назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [ 109 ] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120]


109

дущих периодах, велика вероятность того, что у вас могут возникнуть проблемы с денежным потоком. Такая ситуация характерна для сезонных производств, где в определенные периоды расходы всегда превышают доходы, и поэтому необходимо заранее резервировать достаточное количество средств для покрытия расходов в эти периоды. Это легко можно сделать, проанализировав динамику денежного потока на протяжении нескольких предыдущих периодов и сделав соответствующий прогноз. Сезонное производство, с одной стороны, может приносить неплохую прибыль, но с другой - может привести к банкротству компании. Все зависит от того, как им управлять.

Если деятельность вашей компании или вашего отдела не подвержена сезонным или иным объективным колебаниям, то причиной регулярных убытков могут быть какие-то рыночные обстоятельства. Это может быть связано, например, с насыщенностью рынка определенными товарами в определенный период или с несоответствием производственных мощностей уровню спроса. Не принимайте ничто на веру, проверяйте все свои гипотезы. Это лучший способ контролировать денежный поток. (И не забудьте благодарить вашу коллегу за хороший совет!)

Ситуация Ж: добро пожаловать в мир начисления

Ситуация: Филлис, финансовый директор компании, выступает с докладом на собрании руководства. Ее доклад посвящен то.му, что ваша ко.мпания достаточно крупная и ее учетная система достаточно сложна, поэтому, по мнению Филлис, было бы разумно отказаться от кассового метода признания доходов и расходов и перейти на метод начисления. Вы уже где-то слышали это слово «начисления», но вы не совсем уверены, что знаете, что оно означает. Если Филлис спросит вас, поможет ли переход на метод начисления работе вашего отдела, что вы ей ответите?

Анализ: Компании, которые не испытывают недостатка в денежных средствах, могут позволить себе выбирать между двумя методами признания доходов и расходов в бухгалтерском учете: кассовым методом и методом начислений. Метод начислений применяется чаще, так как может использоваться любой компанией, независимо от ее размера. Если вы понимаете, в чем состоит каждый из этих методов, то вам будет проще общаться с теми, кто являются профессионалами в этой области.

Можно сказать, что основное различие между этими двумя методами связано как раз с категорией денежного потока. Согласно методу начисления, наиболее популярному среди крупных компаний, операции отражаются в учете тогда, когда они фактически осуществляются, независимо от того, происходит ли при этом движение денежных средств. Компания начисляет выручку от продаж в



момент перехода права собственности на товар к покупателю, несмотря на то, что деньги за реализованные товары поступят на ее счет позже. Если учет ведется методом начисления, движение денежных средств является следствием какой-либо хозяйственной операции, а не основанием для ее отражения. Операция сразу отражается в Главной книге. Это общепринятое правило бухгалтерского учета.

Что касается вашего отдела, то метод начисления дал бы вам больше возможностей для осуществления расходов, поскольку вам все равно приходится их осуществлять. При ведении учета кассовым методом, прежде чем произвести какие-либо расходы, вы должны были получить соответствующие доходы, то есть дождаться реального поступления денежных средств. Если учет ведется по методу начисления, то вы можете показывать в учете доходы и расходы, независимо от реального движения денежных средств, то есть вы можете осуществлять те или иные расходы, как только у вас появляется достаточная уверенность в получении дохода в будущем, и вам не нужно ждать его фактического получения. Метод начисления предоставляет большую свободу действий и к тому же позволяет лучше соотносить доходы и расходы в пределах отчетного периода, например финансового года.

Скажите Филлис, что вы считаете переход на метод начисления прекрасной идеей как с точки зрения вашего отдела, так и с точки зрения компании в целом. Вы также можете сообщить ей, что во время переходного периода надеетесь на тесное сотрудничество. Будучи финансовым директором, она, скорее всего, не поверит вам насчет тесного сотрудничества, но тем не менее ей будет приятно, что вы цените ее профессиональные качества.

Ситуация 3: что означает рост переменных издержек

Ситуация: В процессе обсуждения темы доходов и расходов на очередном собрании руководства Филлис, финансовый директор компании, уделила особое внимание проблеме издержек, в частности проблеме операционных издержек, рост которых по некоторым отделам, включая ваш, привел к увеличению совокупных затрат. Она с гордостью отметила, что постоянные затраты по-прежнему остаются на приемлемом уровне, но в то же время она обеспокоена наметившимся ростом переменных затрат, величина которых уже превысила показатели, предусмотренные в бюджете. И еще она сказала, что вам необходимо разъяснить ситуацию г-ну Биггу. Каков будет ваш ответ?

Анализ: Текущие расходы включают и переменные, и постоянные издержки. С точки зрения управления приоритетными являются постоянные издержки, то есть те, величина которых не меняется в течение финансового года и не зависит от сезонных и других колебаний. Арендная плата, которую ежемесячно уп-



лачивает ваша компания, относится к постоянным издержкам, потому что ее вети-гчина не зависит ни от фактических результатов вашей деятельности, ни от ваших прогнозов. Расходы на оплату труда по большей части также можно отнести к постоянным издержкам, хотя часть из них может иметь переменный характер, например премии за выполнение определенного объема работ. К постоянным издержкам относятся и все коммушальные расходы. Любые расходы, величина которых не зависит от объемов деятельности, относятся к постоянным издержкам.

Переменные издержки напрямую зависят от объемов деяте.льности. Для магазина розничной торговли арендная плата, плата за электричество и отопление, а также заргь\ата руководства являются гюстоянньпш издержками. К переменным издержкам, то есть к тем, чья величина изменяется вместе с любыми изменениями объемов производства или продаж, в данном случае можно отнести расходы на формирование товарно-материальных запасов и расходы на оплату труда сотрудников, привлекаемых в периоды резкого увеличения спроса. Переменный характер таких затрат предполагает некоторую свободу их планирования. Филлис по праву может гордиться низким уровнем постоянных затрат, потому что, как финансовый директор компании, она, безусловно, принимала участие в согласовании размеров арендной платы, платы за коммунальные услуги и установлении ставок должностных окладов, соответственно она могла предполагать определенный рост этих затрат в будущем. Кроме того, поднимая пробле-.му роста текущих затрат, она чувствует себя в безопасности, потому что в данном случае ответственным за динамику затрат является начальник отдела, в том числе и вы, а не она, испрашивать в первую очередь будут с вас. Но числа сами по себе мало о чем говорят. Необходимо выяснить, что стоит за ними? Ваши переменные издержки могут довольно существенно вырасти, но этот рост будет обусловлен соответствующим ростом объемов производства и продаж, что, в свою очередь, приведет к адекватному увеличению дохода. Если дело обстоит именно так, то вы с гордостью можете подчеркнуть, что ваш отдел вкладывает средства в развитие компании, особенно, если рост доходов опережает рост издержек.

Однако если рост издержек не сопровождается соответствующим ростом доходов, то опасения Филлис не напрасны. Тщательно проанализируйте ситуащда, прежде чем идти к г-ну Биггу с объяснением.

Ситуация И: истребование дебиторской задолженности

Ситуация: Милборн, начальник отдела истребования задолженности, также оказался среди выступающих на очередном собрании руководства, он выразил беспокойство по поводу того, что рабочая нагрузка на его отдел все увеличивается. Подчиненные Мильборна отнюдь не лентяи, но по собственному опыту

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [ 109 ] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120]