назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [ 130 ] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


130

3. Администрация призвала ФРС удерживать темпы роста денежного предложения на уровне, который можно рассматривать как неинфляционный, но все же достаточный для обеспечения экономического роста.

4. Начиная с 1981 г были резко понижены ставки индивидуального подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В 1986 г проводилась реформа налоговой системы, в рамках которой предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков была снижена с 50 до 28%.

Рейганомика: каковы результаты?

Реальный мир - это слишком несовершенная лаборатория для проверки успеха или неудачи такого грандиозного социально-экономического эксперимента, какой являет собой рейганомика. К тому же Конгресс согласился не на все сокращения расходов, которых требовала администрация Рейгана в своей программе. Наконец, на годы правления Рейгана пришелся период значительного замедления инфляции, падения процентных ставок, рекордно долгого для мирного времени экономического роста и полной занятости. Но все же даже с учетом этих оговорок, справедливости ради, надо признать, что экономика предложения как таковая в основном не справилась с поставленными задачами. Вот реальные факты.

1. Все сиюминутные эффекты снижения налогов, предпринятого администрацией Рейгана, перекрывались политикой «дорогих» денег, которую проводила ФРС для обуздания растущей инфляции. В 1980-1982 гг экономика попала в полосу жестких экономических спадов.

2. Темпы инфляции резко упали с 13,5% в 1980 г до 3,2% в 1983 г После 1983 г темпы инфляции оставались относительно низкими. Но большинство экономистов приписывают это замедление инфляции экономическим спадам периода 1980-1982гг, вызванным политикой «дорогих» денег ФРС, а также падению цен на нефть. Сдвиг вправо кривой совокупного предложения вследствие снижения налогов и дерегулирования не был основной причиной ослабления инфляции.

3. Проведенное администрацией Рейгана снижение налогов способствовало увеличению дефицита федерального бюджета (см. гл. 18). Прогноз, основанный на кривой Лаффера, согласно которому снижение налогов вызовет прирост налоговых поступлений сверх уровня, соответствующего нормальному экономическому росту, попросту оказался бесплодным. По всей видимости, этот крупный бюджетный дефицит повлек за собой повышение процентных ставок, а тем самым - вытеснение некоторого неопределенного объема частных инвестиций и упадок как зависимых от экспорта, так и

конкурирующих с импортом отраслей. В результате образовался беспрецедентно высокий дефицит платежного баланса США. В 1990 г администрации Буша совместно с Конгрессом пришлось принять пакет законов о налогах и государственных расходах, нацеленный на сокращение этого дефицита на 500 млрд дол. в течение 5 лет. Высшая предельная налоговая ставка возросла с 28 до 31%. Однако крупный дефицит сохранился, и в 1993 г администрация Клинтона вновь повысила налоги, подняв высшую предельную ставку до 39,6%.

4. Почти нет подтверждений тому, что рейганомика оказала сколько-нибудь существенное положительное влияние на норму сбережений и инвестиций или стимулы к труду. На всем протяжении 80-х годов наблюдалась тенденция к сокращению нормы сбережений. В 1983 и 1984 гп отмечался заметный рост производительности труда, как это обычно и бывает во время экономического подъема, однако в оставшийся период 80-х и начале 90-х годов темпы ее роста оставались удручающе низкими.

5. Экономический подъем, начавшийся после 1982 г, большинство экономистов объясняет тем стимулирующим воздействием, которое рейганов-ское снижение налогов оказало на спрос, а не его антистагфляционным влиянием на предложение.

В целом практический опыт вызывает серьезные сомнения в истинности ключевой предпосылки экономики предложения, согласно которой снижение налогов настолько сильно и непосредственно воздействует на кривую производственных возможностей страны и кривую совокупного предложения, что смещает их вправо значительно быстрее, нежели это происходит в ходе естественного развития.

Краткое повторение 17-3

4 Варианты экономической политики в условиях стагфляции: политика занятости и профессиональной подготовки; политика доходов (политика привязки заработной платы к ценам и контроль за ними); экономика предложения (снижение налогов, дерегулирование).

♦ Согласно кривой Лаффера, когда налоговые ставки превышают оптимальный уровень, снижение налогов может вызвать рост реального объема производства и одновременно - увеличение налоговых поступлений.

"♦- Политические мероприятия рейганомики, основанной на теории предложения, не привели к более быстрому увеличению совокупного предложения, чем можно было бы ожидать в иных условиях.



ВЫВОДЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Здесь и в главе 16 мы рассмотрели несколько теорий, претендующих на всеобъемлющее объяснение механизма функционирования экономики. Мы разобрали ключевые идеи кейнсианства, монетаризма, теории рациональных ожиданий и экономики предложения.

В табл. 17-1 обобщены принципиальные аспекты этих теорий и основанных на них вариантов

экономической политики. Рассмотрев таблицу, вы заметите, что здесь нигде нет прямого упоминания о неоклассической экономической теории. В ней просто представлены взгляды, хоть как-то связанные с гипотезой естественного уровня, согласно которой экономике присуща тенденция к автоматическому установлению равновесия на уровне производства, достигаемом при полном использовании производственного потенциала, то есть при естественном уровне безработицы. Гипотезу естественного уровня разделяют и монетаристы, и сторонники теории рациональных ожиданий.

Таблица 17-1. Альтернативные макроэкономические теории и варианты экономической политики

Гипотеза естественного уровня

Кейнсианство

Монетаризм

Экономика предпожения

Оценка экономики частного

предпринимательства

Причины очевидной нестабильности частной экономики

Соответствующая макроэкономическая политика

Как влияют на экономику изменения денежного предложения

Оценка скорости обращения денег

Неустойчива по своей природе

В долгосрочной перспективе устойчива на естественном уровне безработицы

Инвестиционные планы не совпадают с планами сбережений (изменения совокупного спроса; нарущения совокупного предложения]

Активная фискальная и кредитно-денежная политика; эпизодическое использование политики доходов

Через изменение процентной ставки, которое меняет обьем инвестиций и реальный ВВП

Непостоянна

Как влияет на экономику Изменяет совокупный фискальная политика спрос и ВВП через эффект

мультипликатора

Оценка инфляции издержек

Возможна (под воздействием роста зарплаты и нарущений совокупного предложения]

Неподходящая кредитно-денежная политика

Монетаристское правило

Через непосредственное изменение совокупного спроса, которое меняет ВВП

Постоянна

Никак не влияет, пока не изменяется предложение денег

В долгосрочной перспективе невозможна при отсутствии чрезмерного роста предложения денег

В долгосрочной перспективе устойчива на естественном уровне безработицы

Непредвиденные краткосрочные нарущения совокупного спроса и совокупного предложения

Может оказаться в состоянии стагнации при отсутствии надлежащих стимулов к труду, сбережениям и инвестициям

Изменения совокупного предложения

Монетаристское правило

Не влияют на объем производства, поскольку изменения уровня цен ожидаются

Политика, направленная на увеличение совокупного предложения

Воздействуя на инвестиции и, таким образом, на совокупное предложение

Нет единого мнения Нет единого мнения

Не влияет на обьем производства, поскольку изменения уровня цен ожидаются

В долгосрочной перспективе невозможна при отсутствии чрезмерного роста предложения денег

Воздействует на ВВП и уровень цен через изменение совокупного предложения

Возможна (спад производительности, рост издержек в результате регулирования и т.д.)



РЕЗЮМЕ

1. Сравнение влияния различных по величине приростов совокупного спроса на уровень цен и реальный объем производства с помощью модели совокупного спроса - совокупного предложения позволяет сделать вывод о том, что высоким темпам инфляции обычно сопутствуют низкие уровни безработицы, и наоборот. Эта обратная зависимость описана кривой Филлипса, и эмпирические данные за 60-е годы обычно подтверждают ее. Объясняется кривая Филлипса дисбалансами на рынках труда.

2. В 70-х годах кривая Филлипса сместилась вправо, что свидетельствует о стагфляции. Серия серьезных потрясений в сфере предложения, выразившихся в росте цен на энергоносители и продовольствие, обесценение доллара и отказ от политики замораживания цен и заработной платы, проводимой администрацией Никсона, создали предпосылки стагфляции 1973-1975 гг Более мягкие факторы, такие, как инфляционные ожидания и падение темпов роста производительности труда, также внесли свой вклад в стагфляционные тенденции. Вслед за спадом 1981 - 1982 гг кривая Филлипса сместилась в обратную сторону, вернувшись в свое первоначальное положение. К 1989 г стагфляция была преодолена.

3. Согласно концепции адаптивных ожиданий, которая представляет собой разновидность гипотезы естественного уровня, в долгосрочной перспективе обратной зависимости, выражаемой традиционной кривой Филлипса, не существует Стимулирующая политика управления спросом смещает краткосрочную кривую Филлипса вверх, вызывая рост инфляции без всякого устойчивого сокращения безработицы.

4. Согласно другой разновидности гипотезы естественного уровня - теории рациональных ожиданий, - люди предвидят инфляционный эффект стимулирующей политики и воплощают эти ожидания в требованиях о повышении номинальной заработной платы. В результате никакого краткосрочного роста занятости не происходит, и, следовательно, краткосрочной кривой Филлипса не существует

5. В краткосрочной перспективе - когда номинальная заработная плата постоянна - рост уровня цен ведет к увеличению прибылей и реального продукта. Напротив, снижение уровня цен вызывает сокращение прибылей и реального продукта. Следовательно, кривая краткосрочного совокупного предложения является восходящей. В долгосрочной перспективе - когда номинальная заработная плата изменчива - рост уровня цен влечет за собой повышение номинальной зарплаты и смещает кри-

вую краткосрочного совокупного предложения влево. Напротив, снижение уровня цен смещает кривую краткосрочного совокупного предложения вправо. Долгосрочная кривая сс1вокупного предложения, следовательно, имеет вид вертикальной прямой с координатой в точке, соответствующей уровню производства при полной занятости.

6. В краткосрочной перспективе инфляция спроса увеличивает и уровень цен, и объем реального продукта. Но лишь только номинальная зарплата повышается, временный рост реального производства прекращается.

7. В краткосрочной перспективе инфляция издержек ведет к росту уровня цен и сокращению реального продукта. Если только правительство не увеличит совокупный спрос, номинальная зарплата в условиях спада в конечном итоге понизится и кривая краткосрочного совокупного предложения сместится в свое первоначальное положение. Цены и реальный продукт тоже в конце концов вернутся к своему первоначальному уровню.

8. В качестве мер борьбы со стагфляцией используются политика занятости и профессиональной подготовки, политика привязки заработной платы к ценам (доходов) и политика, опирающаяся на теорию предложения.

9. Программы занятости и профессиональной подготовки призваны устранить дисбалансы на рынке труда; в их число входят собственно программы профессиональной подготовки, распространение информации о рабочих местах и антидискриминационные меры.

10. Политика доходов принимает две формы - установление ориентиров заработной платы и цен и контроль за ними. Экономисты активно обсуждают целесообразность проведения такой политики, оценивая ее действенность и влияние на распределение ресурсов.

11. Сторонники экономики предложения усматривают истоки стагфляции в росте государственного сектора, особенно в отрицательном влиянии на-логово-трансфертной системы на экономические стимулы. Другие причины стагфляции - увеличивающийся налоговый «клин» между издержками производства и ценами товаров и чрезмерное государственное регулирование бизнеса. Опираясь на кривую Лаффера, сторонники теории предложения видят основное средство борьбы со стагфляцией в значительном снижении налогов, подобном тому, какое осуществила администрация Рейгана. Эмпирические факты породили серьезные сомнения в справедливости теории предложения.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [ 130 ] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]