назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [ 240 ] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


240

Существуют противоречивые данные относительно того, увеличило ли дерегулироввние безопасность полетов. Больший объем ввиеперевозок привел к большему числу спуча-ев, когда самолеты чуть не столкнулись в воздухе. Но количество несчастных случеев со смертельным исходом на евиалиниях в настоящее время гораздо ниже, чем перед де-регулировением, Более того, по оценкам, дерегулирование ежегодно предотвращает около 800 смертей на автомагистралях, тек как из-за более низких цен на билеты люди предпочитают передвижение не самолете более опасному передвижению в автомобиле.

Структура отрасли. Дерегулировение авиалиний вне-чвле привепо к вхождению в отрасль многих новых фирм. Но зе последние несколько лет в отрасли произошел «отбор», в резупьтате которого многие фирмы потерпели неудачу, е другие слились с более сильными конкурентами. 8 1994 г. American, United и Delta отвечали зе 60% рынке обслуживания пессажиров не внутренних линиях. Более того, в некоторых частях отрасли по-прежнему наблюдаются избыточная емкость и крупные экономические потери, Пока что консолидация отрасли не принесла постоянной прибыльности, двже для доминирующих фирм.

Увеличение концентрации в отрасли авиаперевозок вызывает большое беспокойство, Некоторые считают, что консолидация в данной отрасли может повредить целям дерегулирования. Исследования показывают, что цены на билеты в аэропортах с преобладанием одной или двух авиакомпаний на 25% выше, чем в аэропортах с более сильной конкуренцией. Более того, вхождение в отрасль новых перевозчиков осуществляется с большим трудом, чем предсказывало большинство экономистов. Недостаточная емкость

аэропортов ознечает, что рынок авиапиний не является полностью конкурентным. Фирма, желающая выйти на определенный рынок из-зв возможности получения экономических прибыпей, не может сделать этого, так как долгосрочные договоры аренды позволяют существующим авиакомпаниям полностью контролировать аэропорты.

Тактика авиалиний также затрудняет успешное вхождение в отрасль новых фирм. Системы резервирования билетов, разработанные основными перевозчиками, часто помещают их собственные полеты в приоритетную позицию в компьютерах, испопьзуемых транспортными агентствами. Программы честых перелетов - скидки, основанные на суммарной длине полетов, - побуждают пассежиров использовать существующих перевозчиков вместо новых. Кроме того, выравнивание цен на билеты затрудняет для новых фирм привлечение клиентов путем снижения цен на билеты,

Заключение. Хотя еще рено делать окончательные выводы о результатах дерегулирования авиапиний, большинство экономистов в настоящее время считают его результаты положительными. Несмотря не то что во время спада 1990-1991 гг и сразу после него евиакомпании потеряли миллиарды допларов, выжившие компании постепенно увеличивают прибыльность. Кроме того, хотя вхождение в отрасль затруднено, имеется несколько успешных случеев. В частности, компания Southwest Airlines увеличила количество своих прямых перелетов по низким ценам. По оценкам федерального правительства, дерегулирование авиалиний в 80-х годах принесло чистый выигрыш обществу в 100 млрд дол. Как мы отмечели в этой главе, дерегулирование авиакомпаний в настоящее время ежегодно приносит обществу от 13,7 млрд до 19,7 млрд дол.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Горизонтальные, вертикальные

и конгломератные слияния {horizontal, vertical,

and conglomerate mergers) «Дело Alcoa* {Alcoa case) «Дело U.S. Steeh {U.S. Steel case) Естественная монополия {natural monopoly) Закон Клейтона {Clayton Act) Закон 0 Федеральной комиссии по торговле

{Federal Trade Commission Act) Закон Селлера-Кефовера (Celler-Kefauver Act) Закон Уилера-Ли (Wheeler-Lea Act) Закон Шермана {Sherman Act) Запретительное предписание

{cease-and-desist order) Иностранная конкуренция {foreign competition) Межотраслевая конкуренция {interindustry

competition)

Отраслевое регулирование {industrial regulation)

Патентные законы {patent laws) «Переплетающиеся» директораты {interlocking directorates)

Потенциальная конкуренция {potential competition) Правило разумного подхода (rule of reason) Принудительные соглашения {tying contracts) Промышленная концентрация {industrial

concentration) Промышленная политика {industrial policy) Социальное регулирование {social regulation) Теория регулирования в интересах общества

{public interest theory of regulation) Теория регулирования с помощью

легального картеля {legal cartel theory

of regulation) Фактические нарушения {per se violations) «Целлофановое дело Du Pont» {Du Pont cellophane

case)



1. Допустим, что вы президент корпорации General Motors или Ford. Расскажите о вашем отношении к промышленной концентрации. Теперь предположим, что вы представитель организации потребителей, пытающейся убедить комитет Конгресса, что промышленная концентрация представляет собой важный фактор повышения цен. Оцените результаты промышленной концентрации.

2. Ключевой вопрос. Опишите основные положения законов Шермана и Клейтона. Кто является ответственным за проведение этих законов в жизнь!

3. Кратко укажите основную проблему содержащуюся в «Деле U.S. Steeh, «Деле Л/соа» и «Целлофановом деле Du Pont». Какие спорные вопросы в реализации антитрестовского законодательства связаны с этими делами?

4. Объясните, каким образом неуклонное применение антитрестовских законов может войти в противоречие: а) с продвижением экспорта для достижения торгового баланса; б) со снижением расходов в оборонной промышленности; в) с поощрением новых технологий. Видите ли вы какие-нибудь опасности избирательного использования антитрестовских законов, составляющего часть промышленной политики?

5. Ключевой вопрос. Как вы думаете, стали бы реагировать власти, отвечаюш,ие за соблюдение антитрестовского законодательства: а) на предполагаемое слияние корпораций Ford и Chrysler, б) на факты тайных встреч подрядчиков для того, чтобы договориться о ценах на выполнение проектов строительства шоссейных дорог; в) на предполагаемое слияние крупного производителя обуви и сети розничных обувных магазинов; г) на предполагаемое слияние небольшой страховой компании и производителя конфет.

6. Предположим, что намечаемое слияние фирм приведет одновременно к ослаблению конкуренции и уменьшению издержек на единицу продукции благодаря большей степени реализации эффекта масштаба. Считаете ли вы, что такое слияние следовало бы разрешить?

7. В 1986 г. компания Pepsi, которая в настоящее время обладает 28% рынка безалкогольных напитков, предполагала приобрести компанию Seven-Up. Вскоре после этого компания Coca-Cola, имеющая 39% рынка, продемонстрировала готовность приобрести компанию Dr Pepper Компании Seven-Up и Dr Pepper контролировали около 7% рынка каждая. Было ли, по вашему мнению, уместным решение правительства воспрепятствовать этим слияниям?

8. «Антитрестовские законы служат для того, чтобы штрафовать эффективно управляемые фирмы». Согласны ли вы с этим утверждением?

9. «О желательности для общества любого данного делового предприятия следует судить не на основании структуры отрасли, в которой оно действует, а скорее на основании рыночного функцио-

нирования и поведения этой фирмы». Критически проанализируйте это положение.

10. Ключевой вопрос. Какие типы отраслей следует подвергать отраслевому регулированию! Какие специфические проблемы оно порождает! Почему регулируемая естественная монополия могла бы использовать неэффективную комбинацию капитала и труда?

11. В свете проблем регулирования естественных монополий сравните оптимальное с социальной точки зрения (по предельным издержкам) и справедливое с точки зрения прибыли ценообразование, вернувшись к рис. 24-8. Предположив, что для покрытия убытков, связанных с ценообразованием по предельным издержкам, может быть использована государственная субсидия, какую политику ценообразования вы бы избрали? Какие проблемы могли бы повлечь за собой эти субсидии?

12. Ключевой вопрос. Чем социальное регулирование отличается от отраслевого регулирования! Какие типы издержек и выгод связаны с социальным регулированием!

13. Ниже приводятся исследовательские оценки средней стоимости спасения человеческой жизни благодаря трем специальным социальным предписаниям: выполнение правила безопасности автомобильной рулевой колонки, введенного в 1967 г, обходится в 100 тыс. дол, на каждую спасенную жизнь; соблюдение принятого в 1979 г Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов запрета на использование DBS (поскольку существует подозрение, что это средство вызывает рак) в корме для крупного рогатого скота стоит 132 млн дол. на одну спасенную жизнь; предлагаемые Управлением по охране окружающей среды ограничения на применение диоксинов и растворителей на почве стоят 3,5 млрд дол. на каждую спасенную жизнь". Учитывая данную информацию, одобряете ли вы каждое из этих социальных предписаний? Если нет, то почему? Обсудите следующее утверждение: «Подразумевается, что при установлении стандартов безопасности для продуктов учитывается и цена человеческой жизни».

14. Ключевой вопрос. Что такое промышленная политика и чем она отличается от антитрестовских законов, промышленного регулирования и социального регулирования? Почему фирмы лучше относятся к промышленной политике, чем к другим вышеперечисленным способам регулирования ? Приведите пример промышленной политики. Каковы доводы «за» и «против» ее применения?

15. («Последний штрих».) Когда мы говорим, что в отрасли авиаперевозок бьшо произведено дерегулирование, то что это означает? Какое влияние оказало дерегулирование на цены билетов, качество обслуживания и безопасность, структуру отрасли? Некоторые говорят, что «присяжные по-прежнему недовольны дерегулированием авиалиний». Расскажите, что, по вашему мнению, это должно означать.

" Economic Report of the President, 1987. P. 183.

Государство и текущие экономические проблемы ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ



СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ЭКОНОМИКА И

ПОЛИТИКА

гкономический анализ сельского хозяйства США необходим исходя из следующих соображений.

1. Сельское хозяйство - одна из крупнейших отраслей национальной экономики. Потребители тратят около 15% своих доходов после уплаты налогов на еду и другие сельскохозяйственные товары (см. табл. 5-1). Валовой доход ферм составлял в 1994 г около 220 млрд дол., в сельском хозяйстве занято около 2% рабочей силы. На долю американских фермеров приходится 50% мирового производства соевых бобов, 40% кукурузы и 25% говядины.

2. Сельское хозяйство - это отрасль, которая в отсутствие государственных сельскохозяйственных программ является реальным примером совершенной конкуренции, описанной в главе 23. Отрасль состоит из множества фирм, продающих стандартизованные продукты. Сельское хозяйство - это отрасль, которую можно проанализировать, применяя понятия спроса и предложения на конкурентных рынках.

3. На сельскохозяйственных рынках можно проследить прогнозируемые и побочные последствия государственной политики, мешающей действию сил спроса и предложения.

4. Сельское хозяйство отражает возрастающую глобализацию рынков. В последние десятилетия спады и взлеты американского сельского хозяйства были тесно связаны с возможностью получения доступа к мировым рынкам сбыта. Кро.ме того, сельское хозяйство является центральным пунктом Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.

5. Сельскохозяйственная политика является прекрасным примером проявлений эффекта особых интересов и «погони за рентой», описанных в главе 31.

ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Исторически фермеры часто сталкивались с острыми проблемами колебаний цен и сравнительно низких доходов. Мы различаем: 1) краткосрочную фермерскую проблему, связанную с годовыми колебаниями цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов фермеров; 2) долгосрочную фермерскую проблему, приводящую к тому, что сельское хозяйство в

настоящее время представляет собой сокращающуюся отрасль.

Краткосрочная проблема: нестабильность цен и доходов

Краткосрочная проблема является результатом: 1) неэластичного спроса на сельскохозяйственную продукцию; 2) колебаний объема производства продукции фермерами; 3) сдвигов кривой спроса.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [ 240 ] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]