назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]


63

БЮДЖЕТ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ

Бюджет наличности - это перечень всех ожидаемых поступлений и расходов денежных средств за весь прогнозируемый период. Этот бюджет есть не что иное, как прогноз денежных потоков, в котором нет ничего от принципа начислений доходов и расходов.

В табл. 5.5 компании «Альфа» приводится месячный бюджет денежной наличности за третий квартал 1998 года. Необходимо помнить, что существует временной лаг между моментом реализации и моментом получения денег, между моментом закупок и моментом оплаты. В нашем случае период погашения дебиторской задолженности, равный 60 дням, означает, что имеет место средний временной разрыв в 60 дней между продажей в кредит (торговым кредитом) и получением денежных средств. Соответственно, инкассация денежных средств в любом месяце равняется продажам в кредит за два месяца до того. Аналогичный временной лаг для покупок в кредит составляет один месяц. Отметим, что амортизация не отражается в бюджете наличности, поскольку она не принадлежит денежным расходам.

Бюджет денежной наличности компании «Альфа» служит иллюстрацией определения потребностей в денежных средствах. Заметьте, что месячный остаток денежных средств на конец периода становится запасом на начало следующего месяца. Сравнение остатка денежной наличности на конец периода минимальным резервом дает оценку ежемесячного излишка или дефицита денежных средств компании. Дефицит соответствует PLUG в прогнозных финансовых документах. Это - объем денежных средств, который нужно привлечь на прогнозируемую дату для покрытия расходов и формирования денежного. Прогнозируемый излишек денежных средств означает, что у компании на эту дату будут иметься излишние денежные средства, и что объем денежных средств на конец периода будет превосходить желаемый минимум на прогнозируемую величину.

Операционные менеджеры редко используют бюджет наличности в качестве надежного прогнозного инструмента. Он находит свое основное применение у финансовых менеджеров в управлении денежными средствами.



•194 ЧАСТЬ I. УПГАВЛЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ

/ X /--V /X/V-"- /Х/ у\У-У:у\у\ -ч \у.у\УуУ Уу\/\У

ТАБЛИЦА 5.5. БЮДЖЕТ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ ЗА III КВАРТАЛ 1998 ГОДА (тыс. руб.)

Фактический Прогнозный

Май Июнь Июль Август Сентябрь

Исходные данные

Продажи в кредит 20,000 28,000 32,000 38,000 30,000

Закупки в кредит 10,000 12,000 10,000 24,000 12,000

Бюджет денежной наличности Поступления денежных средств:

Продажа за наличные 2,000 2,000 2,000

- инкассация по продажам в кредит (предполагается лаг 20,000 28,000 32,000 в 60 дней между продажей и инкассацией)

- продажа подержанного оборудования 38,000

Всего поступлений денежных средств 22,000 68,000 34,000

Использование денежных средств:

- покупки за наличные 2,000 2,000 4,000

- оплата покупок в кредит (предполагается .,2000 юооо 24 000 лаг в 30 дней между покупкой и платежом)

- заработная плата 8,000 8,000 8,000

- выплата процентов 24,000

- выплата основной суммы долга 32,000 -дивиденды 16,000

- налоговые платежи 6,000

Всего использования денежных средств: 28,000 20,000 128,000

SrST"*""""""*......"................................»

Определение потребностей в денежных средствах:

Денежные средства на начало периода Чистые поступления (использование) Денежные средства на конец периода Минимальный (предполагаемый) объем денежных средств

Излишек (дефицит) денежных средств

30,000

24,000

72,000

(6,000)

48,000

(94,000)

24,000

72,000

(22,000)

20,000

20,000

20,000

4,000

52,000

(42,000)

Вы должны почувствовать облегчение узнав, что все способы прогнозирования приводят к одним и тем же результатам. Если предпосылки аналогичны и не было допущено арифметических или бухгалтерских ощибок, то все способы дают один и тот же размер кредита, в котором так остро нуждается компания «Альфа».



§ 5.3. Мониторинг денежных потоков

Современная компания, как правило, многопрофильна по роду своей деятельности, т.е. дифференцирована. А это предполагает наличие соот1зстствующего портфеля видов деятельности, управление которым служит залогом финансовой устойчивости предприятия.

Каждый вид деятельности приносит предприятию за один и тот же период времени разные доходы, и перед руководством стоит сложная задача их перераспределения.

Движение денежных потоков внутри компании определяете.! диагностикой структуры портфеля и стратегией развития каждого из структурных подразделений.

БОСТОНСКАЯ МАТРИЦА

Помогает понять финансовое взаимодействие в рамках структуры портфеля и определить направления распределения и перераспределения денежных 1ютоков очень популярная Бостонская матрица. Сегодня именно она в несложной 4орме помогает реализовать управленчесютй подход к многопрофи;(ьной компании как к системе денежных потоков, за движением которых следует осуществлять постоянный мониторинг.

Бостонская матрица стала чуть ли не первым мат11ичным методом управления диверси())ицированным порт(1)елем видОв деятельности. Сетка из четырех квадратов, разработанная в начале 70-х годов Бостонской Консультационной группой, претерпела взлеты и падения в своем развитии, а с серед)ты 90-х годов вновь превратилась в один из эф{)ективных инструментов принятия финансовых стратегических решстшй, напраатенных на достижение финансовой устойчивости.

Сегодня эта матрица легко позволяет осуществлять мониторинг денежных потоков, акцентируя внимание финансовых менеджеров и руководителей компаний на проблемах финансирования общей стратегии развития. Она в понятной и доступной форме проясняет подходы к распределению денежных ресурсов внутри компании между ее структурными под-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [ 63 ] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]