Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение
Таблица 3-7. Детерминанты предложения: факторы, смещающие кривую предложения
1. Изменение цен на ресурсы. Примеры: снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы.
2. Изменение технологии. Пример: создание более эффективного инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.
3. Изменение налогов и субсидий. Примеры: повышение акцизного напога на сигареты сокращает их предложение; уменьшение дотаций университетам штатов сокращает предложение специалистов с высшим образованием.
4. Изменение цен на другие товары. Пример: снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины.
5. Изменение ожиданий. Пример: ожидание существенного снижения в будущем цен на нефть побуждает нефтяные компании увеличивать текущее предложение.
е. Изменение числа поставщиков. Примеры: рост количества фирм, производящих персональные компьютеры, увеличивает предложение этих компьютеров; образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.
гов и субсидий; г) цен на другие товары; д) ожиданий, связанных с будущей ценой товара; е) количества поставщиков.
-♦ «Изменение предложения» означает смещение кривой предложения; «изменение величины предложения» означает перемещение от одной точки к другой на данной кривой предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже определяет цену продукта и его количество, которое реально покупается и продается на рынке.
В табл. 3-8 столбцы (1) и (2) воспроизводят шкалу рыночного предложения кукурузы (из табл. 3-6), а столбцы (2) и (3) - шкалу рыночного спроса на кукурузу (из табл. 3-3). Заметьте, что в столбце (2) мы используем обычный ряд цен. При этом мы предполагаем наличие конкуренции, то есть наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов.
Избыток
Какая из пяти возможных цен, по которой кукуруза может продаваться на рынке, действительно бу-
дет признана в качестве рыночной цены на кукурузу? Попытаемся получить ответ элементарным методом перебора. Без всяких особых оснований начнем с цены 5 дол. Может ли эта цена быть основной рыночной ценой на кукурузу? Мы отвечаем «нет» по той простой причине, что производители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой цене примерно 12 тыс. бушелей, тогда как покупатели со своей стороны желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. бушелей. Цена 5 дол. побуждает фермеров вырастить большое количество кукурузы, но отбивает у потребителей желание покупать эту кукурузу. При такой высокой цене кукурузы покупка других продуктов представляется более выгодной сделкой. В результате на рынке образуется избыток в 10 тыс. бушелей кукурузы, или избыточное предложение кукурузы. Этот избыток, показанный в столбце (4) табл. 3-8, представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса при цене 5 дол. У фермеров - производителей кукурузы на руках оказывается ненужный запас продукции.
Цена 5 дол., даже если бы она временно и существовала на рынке кукурузы, не способна удержаться там в течение какого-либо периода времени. Очень большой излишек кукурузы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей избавить их от этого излишка.
Допустим, что цена опускается до 4 дол. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания кукурузы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс. бушелей. Однако излишек, или избыточное предложение, все еще сохраняется и конкуренция между продавцами вновь сбивает цену Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 и 4 дол. окажутся неустойчивыми, поскольку они чересчур высоки. Рыночная цена на кукурузу должна быть несколько ниже 4 дол.
Таблица 3-8. Рыночное предложение кукурузы и спрос на нее (в тыс. бушелей)
Разумеется, существует множество возможных цен; наш пример охватывает лишь пять из них.
| | | | |
Общая | Цена | | Общая | Избыток [+] |
величина | за бушель | | величина | или нехватка [-) |
предложения | [в дол.] | | спроса | (стрелки указы- |
за неделю | | | за неделю | вают влияние на цену] |
12 ООО | | | 2000 | +10 000 i |
10 000 | | | 4000 | +6000 i |
7000 | | | 7000 | |
4000 | | | 11 ООО - | -7000 Т |
1000 | | | 16 000 = | -15 ООО Т |
Нехватка
Введение в экономике и экономику
Давайте теперь «перескочим» в конец столбца (4) и рассмотрим в качестве возможной рыночной цену 1 дол. Видно, что при этой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на вырашивание кукурузы, но одновременно порождает у потребителей стремление купить больше кукурузы, чем имеется на рынке. В результате возникает нехватка (дефицит) кукурузы в размере 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос на нее. Цена 1 дол. также не способна удержаться на рынке в качестве рыночной цены. Конкуренция между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Многие потребители, которые хотели и могли себе позволить приобрести кукурузу за 1 дол., в этой ситуации окажутся «за бортом». А многие другие потребители проявят готовность платить за кукурузу дороже 1 дол. ради того, чтобы все-таки получить возможность купить ее.
Предположим, такая конкуренция между покупателем поднимет цену до 2 дол. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку кукурузы. При цене 2 дол. фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть покупателей, желавшая платить за бушель 1 дол., предпочтет не покупать кукурузу по цене 2 дол. Однако нехватка, или дефицит, кукурузы на рынке в размере 7 тыс. бушелей по-прежнему сохранится. Следовательно, можно заключить, что
конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше 2 дол.
Равновесие
Методом перебора мы исключили все цены, кроме цены 3 дол. При цене 3 дол., и только при этой цене, количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому ее количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки кукурузы по этой цене. Избыток продукта толкает цену на него вниз, а нехватка вызывает повышение цены.
Когда при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не сушествует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу менялась. Экономист называет эту цену чисто рыночной, или равновесной ценой, причем равновесие здесь означает «гармонию», или «покой». При цене 3 дол. величина предложения и величина спроса уравновешиваются, то есть равновесное количество составляет 7 тыс. бушелей. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена на кукурузу в условиях предложения и спроса, продемонстрированных в табл. 3-8. Иначе говоря, цена кукурузы устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения соответствуют друг другу лишь при цене 3 дол. По любой более высокой цене поставщики стремятся
яаманннвваввшанвввввванвавв!
) ання11яаааияиаия1Н1нан1ННЯ111яня1Н1ННяан11Я11а1яа1Яяан1аа»впн1
КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК
о а:
Рисунок 3-5.
Равновесные цена и количество продукта определяются рыночным спросом и предложением
4 6 7 8 10 12 14 Количество кукурузы (в тыс. бушелей в неделю)
Точка пересечения нисходящей кривой опроса О и восходящей кривой предложения S показывает равновесную цену и равновесное количество продукта - в данном случае 3 дол. и 7 тыс. бушепей кукурузы. Нехватка кукурузы, которая возникла бы при цене ниже равновесной, например 2 дол., составила бы 7 тыс. бушелей и толкнупа бы цену вверх, в результате чего предпожение стало бы увепичиваться, а спрос уменьшаться до тех пор, пока не было бы достигнуто равновесие. Избыток кукурузы при цене выше равновесной, например 4 дол., составил бы 6 тыс. бушелей и стал бы сдвигать цену вниз, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.
Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение
продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, - в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей приводят к изменению цены, которое в конечном счете завершается согласованием между собой этих двух противоположных желаний.
Графический анализ предложения и спроса приводит нас к таким же заключениям. На рис. 3-5 совмещены кривая рыночного предложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси теперь отложены показатели и спроса, и предложения.
При любой цене, превышающей равновесную цену 3 дол., величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение кукурузы и одновременно побудит потребителей покупать ее в большем количестве.
Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличивать предложение и «выталкивает» лишних покупателей с рынка; в результате дефицит исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть точка равновесия. Здесь равновесная цена состав-ляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны 7 тыс. бушелей.
Уравновешивающая функция цен
Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже согласуются, или синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведенном случае равновесная цена 3 дол. разфужает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток продукта для потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения и спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить 3 дол. за бушель кукурузы, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, не смогут. Точно так же любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и предлагать ее к продаже по цене 3 дол., может с успехом это делать; те, кто не
желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу [Ключевой вопрос 7.)
Изменения предложения и спроса
Мы уже знаем, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений потребительских ожиданий или цен на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменения технологии, цен на ресурсы или налогов. А сейчас мы рассмотрим, как изменения предложения и спроса воздействуют на равновесную цену
Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рис. 3-ба. Как это повлияет на цену? Отметив, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса имеет более высокие значения как на оси цены, так и на оси количества, мы можем заключить: увеличение спроса при прочих равных условиях (предложение) порождает эффект повышения цены и эффект прироста количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужны возиться с колонками цифр для определения воздействия нужного нам показателя на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения на графике.)
Как показано на рис. З-бб, уменьшение спроса обнаруживает как эффект понижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, уменьшается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую зависимость между изменением спроса и возникающими вследствие этого изменениями и равновесной цены, и количества продукта.
Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рис. 3-бв, новая точка пересечения кривых предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта, но уменьшению его количества. Рис. 3-бг иллюстрирует подобную ситуацию.
Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Сокращение предложения порождает эффекты повышения цены и сокращения количества продукта. Таким образом, существует обратная зависи-