назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]


59

при выборе направлений развития. Для описания совокупности отделений, видов деятельности на предприятии все чаще употребляется термин «поргфель», в составе которого четко разграничиваются так называемые генераторы денег и их потребители. Лищь в 90-е годы вся управленческая деятельность в компании сконцентрировалась на повьпиении доходности собственного капитала.

Сегодня ключевой проблемой стратегического финансового планирования в компаниях стало деление всех видов деятельности (продуктов) на < генераторов» денег, т. е. на тех, кто сегодня или завтра (прн наличии стратегического потенциала) способны увеличить денежные доходы предприятия, и на «потребителей» денег, которые сегодня или завтра (при отсутствии стратегического потенциала) убыточны. Анализ текущего состояния «порт()еля» компании и (})ормиро1зание ее стратегического «портфеля» - вот что стало основным занятием финансовых менеджеров. В системе оценочных показателей деятельности предприятия начал явно преобладать показатель движения денежной наличности (денежньш поток), которого в перечне показателей б0-х - 70-х вовсе не было. Впрочем, в тот период в стратегическом планиро1!ании еще отсутствовала классификация продуктов и видов деятельности с точки зрения их стратегического потенциала и вклада в будущий рост ко\шании. Однако вновь вернемся к современному этапу финансового планирования.

§ 5.2. Методы финансового прогнозировани$1

Теперь прищло время бросить взгляд в будущее. Мы приступаем к изучению методов финансового прогнозироваг.ия и краткому обзору nponeccoi; планирования и бюджетирования. В этом разделе мы обратим Ваше внимание на методы прогнозирования; при этом будем помнить, что остроумные методы оценки будущего являются лищь часпло эффективного финансового планирования.

Финансы занимают центральное miccto в прогнозиро1зании и планировании по двум при инам.



182 ЧАСТЬ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ

, / ,/\ ч/ у, /V WX -У-У -у-у.Уу-У\ \. У~У\/\У\,УУУ\\у-\УУУУ\

Во-первых, прогнозы и планы излагаются в форме финансовых документов, и многие показатели, используемые для их оценки, носят ярко выраженный финансовый характер.

Во-вторых, что более существенно, финансовые менеджеры отвечают за жизненно важный ресурс - деньги. Поскольку практически любое рещение и действие имеет финансовые последствия, критической частью любого прогноза и плана является оценка всегда дефицитного для компании ресурса - денег.

Обычно компании разрабатывают широкий спектр планов и бюджетов. Некоторые из них связаны с конкретными аспектами жизни компании, тогда как другие, например, прогнозные финансовые документы, отличаются гораздо более широким масштабом охвата событий и фактов.

Подготовка прогнозных финансовых документов - наиболее распространенный метод финансового прогнозирования. Прогнозные документы - всего лишь попытка предсказать то, как будут выглядеть финансовые документы компании через некоторое время. Эти предсказания могут завершать сложную работу по составлению прогнозов или представлять собой всего лишь грубые наброски, сделанные на клочке бумаги. В любом случае, гипотетический, но стандартный формат финансовых документов позволяет логически и последовательно изложить свое представление о будущем.

Финансовые прогнозы, главным образом, служат для оценки будущих потребностей компании в финансировании.

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ПРОЦЕНТАХ ОТ ОБЪЕМА ПРОДАЖ

Один из простых, но при этом эффективных методов прогнозирования финансовых показателей компании является увязка многочисленных данных отчета о прибылях и убытках и баланса с будущими продажами. В основе этого подхода - отмеченная ранее тенденция к прямой зависимости издержек, текущих активов и текущих пассивов от продаж. Безусловно, потребуются определенные независимые прогнозы для индивидуальных статей. Тем не менее, этот метод действительно обеспечивает простую и логичную оценку многих важных финансовых параметров.

Первое. Нам нужно определить, какие статьи финансовых документов меняются пропорционально продажам. Это по-



зволит поставить данные статьи в пропорциональную зависимость от продаж.

Второе. Мы приступаем к прогнозированию продаж. Поскольку столь значительное число других статей будет механически привязано к прогнозу продаж, очень важно как можно более точно оценить будущие продажи. Кроме того, когда будут составлены прогнозные документы, неплохо было бы проверить чувствительност1> результатов к разумным вариациям прогноза продаж.

Третье. Теперь нам ну>»сно определить отдельные статьи финансовых документов посредством экстраполяции сложив-щихся тенденций на прогнозируемые продажи.

Например, если запасы в прошлом составляли около 15% продаж, если стоимость продаж будущего года прогнозируется на уровне 10 млн руб., то нам следует ожидать, что запасы буду;г оцениваться в 1,5 млн руб. Вот как все просто.

Для иллюстрации метода давайте рассмотрим проблемы, с которыми столкнулась некая условная компания «Альфа», компания среднего размера, составляя свои финансовые прогнозы. Итак, наша компания в течении трех лет держала депозиты на сумму в 40 тыс. руб., и наконец получила краткосрочную ссуду в 60 тыс. руб. Компания процветала, и банк ежегодно возобновлял эту ссуду, полагаясь лишь на беглый и поверхностный анализ положения, компании-заемщика.

В конце прошлого года президент «Альфы» посетил банк и попросил увеличить краткосрочную ссуду на 1999 г. до 600 тыс. руб. Президент объяснил, что, несмотря на рост компании, кредиторская задолженР10сть постоянно росла, а запас ншшч-ных средств сокращался, поставщики грозшш перейти на пред-оплат} если платежи не будут осуществляться своевременно. Когда президента спросили, почему он просит 600 тыс. руб., тот ответил, что эта сумма кажется "как раз тем, что нужно", и позволит ему откупиться от самых настойчивых кредиторов и поднять на необходимый уровень свой запас наличных средств.

Прекрасно понимая, что кредитный комитет банка никогда не утвердит запрос на ссуду такого размера без тщательного анализа и финансовых прогнозов, банковский менеджер предложил президетгу вместе составить прогнозные финансовые документы на 1999 г. Он объяснил, что такая работа позволит более точно определить потребность компании в кредитных ресу]эсах и будет служить залогом позитивных решений банка.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [ 59 ] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]