назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [ 138 ] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


138

Закон о пересмотре бюджета 1990 г.

(Budget Reconciliation Act of 1990) Закон о соблюдении бюджета 1990 г.

(Budget Enforcement Act of 1990) Закон о сокращении дефицита 1993 г.

(Deficit Reduction Act of 1993)

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Кшчевой вопрос. Оцените возможности применения фискальной политики в качестве инструмента стабилизации при следующих условиях: а) ежегодно сбалансированный бюджет; б) циклически сбалансированный бюджет; в) функциональные финансы.

2. Каковы основные исторические причины наращивания государственного долга? Почему в 80-х годах сложился столь крупный бюджетный дефицит? Почему дефицит вырос в 1991 и 1992 гг?

3. Ключевой вопрос. Обсудите два способа оценки величины государственного долга. Чем внутренний долг отличается от внешнего долга? Каковы последствия погашения внутреннего долга?А внешнего долга? Объясните различие между погашением и рефинансированием долга.

4. Объясните и оцените каждое из следующих утверждений.

а. «Национальный долг - это примерно то же самое, что долг левой руки правой руке».

б. «Банкротство федерального правительства представляет собой по крайней мере наименее вероятную проблему из тех, которые может породить государственный долг».

в. «Основная причина роста государственного долга состоит в недостатке политической воли».

г «Финансовые ресурсы системы социального обеспечения на самом деле не ресурсы, а будущие обязательные расходы, и они лищь маскируют реальный размер дефицита».

5. Когда эффект вытеснения вероятнее всего проявляется с наибольщей силой - в период спада или когда экономика близка к полной занятости? Объясните свой ответ.

6. Некоторые экономисты считают, что количественные параметры государственного долга лучще всего отражает отнощение процентных платежей по долгу к ВВП. Можете ли вы это объяснить?

7. Ключевой вопрос. Станет ли государственный долг США в размере 4,6 трлн дол. бременем для грядущих поколений? Если это произойдет, то каким образом? Почему дефицитное финансирование государственных расходов с большей вероятностью, чем налоговое финансирование, может привести к сокраще-

нию в будущем размера нашей «национальной фабрики» ?

8. Ключевой вопрос. Проследите цепочку причин-но-спедственных связей, через которую крупный бюджетный дефицит может повлиять на внутренние реальные процентные ставки, объем внутренних инвестиций, международную стоимость доллара и внешнеторговый баланс. Прокомментируйте следующее высказывание: «Слишком немногие отдают себе отчет в том, что ослабление позиций США в международной торговле - результат в первую очередь собственной политики Соединенных Штатов, а вовсе не происков иностранцев». Опираясь на теорему эквивалентности Рикардо, выскажите возражения против этого утверждения.

9. Объясните, каким образом существенное сокращение бюджетного дефицита страны может отразиться на: а) величине ее внещнеторгового дефицита; б) общей сумме долга США иностранцам; в) объеме закупок иностранцами американских активов, таких, как промышленные предприятия или фермы.

10. Каково содержание законов о пересмотре бюджета и о соблюдении бюджета, принятых в 1990 г? Какие налоги были повышены Законом о сокращении дефицита 1993 г? Объясните следующее утверждение: «Успех Закона о сокращении дефицита 1993 г в деле реального уменьшения размера дефицита, вероятно, объясняется тем, что в период 1993-1998 гг страна не переживала экономических спадов».

11. Одобрите ли вы поправку к конституции, требующую ежегодного принятия сбалансированного федерального бюджета? Почему «да» или почему «нет»? Поддерживаете ли вы идею о предоставлении президенту права вето по строкам и статьям бюджетных расходов? Почему «да» или почему «нет»?

12. («Последний штрих».) Что такое «программы социальных льгот»? Приведите несколько примеров подобных программ. В чем причина быстрого роста таких программ? Каким образом их дальнейший рост может отразиться на будущих поколениях?

Поправка о сбалансированном бюджете

(balanced budget amendment) Вето по строкам и статьям расходов

(line-item veto)



На протяжении текущего столетия экономика Соединенных Штатов росла весьма значительными темпами, за исключением нескольких периодов циклической нестабильности. Реальный продукт увеличился в 15 раз, в то время как численность населения лищь утроилась. Таким образом, сегодня каждо.му американцу в среднем доступно в 5 раз больше товаров и услуг, чем в 1900 г, к тому же их качество теперь несравнимо выше. Экономический рост создал материальное изобилие, повысил уровень жизни и смягчил проблемы, порождаемые дилеммой между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.

Но история американского экономического роста - это не только летопись успеха. Начиная с 70-х годов темпы экономического роста в США значительно замедлились по сравнению с более ранними периодами. На протяжении трех последних десятилетий только в 3 из 24 промышленно развитых стран темпы экономического роста были ниже, чем в США.

Мы начнем главу с определения экономического роста, затем проведем анализ этого явления и посмотрим, как можно представить экономический рост с помощью наших графических моделей. Далее мы исследуем количественные показатели экономического роста США в долгосрочной перспективе и различные способствующие ему факторы. Это даст нам возможность проанализировать причины снижения производительности труда, которое началось в 70-х годах. Мы представим и подвергнем критике модели экономической катастрофы, так называемые модели «конца света». И наконец, вкратце рассмотрим различные стратегии правительства, направленные на ускорение темпов экономического роста.

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Теория экономического роста исследует вопрос, почему производственные возможности экономики возрастают с течением времени. Кроме того, эта теория занимается разработкой политики, с помощью которой можно было бы увеличить объем ВВП, производимый в условиях полной занятости.

Два определения

Экономический рост можно определять и оценивать двумя способами:

1) как увеличение реального ВВП за некоторый период времени;

2) как увеличение за некоторый период времени реального ВВП в расчете на душу населения.

Для оценки военно-политического потенциала более уместно первое определение. Но для сравнения уровней жизни населения в отдельных странах и регионах куда лучше подходит показатель объема производства на душу населения. Так, сравнение объемов ВВП Индии и Дании дает следующую картину: 215 млрд и 124 млрд дол. соответственно. Однако, если воспользоваться вторым определением, то окажется, что ВВП на душу населения в



Дании составляет 26 тыс. дол., а в Индии - лишь 310 дол.

Обычно, независимо от принятого определения, экономический рост измеряется годовыми темпами роста, выраженными в процентах. Например, если реальный ВВП в прошлом году составил 200 млрд дол., а в текущем году - 210 млрд дол., мы можем рассчитать темпы роста, вычтя из величины реального ВВП текущего года величину прошлогоднего реального ВВП и разделив разность на величину реального ВВП за прошлый год. В данном случае темпы роста равны (210 млрд дол. -- 200 млрд дол.) /200 млрд дол., или 5%.

Экономический рост как цель

Экономический рост представляет собой общепризнанную экономическую цель общества. Увеличение объема производства относительно численности населения означает повышение уровня жизни. Рост реального продукта влечет за собой возрастание материального изобилия и помогает хотя бы отчасти справиться с проблемой экономики. Растущая экономика позволяет более полно удовлетворять потребности людей и легче решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне. Растущая экономика характеризуется приростом годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей.

Увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей, доступных любой семье: путешествие по миру, домашний компьютер, высшее образование для каждого ребенка и т.д., - без ущерба для других возможностей и благ Экономический рост позволяет осуществлять новые программы по борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды, не затрагивая текущие уровни потребления, инвестиций и производства общественных благ Экономический рост смягчает проблему ограниченности ресурсов. Растущая экономика, в отличие от застойной, позволяет обществу и потреблять больше, и наращивать свой будущий производственный потенциал. Облегчая бремя, порождаемое ограниченностью ресурсов, то есть раздвигая рамки производственных возможностей экономики, экономический рост позволяет обществу более полно реализовать поставленные экономические цели и осуществлять новые широкомасштабные программы, требующие материальных ресурсов.

Арифметика экономического роста

Почему экономисты так остро воспринимают самые, казалось бы, незначительные изменения в темпах роста? Потому что разница между 4 и 3% экономи-

ческого роста в самом деле весьма значительна. Для Соединенных Штатов с их реальным ВВП 5342 млрд дол. разница между темпами роста в 3 и 4% выражается суммой около 53 млрд дол. в год. Для населения очень бедной страны снижение темпов экономического роста даже на 0,5% вполне может означать переход от недоедания к голодной смерти.

Кроме того, в течение ряда лет даже небольшие изменения темпов роста могут приобрести очень важное значение, поскольку они накапливаются. Предположим, что две страны - Альфания и Бетания - имеют одинаковые объемы ВВП, но темпы экономического роста в Адьфании составляют 4% в год, а в Бегании - всего 2%. В соответствии с «правилом 70» (см. гл. 8) ВВП Альфании удвоится всего за 17,5 лет (70/4); а Бегании для этого понадобится 35 лет (70/2).

Кое-кто из экономистов утверждает, что рост имеет более важное значение для экономики, чем стабильность. Устранение разницы между фактическим и реальным ВВП может единовременно увеличить национальный доход, скажем, на 6%. В то же время экономический рост на 3% в год позволяет увеличить национальный доход на 6% за два года и в дальнейшем обеспечит 6%-ный прирост национального дохода каждые два года в течение продолжительного срока.

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами.

Факторы предложения

Четыре фактора связаны с материальной способностью экономики к росту. К ним относятся: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технологии. Эти факторы экономического роста называются факторами предложения, они служат материальными агентами расширения производства. Доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличивать объем реального продукта в экономике.

Факторы спроса и эффективности

Два других фактора способствуют росту Первый из них - это фактор спроса. Для реализации своего растущего производственного потенциала экономике необходимо обеспечить полную занятость все большего количества ресурсов. Это требует постоянного увеличения совокупного спроса.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [ 138 ] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]