Еще одна причина, чтобы составить бизнес-план
Бизнес-план помогает достичь поставленных целей. Кроме того, составляя бизнес-план, вы будете более ясно представлять себе, что сделать для достижения поставленных целей и что вы реально уже сделали. Помимо этого, бизнес-план преследует еще одну очень важную цель.
Компания не может обойтись без бизнес-плана, если хочет получить кредит, грант или финансирование в другой форме на создание нового или развитие уже существующего бизнеса. Кредиторы и финансовые менеджеры предпочитают иметь письменные доказательства того, что компания способна отвечать по своим обязательствам и знает, за счет каких источников она собирается вернуть привлеченные средства. Без плана, который подтверждает все вышесказанное, вы не сможете получить не только значительное внешнее финансирование, но и вообще какое бы то ни было финансирование. В конце концов, если бы инвестором или кредитором были вы, как бы вы выбирали компанию, в которую согласились бы вложить свои деньги? Это означает, что бизнес-планы будут различными, в зависимости от того, для кого они предназначены.
> Планы, которые направлены на привлечение инвесторов (акционеров), то есть партнеров, чье процветание зависит от процветания компании. Они должны быть составлены таким образом, чтобы показать, каким образом кОлМпания собирается получить прибыль и каким образом это будет выгодно инвестору. Инвесторы ожидают высокую норму прибыли на вложенные средства, так что в основном их будет интересовать рост компании и ее прибылей. Если ваш план содержит такие цели, подкрепленные конкретными действиями и необходимыми pecypca.н, инвесторы, скорее всего, вложат свои деньги в вашу компанию. > Планы, составушемые с целью привлечения зае.мных средств, то есть предназначенные Д/\я потенциальных кредиторов, должны прежде всего доюнстрировать то, как вы собираетесь возвращать полу-
БуАьтс осторожны!
fi/ Хорошие бизнес-планы fS часто выглядят так, буд-у то по ним проехал грузовик. Они перегружены примечаниями, страницы засалены, скрепки большей частью отсутствуют, переплет разошелся. Это говорит о том, что этими планами пользуются Плохие планы обычно чистые, документы в них не содержат пометок, их судьба - прямо из принтера в архив. Это подтверждает, что такие планы не используются Это может означать, что они никому не нужны, если, например, компания продолжает делать то же, что и все предыдущие годы, одними и теми же способами Или это такие планы, что даже для тех, кому они могли бы пригодиться, они не больше, чем пачки испорченной бумаги. И в том и в другом Случае компанию не ждет ничего хорошего.
ченные средства. Это может прозвучать как определенное допущение, н кредиторов не сильно интересует успех или неуспех вашей компании. Ил1 интересно только то, как компания собирается вернуть основную сумму долга и проценты по ней. Кредиторам, по сравнению с инвесторами (акцио--нерэллш), намного более важны показатели текущего денежного потока. Б вашем бизнес-плане обязательно должен быть приведен график возврата заелмных средств с убедительным для кредиторов обоснованием способности вашей компании произвести в срок каждый из указанных платежей.
Цели бизнес-плана
Первое, что нужно сделать, если вы решили составить бизнес-план, это определить его ключевую цель. Будет ли это годовой план для оперативного управления бизнесом? Или это будет финансовый план, предназначенный для привлечения средств от основных инвесторов и/или кредиторов? Или и то и другое? Часто именно так и получается, что в общем-то и не плохо... план отвечает требованиям всех заинтересованных лиц, отсутствуют взаимоисключающие цели и т. д. Бизнес-планы могут быть составлены в любой форме и включать столько финансовых приложений, сколько потребуется, и ни один бизнес-план, как правило, не обходится без приложения бухгалтерских балансов и финансовых отчетов. Иногда возникает такое чувство, что некоторые кoшaнии стремятся приложить к бизнес-плану все финансовые документы, которые у них только есть. Однако большинство финансистов и менеджеров обращают особое внимание на цифры, подтверждающие те или иные положения плана, и делают выводы и строят прогнозы основываясь именно на этих цифрах. Даже рядовым сотрудникам компании бывает небезынтересно взглянуть на эти цифры. Почему компания рассчитывает продать 150 ООО единиц в этом году, тогда как в прошлом году было продано всего 50 ООО единиц? Выводы, сделанные на основе приведенных данных, определяют успех или неуспех всего бизнес-плана. Все приводимые показатели должны быть обоснованы и подтверждаться соответствующими документами.
Провал бизнес-плана
Каждый добротный бизнес-план состоит из нескольких элементов. Но, кроме того, существует несколько вещей, которых следует избегать при создании бизнес-плана.
> Погрешности могут уничтожить любой план. Люди не дадут деньги компании, которая не умеет считать. Само собой разумеется, что нельзя допускать ошибки и неточности ни в вычислениях, ни в орфографии, ни в пунктуации. (Да, даже в написании слов, потому люди могут сделать вывод, что если вы невнимательны к ошибкам при написании слов, то вы можете быть так же невнимательны и к ошибкам в любой другой области.)
Часть 1
Подсказка
Большинство бизнес-Планов составляются на основе понятия о бизнес-циклах или бизнес-процессах В начале и в конце такого плана приводится краткое описание основной идеи плана, а между ними описание ocHOBHbix этапов плана. Таким образом, инвесторы могут сразу найти ответ на вопрос «почему мы должны вложить деньги в эту компанию?» Это экономит время читателя и повышает шансы компании найти и привлечь финансирование нужно типа
>- Бомме не значит лучше! [1лаиы дочжиы быть полными, но ь ю же время как можно более сжаты>п1 Планы, которые состоят vn сотен сграипц, с приложением всех финансовых документов, не будут удслтоены вниманием у-оодей, у
которых нет врем(МП1 иа их изучение, а ci>-годня таких модей большинство Освети-то п плане го\ько те вогтросы. которые обязательно возникну] \ по.мзователей вашего плана, прич1>>г сде\айте это коротко и ясно >же прогресс! > Не стоит недооценивать профессчоноль-кыи уровень пашей команды. Причина номер один, из-за которой инвесторы уходят из компаний, - это Н(;дово;\ьство ме-недлсментом компании. Планы должны подчеркивать сильные CTopoiHii ваших менеджеров и связывать их навыки н1>посред-ственпс) с потребностями кo,шdши и возможностями их удовлетворения, В конце концов, успех ко,\1пании определяют не только ци4)ры. Кто стоит 3d ними? Ктопри- ведет компанию к поставленным целям?
>• Не нужно смотреть ни потенциашшх партнеров свысока. Или, как говорил один мой Ko.wera «Излагать - не продавать» План до,\жен быть написан де-\()вым профессиональным языком. Как то\ько в плане появляется хотя бы намек на рекламу или допускается фамильярный тон, инвестор сразу почувствует это и нй станет иметь с вами дело > Не пишите «в стол». Ваш план до,лжен способствовать улучничн-но деятельности компании и вовлекать в процесс развития компании как vIoжнo больше имеющттхся трудовых ресурсов. Надеюсь, что эти рекомендации помозуг ва.м избежать проблс-м с кредиторами и инвесторами. Но на них стоит обратить вннмазню, даже (Чли вы не собираетесь показывать свой бизнес-план кому-либо за преде\амн ко.\шании. Все сотрудники ко\п1ании - от высших менеджерс)в до простых клерков - являются кредиторами и инв(>стора>и-г. они предоставляют свои прос(эессиональные навыки и способности и вкладывают свою энергию в вашу компанию. Если ваш бизнес-план не оправдаем их надежд и не вдохновит их. вы рискуете свести их мотзшацию, Ш-зависн.мо от текущего уровня ответстпенности и оплаты трудй каждого из них, к единственному фактору - зарплате
Компоненты бизнес-плана
Так Из чего же состоит бизнес-план? Его компо(юнты могут быть различны. Ни же приведен список из 13 основных ко>тонентов, которые являются ochoboi