назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [ 141 ] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


141

проверочных тестов при поступлении в колледж существенно снизились по сравнению с прошлыми десятилетиями. Более того, американские студенты, изучающие естественные науки и математику, значительно уступают по уровню знаний учащимся многих других промышленно развитых стран. У японских детей более продолжительный учебный день, да и учебный год в Японии состоит из 240 дней, по сравнению со 180 днями в США. К тому же американские учебные заведения выпускают все меньше инженеров и ученых, причем истоки этой проблемы кроются все в той же недостаточной подготовке по математике и естественным наукам, которую получают дети в начальной и средней школе. Кроме того, считается, что в Японии и Германии - странах с наиболее высокими темпами роста производительности труда - шире распространена и лучше, чем в США, организована профессиональная подготовка без отрыва от производства.

Распределение ресурсов и эффект масштаба

В табл. 19-2 также показано, что производительность труда увеличивается благодаря эффекту масштаба, то есть экономии, достигаемой за счет масштабов деятельности (строка 6), и более совершенному распределению ресурсов (строка 7).

Более эффективное распределение ресурсов. Повышение эффективности распределения ресурсов означает, что с течением времени работники перемещаются из низкопроизводительных сфер занятости в высокопроизводительные. В процессе исторического развития значительная часть рабочей силы переместилась из сельского хозяйства, где производительность низка, в обрабатывающую промышленность, где производительность несколько выше. Позже произошел отток трудовых ресурсов уже из обрабатывающей промышленности в еще более высокопроизводительные отрасли сферы услуг - правовых, медицинских, консультационных, финансовых. В результате таких перемещений средняя производительность труда американских рабочих в целом повысилась.

Кроме того, из-за дискриминации на рынке труда женщины и представители социальных меньшинств традиционно практически не имели доступа в высокопроизводительные сферы занятости. Со временем ослабление дискриминации позволило вышеназванным группам населения переместиться из низкопроизводительных профессий в высокопроизводительные, результатом чего стал прирост общей производительности труда и реального ВВП.

Зачастую таможенные тарифы, импортные квоты и другие барьеры международной торговли (см. гл. 6) удерживают ресурсы в относительно не-

продуктивных сферах занятости, поэтому долгосрочная тенденция к либерализации международной торговли способствует повышению эффективности распределения ресурсов и увеличению реального объема производства.

Эффект масштаба. Эффект масштаба - это те производственные преимущества, которые возникают при увеличении размера предприятия и рынка сбыта его продукции. Так, крупная корпорация, как правило, располагает более широким выбором эффективных производственных технологий, нежели мелкая фирма. Крупный автомобилестроитель в состоянии установить у себя современные компьютеризованные сборочные линии с использованием промышленных роботов, в то время как мелкие производители вынуждены довольствоваться менее совершенными технологиями. Лишь постоянное увеличение масштабов производства (размеров предприятий) и расширение рынков сбыта позволяют внедрять более эффективные методы производства. В свою очередь, это ведет к повышению производительности труда и экономическому росту

Факторы, сдерживающие экономический рост

Существуют также факторы, которые сдерживают рост реального производства и дохода. В табл. 19-2 они в обобщенном виде представлены правовым и человеческим факторами (строка 8). В период с 1929 по 1982 г. произошли существенные изменения в государственном регулировании промышленности, контроле за загрязнением окружающей среды, охране труда и здоровья и т. д., которые отрицательно сказались на темпах экономического роста. Усиление государственного контроля за зафяз-нением среды, безопасностью труда и охраной здоровья работающих, а также поддержкой нетрудоспособных и инвалидов привело к увеличению расходов на очистные сооружения, улучшение условий труда и обеспечение нетрудоспособных граждан за счет инвестиций в основной капитал, необходимый для экономического роста. Если фирма должна потратить 1 млн дол. на установку газоочистителя, чтобы выполнить государственные нормативы вредных выбросов, или на создание в своем магазине условий для занятости инвалидов, то она не сможет вложить этот 1 млн дол. в основные средства, которые способствовали бы увеличению реального объема производства. Среди прочих факторов, сдерживающих экономический рост, можно назвать затрату ресурсов на охрану правопорядка, отрицательное воздействие забастовок во время трудовых конфликтов, влияние неблагоприятных погодных условий на сельскохозяйственное производство.



Здесь необходимо отметить, что хотя безопасность труда, чистый воздух и вода, достойная жизнь инвалидов и нетрудоспособных - словом, все, что характеризует общее качество жизни, - достигается за счет экономического роста, но и противоположное утверждение также справедливо. Сам по себе экономический рост не означает автоматического повышения благосостояния общества. Увеличению реального объема производства могут сопутствовать альтернативные издержки других явлений (чистой окружающей среды, справедливого общества), которые общество ценит более высоко. Производительность труда измеряется почасовой выработкой, а не общим благосостоянием в течение рабочего часа. Рост реального ВВП не обязательно сопровождается таким же ростом благосостояния. Следовательно, общество может принять взвешенное решение частично «пожертвовать» экономическим ростом ради достижения других целей. (Ключевой вопрос 5.)

Прочие факторы

Существуют также факторы, воздействие которых на экономический рост с трудом поддается количественной оценке. Например, богатейшие запасы разнообразных природных ресурсов, которыми располагают США, внесли весомый вклад в экономический рост страны. В США имеется изобилие плодородных земель, здесь благоприятные климатические и погодные условия, вполне достаточные запасы многих минеральных и энергетических ресурсов. США обладают самыми крупными и разнообразными по составу природными ресурсами из всех стран мира, за исключением, возможно, лишь России и Канады.

Хотя обилие природных ресурсов весьма способствует экономическому росту, это вовсе не означает, что страны со скудными запасами обречены на замедленный рост. При том что природные ресурсы Японии чрезвычайно ограничены, ее экономика после второй мировой войны росла весьма заметными темпами (см. «Международный ракурс» 19-1). С другой стороны, некоторые экономически отсталые страны Африки и Южной Америки обладают значительными запасами природных ресурсов.

Кроме того, существуют и такие факторы экономического роста, измерить воздействие которых просто невозможно. В частности, благоприятное влияние на экономический рост США оказала общая социальная, культурная и политическая атмосфера в стране, которая складывается из нескольких взаимосвязанных факторов.

1. В отличие от других стран в США практически не существует социальных или моральных запретов, препятствующих производству и материальному прогрессу. В американской общественной мысли рост материального благосостояния предстает достижи-

мой и чрезвычайно желанной экономической целью. Изобретатель, новатор, бизнесмен пользуются престижем и уважением в американском обществе.

2. Американцам традиционно присуще здоровое отношение к труду и предпринимательскому риску Американское общество сильно выигрывает от того, что объединяет большое число предпринимателей и людей, желающих работать.

3. Американская рыночная система содержит массу стимулов для людей и фирм, способствующих экономическому росту; американская экономика вознаграждает за любые действия, ведущие к увеличению реального объема производства.

4. Экономика США опирается на устойчивую политическую систему, которой присущи демократические принципы, внутренний порядок, право частной собственности, узаконенный статус предприятий, принцип обязательного соблюдения договоров. Согласно одному из недавних исследований, открытое общество растет в среднем значительно быстрее, чем общество с ограниченными свободами.

Несмотря на сложность количественной оценки всех этих факторов, одно очевидно: они обеспечивают превосходную основу для экономического роста США.

Совокупный спрос, неустойчивость и экономический рост

Как явствует из табл. 19-2. исследование Денисона призвано объяснить рост фактического, а не потенциального (то есть созданного в условиях полной занятости) реального национального дохода. Ежегодный экономический рост на 2,9%, попытка объяснить который предпринята в таблице, отражает и изменения реального ВВП под воздействием колебаний совокупного спроса. Если бы американская экономика из года в год держалась на уровне производства в условиях полной занятости, то ежегодные темпы ее роста в этот период были бы приблизительно на 0,2-0,3 процентных пункта выше. Из-за отклонений от уровня полной занятости, вызванных недостатком совокупного спроса, фактические темпы роста отстают от потенциальных.

Напомним, что, согласно рис. 8-5, фактические результаты экономической деятельности порой падают куда ниже потенциальных результатов. В частности, серьезный удар по долгосрочным показателям экономического роста нанесла Великая депрессия 30-х годов. С 1929 по 1933 г реальный ВВП США (в ценах 1987 г) фактически сократился с 823 млрд до 587 млрд дол. и вернулся к уровню 1929 г лишь в 1939 г (см. строку 18 таблицы, помещенной на первом форзаце этой книги). А глубокий спад 1980-1982 гг обошелся США более чем в 600 млрд дол. потерянного продукта и дохода.



Таблица 19-3. Рост производительности труда и реального ВВП на душу населения, 1948-1994 гг. (в %)

Период

Ежегодные

Ежегодные

темпы роста

темпы роста

производительности

реального ВВП на

труда

душу населения

1948-1966

1966-1973

1973-1981

1ЭВ1-1Э90

1990-1994

Источник: Economic Report of President, 1988. P. 67. (Данные осовременены. На конец каждого периода приходится наивысшая точка экономического подъема; 1994 г. составляет исключение.)

Но это лишь часть картины. Циклическая безработица может породить отрицательные побочные эффекты, которые, неблагоприятно сказавшись на других факторах экономического роста, могут отразиться на темпах роста в последующие годы полной занятости. Например, безработица тормозит инвестиции и накопление капитала. Более того, экономический спад может привести к ограничению или даже сокращению расходов на научные исследования и разработки, в результате чего замедлится технический професс; жесткое сопротивление совершенствованию технологии могут также оказать профсоюзы и т. д. Все эти факторы несомненно влияют на экономический рост, хотя оценить это влияние довольно сложно.

Краткое повторение 19-2

Повышение производительности труда обеспечивает /з прироста реального продукта; /з приходится на увеличение трудозатрат.

♦ Основные факторы экономического роста - это технический прогресс, накопление капитала (рост фондовооруженности), повышение уровня образования и профессиональной подготовки, экономия за счет масштабов деятельности (эффект масштаба) и повышение эффективности распределения ресурсов.

-♦ Неустойчивость темпов экономического роста США объясняется, в частности, колебаниями совокупного спроса.

ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

в 70-х годах и в несколько меньшей степени в 80-х - начале 90-х годов в США произошло замедление роста производительности труда, которое сразу же привлекло к себе всеобщее внимание и вызва-

ло опасения, что американская экономика вступила в полосу относительного спада. В табл. 19-3 показана динамика производительности труда в США в послевоенный период. Как свидетельствуют данные столбца (2), в течение почти двух десятилетий сразу после второй мировой войны (1948-1966 гг.) производительность труда увеличивалась довольно высокими темпами - в среднем на 3,2% в год. Однако в 1966-1973 гг эти темпы резко сократились. Далее наступил самый неблагоприятный период в динамике производительности труда (1973-1981 гг.), после которого последовало некоторое оживление. Хотя замедление роста производительности труда происходит во всем мире, в США оно приобрело большие масштабы, нежели в других крупнейших индустриальных странах. Абсолютная удельная выработка (выработка одного работника) в Соединенных Штатах и по сей день выше, чем где бы то ни было, но все же Америка постепенно утрачивает свои преимущества в производительности труда.

Последствия

Замедление роста производительности труда имеет многочисленные последствия.

1. Уровень жизни. Рост производительности труда является основным источником повышения реальной заработной платы и уровня жизни населения. Реальный доход за отработанный человеко-час может увеличиваться лишь в той же степени, в какой возрастает удельная реальная выработка. Чем больше продукции производится за каждый отработанный человеко-час, тем больше реального дохода может быть распределено в расчете на тот же отработанный человеко-час. Классическим является пример с Робинзоном Крузо на необитаемом острове. Количество пойманной в течение часа рыбы и собранных за то же время кокосовых орехов и есть его реальный почасовой доход, или заработок.

Из столбца (3) табл. 19-3 видно, что самый общий показатель уровня жизни - рост реального ВВП на душу населения - следует за динамикой производительности труда. В 1973-1981 гг., когда рост производительности труда практически остановился, реальный ВВП на душу населения увеличивался всего на 1,1% в год по сравнению с 2,2% среднегодового роста в послевоенный период 1948- 1966 гг.

О замедлении роста производительности труда свидетельствует и рис. 19-5, где прослеживается динамика среднего реального дохода американских семей начиная с 1947 г. Средний семейный доход в реальном выражении существенно увеличился в период с 1947 по 1973 т., но за 80-е годы он заметно упал, и в настоящее время он лишь немногим выше уровня 1973 г.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [ 141 ] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]