назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


2

1933 г. Глава 19. Описывается влияние факторов спроса и эффективности на общеэкономическое развитие (рис. 19-1), приведены новые данные по уровню образования населения (рис, 19-4); обсуждается проблема медленного темпа роста среднего семейного дохода (рис. 19-5).

• Часть V. Глава 20. Приведен новый пример эластичности цены при обложении акцизным налогом судов, являющихся предметами роскоши; более полно обсуждается перекрестная и зависящая от дохода эластичность спроса. Глава 21. Дано более четкое определение совокупной полезности, приведен график предельной полезности (рис. 22-1); совокупная полезность рассматривается с привлечением новых примеров из практики. Глава 22. Приведен новый числовой пример о различиях между учетной и экономической прибылью; даны новые примеры эффекта масштаба, включая цены новых и подержанных учебников и слияния банков. Глава 24. Более полно обсуждается эффект масштаба как входной барьер (рис. 24-1); проведено новое графическое сравнение монополиста с единой ценой и дискриминирующего монополиста (рис. 24-7). Глава 25. По-новому рассмотрена проблема долгосрочного равновесия в монополистической конкуренции; приведен новый рис. 25-4 о рекламе и эффекте масштаба. Глава 26. Переписан раздел о причинах существования олигополии. Приведен пример автомобильной отрасли.

• Часть VI. Глава 27. Приведены новые примеры спроса на труд: рабочие автомобильной промышленности, работники закусочных быстрого обслуживания, влияние персональных компьютеров, временные работники. Глава 28. Приведена дискуссия о снижении реальной заработной платы и провале плана оплаты по результату Глава 29. Приведены новые примеры, среди них законы, направленные против ростовщичества.

• Часть VII. Глава 30. Дан графический анализ перелива ресурсов (из гл. б 12-го издания), обновлен материал о правах на загрязнения и специальном фонде. Глава 31. Обсуждаются усилия по изменению государственного механизма и Закон о снижении дефицита 1993 г. Глава 32. Дан новый раздел о взаимосвязях антитрестовских и прочих целей (торговый баланс, объединения в оборонной промышленности и продвижение новых технологий); приведены новые случаи фиксации цен; написан новый большой раздел по промышленной политике. Глава 33. Приведен новый рис. 33-3, на котором отражена изменчивость и долгосрочный спад цен на сельскохозяйственную продукцию; по-новому обсуждаются проблема «погони за прибылью» и влияние цено-

вой поддержки. Глава 34. Приводятся причины увеличения неравенства доходов; дан анализ уровня бедности (рис, 34-5); изложены предложения по реформе социального обеспечения. Глава 36. Сокращены разделы по истории и влиянию профсоюзов; по-новому рассмотрена проблема социального обеспечения иммигрантов.

• Часть VIII, Глава 37. Рассматриваются новые темы: анализ экспорта и импорта с точки зрения спроса и предложения (рис. 37-3, 37-4 и 37-5); политика государственного продвижения экспорта; возобновление режима наибольшего благоприятствования для Китая и перегбворы с Японией. Глава 38. По-другому обсуждается проблема «управляемого плавания» валют; торговый дефицит США. Глава 39. Приведена новая таблица распределения мирового дохода (табл. 39-1); переработано и расширено обсуждение проблем народонаселения; по-новому рассматриваются трудности, связанные с иностранной помощью; переосмыслена проблема долгового кризиса. Глава 40. Рассмотрен процесс перехода России к капитализму

Новые разделы «Последний штрих >

Рецензенты одобрили введение мини-текстов под названием «Последний штрих» и их расположение в заключительных частях глав. Эти тексты имеют разные цели: одни показывают текущее или историческое применение экономических понятий, другие анализируют интересы людей к экономическим проблемам, третьи представляют противоречащие основным или побочные точки зрения, а четвертые отражают экономические понятия и темы в глобальном аспекте. Шестнадцать мини-текстов «Заключительный штрих» являются новыми, а остальные были переработаны и обновлены.

Новые темы мини-текстов таковы: снижение уровня производства на Кубе (гл. 2); спекуляция билетами (гл. 3); альтернативные взгляды на вопрос, почему уровень безработицы в Европе настолько высок (гл. 11); использование доллара по всему миру (гл. 13); проблема социальных выплат (гл. 18); доводы «за» и «против» экономического роста (гл. 19); рыночные силы и возрастание ценности образования (гл. 20); неэффективность рождественской раздачи подарков (гл. 21); созидательное разрушение как конкурентная сила (гл. 23); алмазная монополия корпорации De Beers (гл. 24); газеты о неудачах в государственном секторе (гл. 31); дерегулирование авиалиний (гл. 32); врачи против экономистов по поводу реформы здравоохранения (гл. 35); спекуляции на валютных рынках (гл. 38); Китай как новая экономическая сила (гл. 40).



ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Несмотря на то что 13-е издание очень мало напоминает первое, основная цель остается той же самой -дать студенту, начинающему изучать экономике, концепции, необходимые для понимания основных экономических проблем, специфических экономических понятий и политических альтернатив решения экономических проблем. Мы надеемся, что способность рассуждать на экономические темы логично и объективно и непреходящий интерес к экономике станут побочными следствиями при достижении основной цели. Мы намерены представить принципы и проблемы экономике в прямой, логичной форме. Следовательно, мы продолжаем делать упор на ясность изложения и организацию материала.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА

Данный учебник обладает целым рядом заметных особенностей и достоинств.

• Четкие объяснения проблем. Мы попытались создать четкий аналитический текст, отвечающий требованиям лучших студентов и доступный, при определенных стараниях, средним студентам. Мы думаем, что тщательность изложения материала и его доступность позволят преподавателю отбирать те.мы для занятий в аудитории и быть уверенным в то.м, что остальной материал учебника студенты смогут проработать и понять самостоятельно.

• Расширенное определение экономике. В начальных курсах не всегда удается обеспечить студентов понятным определением экономике. Чтобы избежать этого недостатка, мы посвятили всю главу 2 постановке и анализу фундаментальных основ экономике. Это должно по.мочь студентам в дальнейшем.

• Основы рыночной системы. В настоящее время многие экономики совершают трудный переход от планового хозяйства к рыночной системе. Поэтому детальное описание принципов организации и функционирования рыночной системы в главе 4 мы считаем очень своевременным. Права собственности, свобода предпринимательства и выбора, роль прибыли - эти и связанные с ними понятия типичный студент понимает плохо. Мы надеемся, что снабдили студентов методологией и информацией, необходимыми для изучения рыночной системы.

• Раннее введение проблем международной экономике. Принципы и организация международной экономике вводятся достаточно рано. В главе 6 рассматривается рост объемов международной торговли, ее основные участники, специализация и сравнительные преимущества, рынок иностранных валют, та-

рифы и субсидии, различные торговые соглашения. Столь раннее введение в международную экономике позволяет изучить международный аспект макроэкономических и микроэкономических проблем.

• Раннее и всестороннее изучение роли государства. Государство является составным элементом современного капитализма. Следовательно, его роль в экономике не следует рассматривать по частям или после всех остальных тем. В этом учебнике экономические функции анализируются в главе 5. В главе 30 обсуждаются проблемы несостоятельности государства и рынка, а в главе 31 рассматриваются наиболее интересные аспекты теории общественного выбора и государственных финансов. Разделы учебника, посвященные как макро-, так и микроэкономике, содержат главы, ориентированные на проблемы и политику

• Упор на экономический рост. В этом издании мы делаем упор на экономический рост В главе 2 используется кривая производственных возможностей для иллюстрации основных компонентов роста. В главе 19 обсуждаются темпы и причины роста американской экономики, а также его противоречивость. Глава 39 концентрируется на анализе проблем менее развитых стран и препятствиях, мешающих их росту. Часть главы 40 касается сокращения темпов роста в бывшем Советском Союзе. Помимо этого, в главах, касающихся теории ценообразования, обращается особое внимание на возможности внедрения достижений научно-технического прогресса в различных рыночных структурах.

• Обсуждение теории фирм. Мы уделяем большое внимание микроэкономике в целом и теории фирм в частности по двум причинам. Во-первых, понятия микроэкономике трудны для большинства начинающих студентов. Краткие обсуждения обычно лишь увеличивают трудности, так как больше вопросов создают, чем снимают Во-вторых, мы объединили анализ различных рыночных структур с обсуждением влияния каждого рыночного подразделения на цену, уровень производства, распределение ресурсов и скорость технологического прогресса.

• Главы, посвященные экономическим темам. Большинство студентов, несомненно, поймет, что основные проблемы излагаются в части IV, посвященной макроэкономике, и в части VII, ориентированной на проблемы микроэкономике. Мы пытались изложить все проблемы в логичной последовательности, применяя соответствующие аналитические инструменты. Кроме того, мы стремились включить как можно больше материала, но каждый преподаватель может исключить главы, которые, по его мнению, не очень важны для конкретной группы студентов.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

Необходимой предпосылкой создания хорошего учебника по экономике являются логичная структура и четкость изложения материала. Данный учебник был написан таким образом, что каждая тема и понятие прямо соответствуют уровню сложности, который доступен среднему студенту По этой причине мы тщательно подбирали материалы по микроэкономике и макроэкономической теории занятости. Но простота восприятия обеспечивается четкостью изложения, а не краткостью.

Более того, из нашего опыта следует, что при рассмотрении каждой из основных тем - совокупный спрос и совокупное предложение, деньги и банки, теория фирм, международная экономике - желательно объединять анализ с политикой. В целом применяется трехшаговый способ развития аналитических инструментов: 1) словесные описания и иллюстрации; 2) числовые примеры; 3) графическое представление, основанное на этих числовых иллюстрациях.

Весь материал данной книги разделен на восемь частей. Часть I. Введение в экономике и экономику. Часть П. Национальный доход, занятость и фискальная политика. Часть И1. Деньги, банки и монетарная политика. Часть IV. Проблемы и противоречия макроэкономике. Часть V. Микроэкономике товарных рынков. Часть VI. Микроэкономике рынков ресурсов. Часть VII. Государство и текущие экономические проблемы. Часть VIII. Международная экономике и мировая экономика. В содержании перечислены конкретные главы каждой части.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТРУКТУРА ИЗЛОЖЕНИЯ

В целом преподаватели согласны с содержанием нашего учебника, но не всех из них устраивает структура изложения материала. На наш взгляд, структура этого учебника обеспечивает значительную гибкость изложения проблем экономике. Те, кто пользовался предыдущими изданиями, сообщали нам, что им удавалось изучать главы в другом порядке, почти не нарушая логику изложения.

Мы предпочли перейти от макро- к микроэкономике, но за вводным материалом части I можно непосредственно давать микроэкономический анализ из частей V и VI. Аналогично модель совокупного спроса - совокупного предложения вводится после, а не до анализа совокупных расходов. Те, кто не согласен с такой организацией, не встретят никаких проблем, рассматривая главу 11 перед главами 9 и 10.

Некоторые преподаватели предпочитают перемежать главы из частей V и VI главами из части VII. Глава 33 о сельском хозяйстве может следовать за главой 23 о чистой конкуренции; глава 32 об антитрестовском законодательстве, регулировании и промышленной политике может следовать за главами 24-26 о несовершенной конкуренции. Глава 36 о рынке труда может следовать за главой 28 о заработной плате; глава 34 о неравенстве доходов может следовать за главами 28 и 29 о национальном доходе.

Тот, кто преподает типичный двухсеместровый курс и удовлетворен структурой учебника, поместив первые четыре части в первый семестр, а части с V по VIII - во второй, увидит, что материал расположен логично с точки зрения его содержания и разумно относительно объема и уровня сложности. Те преподаватели, которые предпочитают делать упор на международную экономике, части I, II, III и VIII могут рассматривать в первом семестре, а части с IV по VII - во втором.

Для курса, рассчитанного на три четверти, мы предлагаем проходить главы с 1-й по 12-ю в первой четверти, с 13-й по 29-ю - во второй и с 31-й по 40-ю - в третьей.

Те, кого интересует односеместровый курс, могут выделить несколько групп глав, подходящих для такого курса.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Как и в предыдущих изданиях, этот учебник «Экономикс» ориентирован на студентов. Новое обращение «К студенту» содержит различные виды педагогической помощи.

БЛАГОДАРНОСТИ

Публикация 13-го издания продлит жизнь учебника «Экономикс», который существует уже четвертый десяток. Нет сомнения, что это произошло благодаря многим преподавателям и студентам, высказавшим свои пожелания и критические замечания.

Наши коллеги из университета штате Небраска, университета Линкольна и Тихоокеанского лютеранского университета щедро делились с нами знаниями по своим специальностям и поддерживали нас. Мы особо благодарим Jeny Petr, Dave Palm и Norris Peterson, которые больше всего помогли нам в преодолении нашего относительного невежества в их областях знаний.

Как уже было указано, 13-е издание значительно выиграло от учета выводов рецензентов, которые снабдили нас богатейшим источником предло-

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]