назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [ 137 ] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


137

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

СОКРАЩАТЬ ДЕФИЦИТ

ЗА СЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ?

Расходы на программы, которые дают людям право на получение конкретных трансфертных платежей, быстро растут, способствуя тем самым увеличению дефицита.

Здесь приводятся цифры, характеризующие три компонента, на которые распадаются федеральные расходы, и отражающие тенденции изменения величины этих расходов по отношению к ВВП.

1. Расходы на выплату процентов представляют собой процентные платежи федерального правительства по государственному долгу. С 1980 г. объем процентных платежей увеличился с 1,2 до 2,8% ВВП, в основном из-за четырехкратного роста государственного долга.

2. Дискреционные расходы связаны с программами, которые регулируются ежегодными законами об ассигнованиях. Конгресс США вправе решать, сколько желательно тратить на зти программы каждый год; суммы таких расходов целиком находятся на его усмотрении. Этот компонент расходов федерального правительства составляют расходы на национальную оборону, транспорт, охрану правопорядка и деятельность правительства. Заметьте, что дискреционные расходы сократились с 13,5% ВВП в 1962 г. до примерно 8% в 1994 г.

3. Обязательные расходы - или расходы на «социальные льготы» - составляют пособия в рамках системы социального обеспечения, по программам Medicare и Medicaid, компенсационные и пенсионные выплаты ветеранам, субсидии сельскому хозяйству, помощь многодетным семьям.

платежи по программе дополнительного обеспечения и оплата талонов на питание. Эти расходы носят обязательный характер, согласно принятому ранее законодательству, которое предписывает Конгрессу выплачивать конкретные пособия всем, кто имеет на них право. Расходы на «социальные льготы» растут, когда Конгресс принимает новые программы трансфертных платежей или повышает уровень пособий по уже действующим программам. Эти расходы также возрастают, когда увеличивается численность «льготных» категорий граждан. С 1962 по 1994 г. расходы на «социальные льготы» выросли вдвое - с 6 до 12% ВВП.

Из помещенного ниже графика ясно, что быстрорастущие «социальные льготы» и процентные платежи теснят дискреционные расходы. Предполагается, что к 2015 г. программы льгот и процентные платежи поглотят все поступления от федеральных налогов, оставив таким образом федеральное правительство без средств на образование, детские программы, строительство и содержание автомобильных дорог, национальную оборону или без чего-то другого.

Для того чтобы предотвратить этот тревожный сценарий, предлагаются следующие решения;

1) повышение налоговых ставок;

2) отмена некоторых программ социальных льгот;

3) снижение уровня пособий по некоторым или всем подобным программам;

4) исключение относительно обеспеченных граждан из числа тех, кто вправе пользоваться системой социального обеспечения и программой Medicare;

5) сокращение пособий на здравоохранение по программе Medicare;

увеличения федерального акцизного налога на бензин с 14,1 до 18,4 цента за галлон.

Самое большое сокращение расходов произойдет, когда все дискреционные (не регулируемые законом) расходы устойчиво вернутся к номинальному уровню 1993 п Обычно эти расходы растут по крайней мере такими же темпами, что и инфляция. Кроме того, закон предусматривает сокращение расходов за счет оплаты труда врачей и финансирования больниц в рамках государственной системы здравоохранения, отсрочки индексации стоимости жизни для получателей государственных пенсий и программ кредитования студентов.

Бюджетное законодательство 1990 г и Закон о сокращении дефицита 1993 г., несомненно, смогут уменьшить дефицит федерального бюджета и предотвратить очередной спад. Однако экономисты сходятся во мнении, что эти законы едва ли в скором времени сведут бюджетный дефицит к нулю.

Другие предложения. Стремление к сбалансированности бюджета вызвало к жизни и другие предложения по сокращению дефицита.

Поправка к конституции. Самое крайнее предложение - принять конституционную поправку которая наделяла бы Конфесс правами и обязанностями ежегодно принимать сбалансированный бюджет. Необходимость поправки о сбалансированном бюджете объясняется тем, что Конгресс ведет и будет вести себя «безответственно», поскольку рост государственных расходов укрепляет, а повышение налогов ослабляет поддержку государственных деятелей со стороны общественности. Вопреки политической риторике федеральный дефицит якобы сохранится до тех пор, пока конституционная поправка не вынудит сводить бюджет с ежегодным балансом. Критики этого предложения напоминают нам о том, что ежегодно сбалансированный бюджет оказывает проциклическое, или дестабилизирующее, воздействие на экономику.

Вето по строкам и статьям расходов. Право вето по строкам и статьям расходов позволило бы президенту налагать запрет на отдельные расходы из законопроекта об ассигнованиях. Типичный подобный законопроект объединяет сотни программ и проектов в единый законодательный акт. Губерна-



Компоненты федеральных расходов как доля ВВП, 1962-2004 гг.

с ш ш

=10

Шхзательные расхомь< (иициальнькз льготы} <

UpouRHiHL.io платежи I : i I ill 1 I i !

1964

1974

1984 Годы

1994

2004

6) налогообложение пособий, получаемых в рамках программ социальных льгот, в полном объеме, как если бы это был обычный доход.

Ни одна из этих мер не снискала популярности среди политиков. Примерно половина американских семей получают пособия по одной или нескольким из 11 крупнейших программ социальных льгот. Проведенный недавно опрос об-

цественного мнения выявил, что 61% населения одобряет идею сокращения государственной системы социальных льгот ради обуздания бюджетного дефицита. Но в ответ на вопрос, поддерживают ли они идею сокращения конкретных программ - например, социального обеспечения и Medicare, субсидий сельскому хозяйству и т.д., 66% ответили «нет».

Социальное обеспечение и Medicare - крупнейшие федеральные программы социальных льгот. В настоящее время система социального обеспечения занимает весьма прочное положение, поскольку собирает больше средств от 110 млн рабочих, чем выплачивает 41 млн получателей пособий. Но 8 2029 г такое самофинансирование закончится, потому что для выплаты социальных пособий поколению, родившемуся в период пика рождаемости, потребуется огромный объем средств. Расходы на Medicare - самую быстрорастущую программу - увеличатся еще больше, когда зто многочисленное поколение начнет уходить на пенсию.

Под руководством Двухпартийной комиссии Конгресса по реформе системы социальных льгот и налоговой системы политики в настоящее время приступили к решению этой проблемы. Нет никаких сомнений в том, что вопрос о судьбе социальных льгот станет в ближайшем будущем предметом оживленного обсуждения.

Источник: Двухпартийная комиссия по реформе системы социальных льгот и налоговой системы [The Bipartisan Commission on Entitlements and Tax Reform): Бюджетное управление Конгресса [Congressional Budget Office): средства массовой информации.

торы большинства штатов нынче пользуются правом вето по строкам и статьям расходов в бюджетах своих штатов, но президент США не обладает подобными полномочиями при принятии федерального бюджета. Сторонники такой реформы считают, что она позволит президенту изымать из законов об ассигнованиях популистские проекты, выигрыш от которых на местном или региональном уровне меньше, чем их издержки для налогоплательщиков страны. Вето по строкам и статьям могло бы способствовать сокращению государственных расходов и помочь федеральному правительству сбалансировать свой бюджет. Противники этой меры доказывают, что право вето по статьям и строкам дает президенту слишком много власти, которой, по их мнению, легко злоупотребить ради достижения собственных политических целей.

Позитивная роль долга

Завершая этот обзор воображаемых и реальных проблем, связанных с бюджетным дефицитом и государственным долгом, мы хотим закончить наш раз-

говор на оптимистичной ноте. Долг - и государственный, и частный - Ифает положительную роль в преуспевающей и растущей экономике. По мере роста доходов растут и сбережения. Макроэкономическая теория и фискальная политика свидетельствуют о том, что для того чтобы совокупный спрос держался на уровне полной занятости, этот возросший объем сбережений или его эквивалент обязательно должен поступить в распоряжение потребителей, предпринимателей и правительства и быть израсходован ими. Формирование долга - это и есть процесс, в котором сбережения поступают тем, кто их расходует Потребители и предприниматели действительно заимствуют значительную часть сбережений и расходуют их. Общая сумма частного долга в Соединенных Штатах составляет почти 9 трлн дол.

Но если домохозяйства и фирмы не склонны делать займы и частный долг увеличивается недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений, эту задачу должен решить прирост государственного долга, иначе экономика выйдет из состояния полной занятости и не сможет реализовать свой потенциал роста.



РЕЗЮМЕ

1. Бюджетный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами; государственный долг - это сумма бюджетных дефицитов и излишков, накопленная с течением времени.

2. Существует несколько концепций бюджета, среди них: ежегодно сбалансированный бюджет; циклически сбалансированный бюджет; функциональные финансы. Основная проблема ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что он оказывает скорее проциклическое, чем антициклическое воздействие на экономику Сбалансировать бюджет в рамках цикла - задача тоже нелегкая, если подъемы и спады, хотя бы примерно, не совпадают по своим масштабам и диапазону Согласно концепции функциональных финансов, основная цель федеральной финансовой системы - стабилизация экономики, и проблемы, связанные с чередующимися дефицитами и избытками бюджета, имеют второстепенное значение.

3. Исторически основными причинами роста государственного долга служили дефицитное финансирование военных действий и экономические спады. Крупный структурный дефицит последних лет - это в первую очередь результат предпринятого ранее снижения налогов и одновременного расширения программ социальных льгот.

4. Государственный долг США в 1994 г достиг 4,6 трлн дол.; Уз этих долговых обязательств размещены публично, /з находится в собственности правительственных ведомств и Федеральной резервной системы. С 70-х годов сам долг и связанные с ним процентные платежи существенно возросли по отношению к ВВП. Долг также увеличился в расчете на душу населения.

5. Утверждение, будто крупный государственный долг способен привести страну к банкротству, ложно по следующим причинам: а) долг нужно лишь рефинансировать, а не погашать; б) федеральное правительство обладает полномочиями по налогообложению и эмиссии денег

6. Если отвлечься от эффекта вытеснения, то государственный долг не приводит к перекладыва-

нию экономического бремени на плечи грядущих поколений.

7. С государственным долгом связаны следуюшие серьезные проблемы: а) выплата процентов по долгу, вероятно, увеличивает неравенство в доходах; б) процентные платежи по долгу требуют повышения налогов, что может подорвать экономические стимулы; в) государственные займы для рефинансирования долга или выплаты процентов по нему могут привести к росту процентных ставок в стране и вытеснению частных инвестиций.

8. В 80-х и 90-х годах дефицит федерального бюджета существенно возрос по сравнению с прошлыми периодами. Многие экономисты полагают, что под воздействием этого сложившегося громадного дефицита процентные ставки в США повысились, что в свою очередь способствовало: а) вытеснению частных инвестиций; б) увеличению спроса на американские ценные бумаги со стороны иностранцев. Этот повышенный спрос на ценные бумаги США привел к росту международной стоимости доллара, который вызвал сокрашение американского экспорта и расширение импорта. Образовавшийся вследствие этого внешнеторговый дефицит оказывает сдерживающее воздействие на внутреннюю экономику.

9. Для борьбы с огромным бюджетным дефицитом и государственным долгом предлагаются или уже приняты следующие меры: а) бюджетное законодательство 1990 г, утвердившее повышение налогов и сокрашение расходов, а также обязавшее Конгресс уравновешивать введение новых расходов или снижение налогов либо сокращением текущих расходов, либо повышением налогов; б) Закон о сокращении дефицита, который предусматривал сокращение расходов и повышение индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций и федерального налога на бензин; в) поправка к конституции о ежегодно сбалансированном бюджете (предложение); г) наделение президента страны правом вето по строкам и статьям бюджетных расходов (предложение).

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Бюджетный дефицит (budget deficit) Государственный долг (public debt) Ежегодно сбалансированный бюджет

(annually balanced budget) Циклически сбалансированный бюджет

(cyclically balanced budget) Функциональное финансирование (functional finance)

Программы социальных льгот

(entitlement programs) Внешний долг (external debt) Эффект вытеснения (crowding-out effect) Государственные инвестиции (public investments) Теорема эквивалентности Рикардо

(Ricardo equivalence theorem)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [ 137 ] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]