назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [ 190 ] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


190

568 ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Микроэкономике товарных рынков

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Чем монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции? От чистой монополии? Объясните развернуто, к чему приводит дифференциация продукции.

2. Ключевой вопрос. Сравните эластичность кривой спроса производителя в условиях монополистической конкуренции с кривой спроса производителя в условиях: а) чистой конкуренции; б) чистой монополии. Предполагая идентичные издержки в долговременном периоде, сравните графически цены и объем производства, которые явились бы результатом чистой конкуренции и монополистической конкуренции. Сравните две рыночные структуры с точки зрения эффективности размещения ресурсов и производственной эффективности. Объясните следующее утверждение: «Отрасль с монополистической конкуренцией характеризуется слишком большим числом фирм, каждая из которых производит слишком мало».

3. Объясните, почему монополистическая конкуренция представляет собой монополию до того момента, когда у потребителей появляется желание купить продукты, являющиеся близкими заменителями, и становится конкурентной за пределами этой точки.

4. «Конкуренция качества и услуг может быть столь же эффективна в предоставлении покупателю за его деньги большего количества благ и услуг, как и ценовая конкуренция». Вы согласны с этим утверждением? Объясните, почему в условиях монополистической конкуренции фирмы часто предпочитают неценовую конкуренцию ценовой.

5. Критически оцените и объясните следующие утверждения:

а. «В отраслях с монополистической конкуренцией экономические прибыли в долговременном периоде исчезают в результате конкуренции; следовательно, нет веского основания для критики поведения и эффективности таких отраслей».

6. «В долговременном периоде монополистическая конкуренция приводит к монополистической цене, а не к монополистическим прибылям».

6. Ключевой вопрос. Сравните традиционную и новую точки зрения на рекламу. Какая точка зрения, по вашему мнению, точнее?

7. Согласны вы или нет со следующими утверждениями и почему:

а. «Вероятно, что объем рекламы, которую осуществляет фирма, изменяется обратно пропорционально действительным различиям в ее продукте».

б. «Если расходы на рекламу каждоп фирмы имеют тенденцию к тому чтобы аннулировать результаты рекламной деятельности ее конкурентов, очевидно, нецелесообразно для этих фирм сохранять большие рекламные бюджеты».

8. Тщательно оцените два взгляда, выраженные в следующих утверждениях:

а. «Реклама создает массовый спрос. Производство растет, издержки снижаются. Чем больше люди могут купить, тем больше создается рабочих мест Эти составляющие экономического роста стимулируют друг друга в цикле производительности и изобилия, а в целом приводят к улучшению нашей жизни».

б. «Реклама представляет собой "извращенное просвещение": дорогостоящее усилие побудить людей покупать без определенного намерения веши, которые им не нужны. Более того, реклама усиливает экономическую нестабильность, так как расходы на рекламу изменяются прямо пропорционально уровню потребительских расходов».

Какая точка зрения, по вашему мнению, является более правильной? Обоснуйте ваш выбор.

9. Ключевой вопрос. Реклама может иметь два эффекта: увеличивает объем производства и увеличивает издержки. Объясните, каким образом соотношение между этими двумя эффектами будет влиять на потребителей.

10. («Последний штрих».) Опишите ценовую и неценовую конкуренцию, которая имеет место на рынке учебников по экономике. Каково влияние рынка подержанных книг?



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА: ОЛИГОПОЛИЯ

Когда во многих отраслях обрабатывающей и добывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли называют олигополиями. Именно об этих отраслях пойдет речь в настоящей главе. Перед нами стоит несколько задач. 1. Мы попытаемся дать определение олигополии, оценить степень ее распространения и рассмотреть причины возникновения и существования. 2. Нами будут рассмотрены возможные направления поведения фирм в олигополистических отраслях в отношении цены и производства. 3. Мы обсудим роль неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе развития продукта и рекламы в олигополистических отраслях. 4. Потом предложим наши комментарии относительно эффективности и общественной желательности олигополии. 5. Наконец, подчеркнем многие характерные моменты, отмеченные в главе, на примере автомобильной промышленности.

ОЛИГОПОЛИЯ:

ПОНЯТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Каковы основные признаки олигополии? Насколько часто она встречается в американской экономике? Почему развилась эта отраслевая структура?

Определение олигополии

Олигополия существует, когда на рынке доминируют несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Слово «несколько» означает, что фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции.

Но сколько фирм мы имеем в виду? Это точно не определено, потому что рыночная модель олиго-

полии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы практически господствуют на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим слова «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

Однородная или дифференцированная продукция. Олигополии могут быть однородными или дифферен-цнрованнымн, то есть олигополистическая отрасль может производить стандартизованную или дифференцированную продукцию. Многие промышлен-



Таблица 26-1. Уровень концентрации и индексы Херфиндаля в нескольких отраслях обрабатывающей промышленности с высокой степенью концентрации

Отрасль

[2] (31 Доля выпуска. Индекс приходящаяся Херфиндаля на четыре крупнейшие фирмы fe %}

Отрасль

Доля выпуска,

приходящаяся

на четыре крупнейшие

фирмы (в %]

Индекс Херфиндаля

Жевательная резинка

Тонкое стекло

1968

Домашние стиральные

2В55

Турбины и генераторы

2162

машины

Сигареты

Изделия из гипса

1887

Электролампочки

Алюминий

1934

Моторизованные

Самолеты

16В6

транспортные средства

Мелкое огнестрельное

Шины

1897

оружие и боеприпасы

Медь

Домашние пылесосы

1508

Хлопья к завтраку

2207

Мотоциклы и велосипеды

1453

Пиво

Мыло

1698

и стиральные порошки

Домашние холодильники

2256

Магнитофонные

1505

и морозильники

пленки

Издание поздравительных 85

2830

Телефоны

1933

открыток

НС - нет сведений.

Источник: Вигеа of tfie Census, 1987; Census of Manufacturers (1992).

ные продукты - сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. - являются стандартизованной продукцией в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. Многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, кукурузные и овсяные хлопья для завтрака, сигареты и множество бытовых электрических приборов, - являются дифференцированными олигопо-лиями.

Степень концентрации. Экономисты используют степень концентрации как приблизительную меру, отражающую структуру отрасли. Данные в столбце (2) табл. 26-1 показывают степень концентрации четырех фирм - долю совокупных продаж по отрасли, приходящуюся на четыре крупнейшие фирмы, - для нескольких олигополистических отраслей. Например, 92% сигарет и 87% хлопьев к завтраку выпускаемых в США, производятся четырьмя крупнейшими фирмами в каждой из этих отраслей.

Когда четыре крупнейшие фирмы контролируют 40% или более совокупного рынка, отрасль считается олигополистической. Используя эту оценку мы можем считать, что около половины отраслей в США являются олигополистическими.

Хотя показатели концентрации, как правило, дают представление о степени конкурентности или

монополизации различных отраслей, они страдают несколькими недостатками, на которые стоит обратить внимание.

1. Локализация рынков. Степень концентрации дается по отношению к стране в целом, в то время как рынки ряда продуктов значительно локализованы из-за вьюоких транспортных издержек. Например, показатель концентрации для производства бетона составляет лишь 8%, то есть эта отрасль высококонкурентна. Но реальный обьем производства этого продукта ограничивается соответствующим рынком конкретного небольшого или крупного города. На таких локализованных рынках мы обнаруживаем типичных олигополистических поставщиков. Ранее уже говорилось о том, что на местном уровне некоторые стороны розничной торговли, особенно в малых и средних по размеру городах, характеризуются как олигополии.

2. Межотраслевая конкуренция. Определения отраслей являются в некоторой степени неточными. В этом смысле необходимо помнить о межотраслевой конкуренции, то есть конкуренции между двумя продуктами, которые используются в различных отраслях. Следовательно, высокие показатели концентрации в табл. 26-1 для алюминиевой и медной промышленности, вероятно, преуменьшают степень конкуренции, потому что алюминий и медь

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [ 190 ] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]