назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [ 225 ] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


225

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Анализ издержек и выгод

{benefit-cost analysis) Асимметричная информация

{asymmetric information) Закон о специальном фонде 1980 г.

{Superfund law of 1980) Закон о чистом воздухе 1990 г.

{Clean Air Act of 1990) Закон сохранения материи и энергии

{law of conservation of matter

and energy)

Моральный аспект проблемы риска

{moral hazard problem) Оптимальное уменьшение внешнего эффекта

{optimal reduction of an externality) Проблема исключения повышенного риска

{adverse selection problem) Равенство предельных выгод предельным

издержкам {marginal benefit=marginal cost rule) Рынок прав на внешние эффекты

{market for externality rights) Теорема Коуза {Coase theorem)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Ключевой вопрос. Основываясь на приведенных в таблице данных спроса трех индивидов на некий товар и исходя из того, что общество состоит только из этих трех человек, определите: а) величину рыночного спроса при условии, что этот товар предназначен для индивидуального потребления; б) величину коллективного спроса при условии, что это общественный товар. Объясните разницу между этими величинами, если она есть.

Р (в дол.) Q,

1/1ндивидуум 1

Индивидуум 2

Индивидуум 3

Р (в дол.)

Р [в дол.)

Р (в дол.)

2. Ключевой вопрос. Используйте полученную вами при выполнении первого задания величину спроса на общественный товар и нижеприведенную таблицу предложения, чтобы найти оптимальный объем этого общественного товара. Почему этот объем является оптимальным?

3. Ключевой вопрос. В следующей таблице показаны совокупные издержки и совокупные выгоды (в млрд дол.) от четырех природоохранных программ, каждая из которых дороже предыдущих. Какую из программ следует выбрать? Почему?

Программа

Совокупные издержки

Совокупные выгоды

А В С D

3 7 12 18

7 12 16 19

4. Ключевой вопрос. Почему побочные издержки и побочные выгоды называют также отрицательными и положительными внешними эффектами? Покажите на графике, как можно устранить побочные издержки с помощью налога, а побочные выгоды с помощью субсидий производителям. Чем

12. Идея переработки отходов возникла в связи с растущей в последнее время проблемой ликвидации мусора. Равновесная цена и количество ресурсов, подлежащих переработке, зависят от спроса на них и предложения. Правительство может способствовать переработке отходов, принимая меры, стимулирующие спрос или предложение.

13. Асимметричное информирование продавцов и покупателей может привести к несостоятельнос-

ти рынков. Моральный аспект проблемы риска возникает в том случае, когда одна из сторон изменяет свое поведение после подписания контракта и тем самым наносит материальный ущерб другой стороне. Когда речь идет о страховании, возникает проблема исключения повышенного риска. Ее суть заключается в том, что люди, относящиеся к группам повышенного риска, покупают страхование на большие суммы.



функционирование рынка прав на загрязнение окружающей среды?

11. Объясните, почему переработка товаров может оказаться неэффективной, если не принимаются во внимание внешние эффекты, связанные со свалками и мусоросжигателями. Как правительство должно стимулировать спрос и предложение, чтобы увеличить объемы переработки?

12. Почему покупатели, а также строители новых домов хотели бы иметь установленные государством законы о строительстве и специалистов-контролеров?

13. Ключевой вопрос. Поставьте букву М рядом с теми пунктами в перечне, которые описывают моральный аспект проблемы риска, а букву И рядом с теми, которые описывают проблему исключения повышенного риска.

а. Человек, который болен смертельной болезнью, покупает по почте несколько полисов страхования жизни.

б. Водитель ездит неосторожно, поскольку его автомобиль застрахован.

в. Человек, который собирается сжечь свой склад, покупает страховой полис от пожара на большую сумму.

г. Профессиональный спортсмен, который имеет гарантированный контракт, не поддерживает форму между спортивными сезонами.

д. Женщина, ожидающая прибавления семейства, поступает на работу в фирму, которая предлагает дополнительные пособия на детей.

14. («Последний штрих».) Прокомментируйте связь между подержанными автомобилями и следующими двумя проблемами: а) асимметричная информация; б) исключение повышенного риска.

субсидии потребителям отличаются от субсидий производителям для решения проблемы побочных выгод?

5. Садовод, выращивающий яблоки, снабжает нектаром пчел своего соседа, которые, в свою очередь, помогают опылять цветы яблонь. Используя рис. 30-26, объясните, почему эта ситуация может привести к недовложению ресурсов в садоводство и пчеловодство. Как разрешить эту проблему с помощью теоремы Коуза?

6. Объясните следующее утверждение: «Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязнители в воздух и воду; когда есть возможность покупать и продавать такие права, сброс загрязнителей создает альтернативные издержки для предприятия, загрязняющего окружающую среду. Каково значение этого факта с точки зрения поисков новых технологий для уменьшения загрязнения окружающей среды?

7. Ключевой вопрос. Используйте кривую MB на рис. 30-6, чтобы объяснить следующее утверждение: «Для некоторых веществ, скажем, при очищении воды от отбросов после шторма, оптимальный уровень уменьшения загрязнения очень низок, а для других, например цианида, этот уровень близок к 100%». Объясните.

8. Свяжите закон сохранения материи и энергии с проблемой: а) загрязнения воздуха; б) ликвидации твердых отходов.

9. Что такое специальный фонд? Каким образом он финансируется и для какой цели используется?

10. Какие положения Закона о чистом воздухе 1990 г свидетельствуют о том, что основным методом борьбы с его загрязнением является прямой контроль? Какое положение предусматривает



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫБОРА И

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Почему общество испытывает чувство сильного разочарования и недоверия к правительству? Одна из причин заключается в том, что дорогостоящие государственные программы не могут разрешить социально-экономические проблемы. Например, по мнению некоторых людей, программы помощи наименее развитым странам не способствовали их экономическому развитию. Американским гражданам сообщают о том, что программы по укреплению материальной базы школ, щедро финансируемые федеральным правительством и правительствами штатов, не оказали ощутимого воздействия на успехи учащихся. Некоторые программы только обострили те проблемы, для решения которых они были предназначены. Например, сельскохозяйственные программы изначально были направлены на спасение семейных ферм, а вместо этого они предоставили значительные субсидии крупным корпоративным фермам, которые вытеснили из бизнеса семейные фермы.

Государственные ведо.мства обвиняют в том, что они погрязли в бумажной волоките. Утверждают, что государственные чиновники разрабатывают мелкие инструкции и часто дублируют работу друг друга; что продолжают действовать устаревшие программы; что они преследуют противоположные цели и тд.

Мы знаем, что в частном секторе рыночной системы есть своя ограниченность и свои недостатки, но и в государственном секторе существуют проблемы, присущие политическим процессам, бюрократическим ведомствам и налоговым системам.

В данной главе будут рассмотрены некоторые из этих проблем. В частности, мы проанализируем те трудности, с которыми сталкивается общество, пытаясь выявить истинные предпочтения путем голосования. Затем мы исследуем несостоятельность государства, заключающуюся в том, что определенные характеристики государственного сектора мешают правительству оказывать помощь рыночной системе в эффективном раз.меще-нии ресурсов. Потом мы перейдем к проблеме налогообложения и распределения налогового бремени, разъяснив, как это происходит в США и кто несет основное бремя. Рассмотрев недавно проведенные и предлагаемые новые реформы, мы кратко остановимся на отношении консерваторов и либералов к правительству и экономической свободе.

Вы увидите, что эта глава посвящена теории государственного выбора, то есть экономическому анализу принятия государственных решений, а также некоторым вопросам и проблемам государственных финансов, в частности анализу государственных расходов и доходов.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [ 225 ] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]