочей силы в мировом масштабе?

13. Дайте оценку следующему утверждению: «Если депортировать 1 млн нелегальных иммигрантов из США, то общий уровень безработицы в США снизится на 1 млн человек».

14. Почему американские профсоюзы возражали против Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое направлено на ликвидацию торговых барьеров между США, Мексикой и Канадой?

15. («Последний штрих».) В Национальной баскетбольной ассоциации чернокожие игроки имеют численное преимущество и получают более высокую среднюю зарплату чем белые. Как можно доказать, что дискриминация в оплате труда чернокожих игроков существует? Какова причина этой дискриминации?



ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

Международная

ЭКОНОМИКС

мировая экономика

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [ 268 ] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]