назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [ 76 ] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]


76

Размер запасов зависит от масштабов деятельности. Чем крупней предприятие, тем больше величина запасов. Кроме того, необходимо учитывать число поставщиков, их надежность и отдаленность, производственные мощности, разнообразие клиентов и их постоянство, количество заказов, продолжительность операционного цикла и т.д. А также решения типа «производить или покупать», прогноз цен, ассортимент, число производственных линий, используемые в процессе производства, складские мощности, реальная экономия от ускорена оборота запасов, дефицит рабочей силы, допустимый риск в обслуживании клиентов и надежности поставок, фактор «подстраховки» (величина страховых запасов) и т.д.

Существует и набор так называемых исключительных правил. Например, если цикл производства длинный, а продукт сложен и дорог для производства, то будут очевидно расти запасы незавершенного производства. В этих случаях продукция выполняется на заказ, не залеживается на складе, быстро, по мере изготовления, отгружается заказчику.

Сезонность производства и потребления, местоположение клиентов, каналы распределения и их география - все это влияет на запасы готовой продукции.

ПРИМЕР

Фирма «Айс» производит компьютеры, и спрос на них растет. Производство ориентируется на заказы-контракты. Отгрузка проводится немедленно. В итоге стоимость совокупных активов составляет лишь 4% доходов и 8% текущих активов.

Политика в области запасов готовой продукции - особый фактор, оказывающий влияние на величину запасов. Если есть массовый спрос на стандартную продукцию, то предприятие работает не на конкретного потребителя, а на склад. Другими словами, на полках «пылятся» готовые товары.

Если конкуренция жесткая, то необходимо поддерживать широкий ассортимент товаров.

Сезонность производства и потребления, местоположение клиентов, каналы распределения и их география - все это влияет на запасы готовой продукции.

На долю инвестиций в запасы приходится от 20 до 40% совокупных активов средней по размеру компании. Подобные инвестиции в запасы обязательное условие равномерной жизнедеятельности любой компании. Запасы готовой продукции позволяют сгладить воздействие колебаний в уровне продаж на производство, а производственные запасы ст1эаху-



Система управления запасами заслуживает особого внимания со стороны финансовых менеджеров.

ют от дефицита и обеспечивают бесперебойный ритм производства. Отсутствие спегцшльной системы управления запасами приводит либо к их дефициту, либо к переизбытку. И то, и другое снижает общую доходность компании. Если еще учесть издержки запасов, то становится очевидно, что система управления запасами заслуживает особого внимания со стороны финансовых менеджеров.

Управление запасами условно можно разделить на две части. Первая часть - это составление отчетности по запасам и обработка иных данных, связанных с текущем контролем их уровня. Этот круг вопросов, как правило, входит в обязанности финансовых менеджеров департамента бухгалтерии. Финансовые ме-неджеры-бухгалтера участвуют в выборе, проектировании и последующей реализации систем контроля запасов. Их действия распространяются на всю компанию. Контролер отвечает за неадекватность систем контроля запасов. Вторая часп. - это периодический мониторинг запасов. Системы контроля запасов имеют строгие огранртчения и специалисты, оперирующие ими, не всегда осведомлены об общей стратегии руководства. Цели и приоритеты в отнощении оборотного капитала могуг быстро меняться; роль запасов должна оцениваться в конте;ксте общей стратегии компании. Если инвестиции в запасы значительны, то финансовый директор не вправе давать советы по поводу ликвидности; если он плохо осведомлен об инвестициях в запасы и их ликвидности.

Роль финансового менеджера в управлении запасами. Его функции следующие:

• определение необходимой величины запасов;

• разработка графика поставок;

• расчет оптимальных партий новых заказов;

• определение минимального и среднего уровня запасов;

• увязка политики в области продаж, запасов и производства;

• организация складирования запасов;

• освоение логистики производства и продаж;

• финансовый анализ потребностей в запасах;

• определение издержек запасов и политики в области цен.

Начинать решать проблему запасов нужно с их классификации.

Рассмотрим основные методы, с помощью которых финансовый менеджер управляет запасами. Далее уделим внимание



специальным системам контроля запасов, без которых управление запасами менее эффективно. В заключении проанализируем проблемы управления запасами в контексте общих целей компании, под эгвдой которых разрешаются конфликты различных сторон-участников управления запасами.

Планирование и мониторинг уровня запасов. Определение объема инвестиций в запасы - следствие планирования производства с учетом прогноза продаж. Запасы на конец любого периода определяют с учетом запасов на начало периода плюс закупки и производство на протяжении периода, минус продажи. Отклонения от планового уровня запасов - результат либо отклонений объема закупок или производства от плановых величин, либо отклонений фактических продаж от прогнозных, либо сочетания всех факторов вместе взятых.

Каждая хозяйственная единица обычно нуждается в операционном плане, в основе которого заказы, прогнозы продаж и планируемые изменения в запасах. В управлении запасами необходим мониторинг и сопоставление фактического уровня производства и продаж с планами и прогнозам. Делать это нужно для того, чтобы можно было вносить своевременные корректировки по мере изменения рыночной конъюнктуры.

Финансовый менеджер обязан, в первую очередь, интересоваться общими тенденциями совокупных запасов. Однако ему пе менее важно контролировать их структуру. Совокупные запасы компании делятся на три компонента: производственные запасы (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты), запасы незавершенного производства ~ это запасы в с(зере производства, запасы готовой продукции.

Классификация запасов. Это начало всех начал. Метод, который используется для классификации запасов, называется методом ABC. Идея этого метода проста - запасы разделяются иа три класса:

Кллс:(: «А» объединяет все виды запасов, которые требуют неустанного к себе внимания, т.е. фактически ежедневного контроля со стороны финансового менеджера.

Класс «В» включает в себя тс вилы запасов, которые подвергаются контролю не реже одного раза в месяц (или в кварт;1Л).

Класс «С» - это все то, что не требует к себе внимания чаще, чем раз в год.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [ 76 ] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]