назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


18

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. «Экономикс - это наука, исследующая принципы, которые управляют распределением ограниченных ресурсов между конкурирующими целями, когда задача распределения заключается в том, чтобы максимизировать достижение этих целей». Объясните смысл этого утверждения.

2. Прокомментируйте следующее утверждение, появивщееся в газетной статье: «В младщих классах нашей средней школы ученикам дают великолепные горячие завтраки стоимостью в 1 дол., причем это ничего не стоит нашему налогоплательщику благодаря тому что правительство их частично субсидирует».

3. «Неправильно, что потребности насытить невозможно. Я могу это доказать. Я получаю все то количество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком». Критически проанализируйте это утверждение. Объясните следующее положение: «Товаров и услуг не хватает потому что ресурсов недостаточно». Проанализируйте следующее утверждение: «Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютным их решением».

4. Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?

5. Ключевой вопрос. Почему проблема незанятости ресурсов является составной частью предмета «экономике»? Объясните разницу между эффективностью производства и эффективностью распределения ресурсов. Приведите пример достижения эффективности производства, но не распределения ресурсов.

6. Ключевой вопрос. Ниже представлена таблица производственных возможностей выпуска военной и гражданской продукции:

Вид продукта

Производственные альтернативы

Автомобили

Управляемые ракеты

а. Представьте эти данные графически. На каких конкретных допущениях основана эта кривая производственных возможностей ?

б. Если экономика находится в точке С, каковы издержки производства одного дополнительного автомобиля? Одной дополнительной ракеты? Объясните, каким образом эта кривая отражает закон возрастающих альтернативных издержек.

в. Как должна вести себя экономика, чтобы оказаться в какой-либо точке на кривой производственных возможностей ?

" Stigler G.J. The Theory of Price. New York: The Macmillan Company, 1947. P. 12.

7. Каковы альтернативные издержки учебы в колледже?

8. Предположим, вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 100 дол., и узнаете, что в магазине в двух милях отсюда его можно купить за 50 дол. Поедете ли вы туда покупать его? Сколько вы выгадаете от такого решения? Каковы альтернативные издержки вашего решения? Теперь предположим, что вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 6000 дол., но узнаете, что в другом магазине он стоит 5950 дол. Примете ли вы то же решение, что и раньше? Как это ни удивительно, вам стоит это сделать! Объясните, почему.

9. Ключевой вопрос. Опишите и объясните форму кривых предельных выгод и предельных издержек и используйте эти кривые для определения оптимального распределения ресурсов для конкретного продукта. Если объем производства в настоящий момент таков, что предельные издержки превышают предельные выгоды, то большее или меньшее количество ресурсов следует выделить на производство этого продукта? Объясните ваш ответ.

10. Ключевой вопрос. Обозначьте точку G внутри кривой производственных возможностей, которую вы построили при ответе на вопрос 6. Что она означает? Теперь обозначьте точку Н вне кривой. А что означает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, обозначенного точкой Н?

11. Ключевой вопрос. Возвращаясь к вопросу 6, предположим, что в технологии производства ракет произошло усовершенствование, а технология производства автомобилей осталась неизменной. Постройте новую кривую производственных возможностей. Теперь предположим, что технологический прогресс затронул производство автомобилей, а не ракет. Постройте новую кривую производственных возможностей, а затем - кривую производственных возможностей, отражающую развитие технологии в производстве и ракет, и автомобилей.

12. Объясните, как каждый из перечисленных ниже факторов влияет на положение кривой производственных возможностей.

а. Средние экзаменационные оценки студентов колледжей и учеников старших классов школ снижаются.

б. Уровень безработицы падает с 9 до 6% численности рабочей силы.

в. Расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение.

т. Общество приходит к выводу что ему требуются компакт-диски, а не долгоиграющие пластинки.

д. Новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.



е. Новый всплеск рождаемости увеличивает численность рабочей силы в стране.

13. Объясните смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв».

14. Объясните, как дефицит внешней торговли может позволить экономике получить набор товаров, превышающий ее внутренний производственный потенциал. Объясните, почему страны стремятся избегать внешнеторгового дефицита.

15. Покажите, как различаются подходы к решению проблемы экономической нехватки ресурсов в

таких экономических системах, как чистый капитализм, рыночный социализм и командная экономика.

16. Опишите действие экономики чистого капитализма с помошью модели кругооборота. Покажите рынки продуктов и ресурсов и подчеркните в вашем ответе факт нехватки ресурсов. Укажите ограничения модели кругооборота.

17. («Последний штрих».) Каковы основные причины снижения производственных возможностей Кубы?



АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЫНКОВ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

аучите попугая произносить слова «спрос и предложение» - и перед вами экономист! В этой язвительной шутке заключена большая доля правды, так как, по существу, простейшие экономические рычаги - спрос и предложение - способны дать нам глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о работе экономической системы в целом.

В этой главе мы займемся изучением природы рынка и процесса формирования цен и объемов производства. Приведенная в главе 2 модель кругооборота представила нам участников обоих рынков - и ресурсов, и товаров. Но там мы предположили, что цены на ресурсы и продукты «даны»; теперь мы объясним, как устанавливаются, или определяются, цены, более детально раскрыв понятие рынка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКОВ

Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, музыкальный магазин, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-Йоркская фондовая биржа и Чикагская зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира взаимодействуют друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе потенциальных покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем

команды Национальной футбольной лиги. Выпускник финансового факультета беседует с представителями банков Citicorp или Chase Manhattan в университетском бюро, помогающем выпускникам получить работу.

Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Эта глава посвящена чисто конкурентным рынкам. Такие рынки предполагают наличие большого количества действующих независимо продавцов и покупателей, обменивающихся стандартизованным товаром. Эти рынки похожи не на музыкальный

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [ 18 ] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]