назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]


1

Мы рады представить 13-е издание учебника «Экономикс». Наш учебник по-прежнему является самым раскупаемым учебником по экономике в США, причем основная доля продаж приходится на предыдущее, 12-е, издание. Более того, издание «Экономикс* на русском языке является ведущим учебником по экономике в России. Более миллиона россиян изучали по нему рыночную экономику после падения социализма. Канадская и австралийская версии учебника, а также переводы на французский, испанский и другие языки еще более расширили сферу его распространения.

Капитализм в России, взлеты и падения процентных ставок, ГАТТ, НАФТА, законы о нормах загрязнения окружающей среды, конституционная поправка о сбалансированном бюджете - какое замечательное время для изучения и преподавания экономике! Очевидно, что людям, разбирающимся в принципах экономике, легче понять обновляющийся мир и научиться успешно действовать в нем. Мы благодарим всех, кто пользуется учебником «Экономикс» - где бы вы ни жили в этом быстро меняющемся мире, - за то, что вы дали нам возможность сыграть свою скромную роль, помогая вам в ваших усилиях обучать и учиться этому жизненно важному предмету

ЧТО нового?

Это издание было пересмотрено, улучшено и осовременено. Многие изменения вызваны замечаниями 43 рецензентов, 10 участников наблюдательной группы и 124 респондентов, ответивших на вопросы анкеты. Мы искренне благодарим всех, кого перечислили в конце предисловия.

Здесь мы приводим краткий обзор изменений, сделанных в 13-м издании.

Но0ые главы

Для этого издания мы написали две новые главы.

• «США как часть мировой экономики». Материал части I был несколько сокращен, и ее структура была изменена, с тем чтобы включить в начало книги новую главу (гл, б), посвященную роли США в мировой экономике. Эта глава содержит не только описательный материал (объем и структура мировой торговли), но и важный теоретический материал (относительные преимущества, обменные курсы), а также обзор институциональных структур (торговые барьеры, ГАТТ, ЕС, НАФТА). Давая основы знаний по международной торговле и финансам, эта глава может служить трамплином для преподавателя, который хочет полноценно интегрировать материалы по макро- и микроэкономике в единую структуру

• «Экономика здравоохранения». Новая глава (гл. 35) знакомит с экономикой здравоохранения, темой, вокруг которой в США ведутся и, видимо, еще долго будут вестись жаркие дебаты. В главе представлены двоякая проблема увеличения расходов на здравоохранение и неравного доступа к охране здоровья, а также модель спроса и предложения, объясняющая, почему эти расходы растут в главе используются и получают развитие многие экономические концепции, включая асимметричность информации, эффект перелива, налоговые субсидии, эластичность доходов и цен, моральный аспект проблемы риска, оптимальной системы здравоохранения и многие другие. Глава заканчивается обсуждением вариантов реформы. Чтобы высвободить место для новой главы, мы исключили главу 12-го издания, посвященную анализу общего равновесия.



HosMe особенности

Новое, 13-е, издание обладает и новыми особенностями. Во-первых, это - новый международный ракурс рассматриваемых проблем, а во-вторых, большая взаимосвязь теории с практическим опытом.

• «Международный ракурс». Мы включили в книгу 43 новых раздела «Международный ракурс», содержащих в основном диаграммы и схемы, позволяющие сравнить экономики США и других стран. Если, например, просто указать, каковы в США темпы инфляции, уровень безработицы, ставки налогов, размер субсидий фермерам и затраты на охрану здоровья, без сопоставления с аналогичными показателями других стран, студенты будут лишены данных, необходимых для осмысленного сравнения.

• «Ключевые вопросы (с ответами)». В конце каждой главы помещены от двух до пяти ключевых вопросов, снабженных ответами в конце учебника. Многие из этих вопросов - количественные и призваны помочь учащимся осмыслить и усвоить основные концепции. В тексте глав содержатся указания, с каким ключевым вопросом связан данный материал. Студенты, которые хотят немедленно проверить, насколько хорошо они усвоили прочитанное, могут обратиться к специально помеченному ключевому вопросу и сверить свой ответ с тем, что приведен в конце книги. Другие могут прочитать главу до конца, прежде чем отвечать на ключевые вопросы. В любом случае ключевые вопросы делают настоящее издание «Экономикс» более содержательным.

Ресфуктурированная макроэкономике

Материал, посвященный макроанализу, был заново осмыслен и тщательно пересмотрен, а его структура изменена в целях более логичного развития идей и обеспечения большей гибкости преподавания. Поскольку изменения оказались весьма значительными, мы опишем их более подробно.

• Главы 7 и 8, посвященные расчету национального дохода и макроэкономической нестабильности, претерпели лишь небольшие изменения.

• В главе 9 исследуются компоненты модели совокупных расходов в частной закрытой экономике и равновесный ВВП. Мы сократили описание классической экономики и быстро подвели студентов к модели совокупных расходов. Мы представляем теорию совокупных расходов как часть интегрированной современной макроэкономики, не делая особого упора на разногласия между «лагерями». Срав-

нение различных макроэкономических школ проводится в главе 16, посвященной альтернативным воззрениям.

• В главе 10 разбираются изменения равновесного ВВП и эффект мультипликатора в частной закрытой экономике. Затем вводится понятие чистого экспорта и государственных компонентов в модели совокупных расходов; последний раздел перенесен из главы предыдущего издания, посвященной фискальной (бюджетной) политике. Затем рассматриваются спад производства и инфляция и одновременно предлагается исторический обзор этих явлений (Великая депрессия и Инфляция в период войны с Вьетнамом).

• Глава 11 посвящена модели совокупного спроса и совокупного предложения, а также в нее включены два факультативных раздела, в которых, во-первых, вводится кривая совокупного предложения из модели совокупных расходов и, во-вторых, показано, как связаны между собой сдвиги кривых совокупного спроса и совокупных расходов. Мы предполагаем, что большинство преподавателей будет использовать главы, касающиеся совокупных расходов, но те преподаватели, которые хотят применять только модель совокупного спроса - совокупного предложения, могут отказаться от глав, посвященных совокупным расходам, а также от факультативных разделов главы 11. Дополнительные занятия по разделу главы И, посвященному мультипликатору и инфляции, могут послужить трамплином для преподавателей, желающих более подробно разобрать концепции предельной склонности к потреблению, предельной склонности к сбережениям и мультипликатора.

• Глава 12, посвященная фискальной политике, полностью переработана на основе модели совокупного спроса и совокупного предложения.

Мы полагаем, что полное обновление глав, посвященных .макроэкономическому анализу позволило достичь трех целей.

Важнее всего то, что теперь, когда структура материала позволяет больше «не прыгать» от одной модели (совокупных расходов) к другой (совокупного спроса - совокупного предложения), преподавателям будет легче и удобнее объяснять студентам обе модели. Новая последовательность такова: расчет национального дохода, макроэкономическая нестабильность, модель совокупных расходов, выведение из нее понятия совокупного спроса, добавление совокупного предложения и применение уже этой модели к фискальной политике (и затем к кредитно-денежной политике).

Кроме того, новая организация материала позволяет отдельно изучать модель совокупного спро-



са - совокупного предложения тем, кто этого желает (гл. И и 12 и далее).

И наконец, две главы, посвященные совокупным расходам, теперь не содержат разделов по модели совокупного спроса - совокупного предложения; это для тех преподавателей, которые хотят сосредоточиться именно на модели совокупных расходов.

Объединение вводных глав

Для большей ясности изложения и для того, чтобы поместить новую главу, посвященную роли США в мировой экономике- (гл. б), мы объединили вводные главы. Две главы из 12-го издания, где речь шла о частном и государственном секторах, объединены в этом издании в новую главу 5 (смешанная экономика). Новая глава 4 (бывшая гл. 5) связывает материал, посвященный чистому капитализму (бывшая гл. 3), с анализом рыночной системы. Это облегчается тем, что анализ спроса и предложения в новом издании переместился в главу 3.

Экономический подход

Мы больше внимания уделили экономическому образу мышления. В главе 1 мы значительно расширили раздел, посвященный экономическому подходу к действительности, подробно разбирая проблемы нехватки ресурсов и выбора, рационального поведения и маржинального анализа. В главе 2 мы используем понятия предельной выгоды и предельных издержек (см. рис. 2-2), чтобы определить оптимальное положение экономики на кривой производственных возможностей. И в дальнейшем, в оставшейся части учебника, мы не упускаем случая напомнить об экономическом подходе.

Отбор и уплотнение материала

Тщательный отбор и уплотнение материала, осуществленные еще в 12-м издании, были хорошо приняты преподавателями и, разумеется, студентами. Воодушевленные этой реакцией, мы вновь постарались удалить устаревшее, убрать излишнее, уплотнить фразы и по возможности устранить формализм изложения. Экономя на словах, мы при этом старались не жертвовать подробностью объяснений. Там, где это требовалось, краткие повторения остаются отличительной чертой «Экономикс».

Новые и пересмотренные темы

Помимо тех изменений, которые мы уже описали, были осуществлены и некоторые другие.

• Часть I. Глава 1. Реорганизован раздел «экономическая политика»; дано новое описание логической ошибки, связанной с нарушением причинно-следственной связи. Глава 2. Более четко определены понятия эффективности производства и эффективности распределения ресурсов; введен новый наглядный пример «древесина или совы». Глава 3. Использованы новые примеры: увеличение спроса на брокколи, морковь, ружья, уменьшение предложения пикши. Глава 4. Более подробно описаны права собственности. Глава 5. Введен новый материал о росте трансфертных платежей и доходах от лотерей.

• Часть П. Глава 8. Обновлен рис. 8-7, с тем чтобы можно было рассматривать объем производства за пределами полной занятости; помещен новый рис. 8-8, где противопоставляются номинальная и реальная процентные ставки. Глава 10. Дано новое приложение концепции совокупных расходов к Великой депрессии и инфляции в период войны во Вьетнаме. Глава 11. Удалены определения «кейн-сианский» и «классический» с горизонтального и вертикального отрезков кривой совокупного предложения; по-новому проводится различие между ВВП в условиях полной занятости и ВВП в условиях полной производительности. Глава 12. Дано новое определение фискальной политики в рамках модели совокупного спроса - совокупного предложения (рис. 12-1 и 12-2); пересмотрен материал, посвященный бюджету при полной занятости (новый рис. 12-4).

• Часть III. Глава 13. Включен новый материал об относительном сокращении активов банков и сберегательных учреждений, а также о глобализации сферы финансов. Глава 15. По-новому представлена кредитно-денежная политика с использованием модели совокупного спроса - совокупного предложения (рис. 15-2); введен новый материал о последних успехах кредитно-денежной политики, об «утрате контроля», о влиянии изменений процентной ставки на процентный доход, об опоре современной политики на ставку федерального финансирования. Новый рис. 15-3 позволяет шире взглянуть на макроэкономическую теорию и политику с точки зрения совокупного спроса и совокупного предложения.

• Часть IV. Глава 16. Эта глава имеет новый заголовок, в ней сравниваются с точки зрения модели совокупного спроса - совокупного предложения классический и кейнсианский анализ (из гл. 10 12-го издания). Глава 17. По-новому обсуждаются проблемы образования и занятости. Глава 18. Включены новые темы: юридические лица, владение государственным долгом (рис. 18-1), влияние долга на фискальную политику. Закон о снижении дефицита

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321]