назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]


49

НЫХ затрат и росту показываемой прибыли несмотря на рост расходов по ремонту техники. Когда такая тактика исчерпала свои возможности, на помощь прищел бухгалтерский учет.

Менеджмент компании принял решение об изменении политики амортизационных отчислений. Сначала учетный срок службы каждого грузовика был увеличен с 8 до 10 лет, что естественно привело к снижению ежегодных амортизационных отчислений и росту прибыли. Затем стоимость грузовика, с которой начисляется амортизация, уменьшили на 25 тыс. долл., объяснив это возможностью продать грузовики по истечении срока их эксплуатации. Влияние на финансовые результаты было достаточно существенным, если учесть, что парк компании состоял из 20 ООО машин. Когда этого стало не хватать для поддержания высоких результатов, компания увеличила учетный срок службы мусорных контейнеров с 12 (нормальная для данной отрасли практика) до 20 лет. После этого был увеличен и учетный срок службы мусорных свалок.

America Online. Подобного рода деятельность была присуща и менеджменту другой не менее известной фирмы - America Online. В случае с America Online причиной единовременного неповторяющегося списания на убытки 385 млн долл. стала практика капитализации затрат на рекламу вместо их списания на расходы текущего периода. В этой истории есть примечательный факт. Списание такой значительно суммы произошло через несколько месяцев после того, как аудиторы фирмы Ernst & Young сертифицировали отчетность компании и подтвердили надежность такой статьи активов как "затраты на маркетинг". Последовавшее за сообщением о списании снижение котировок акций с 70 до 25 долл. принесло мало радости акционерам.

Однако прошлое давно забыто. Уже после дробления акций America Online их цена на NYSE составляет сейчас 98 долл. При этом отношение Р/Е - примерно 400. Сейчас компания рассматривается как наиболее авторитетный и уважаемый провайдер Internet. Эксперты Wall Street отнсюят ее акции к группе умеренного риска!!! (несмотря на то, что цена акций за последний год колебалась в интервале от 17 до 176 долл., кстати при цене 176 долл. капитализация компании составляла 80.5 млрд долл., больше, чем у Ford Motor).



Цена акции квадратично увеличивается с ростом прибыли и снижением балансовой стоимости активов. Причина тому - методика оценки стоимости акций, активно применяемая аналитиками Wall Street.

ПРАВИЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И РЫНОЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Подобного рода единовременные списания стали слишком популярны у американских компаний. Один из известных аналитиков Wall Street охарактеризовал сложившуюся ситуацию следующим образом: "Все компании, которые я анализировал, имели списания. Сейчас ни у кого нет уверенности в том, сколько же прибыль составляет на самом деле".

Популярность такого рода списания получили по двум причинам. Во-первых, оно позволяет покаяться и замолить прошлые грехи. Так сказать начать жить заново. Во-вторых, что самое главное, после того, как страсти улягутся, такого рода списания могут увеличить стоимость компании! Эмпирически доказано, что отношение Р/Е имеет тенденцию увеличиваться с ростом рентабельности активов компании. Тогда из арифметики следует, что цена акции квадратично увеличивается с ростом прибыли и снижением балансовой стоимости активов. Причина тому - методика оценки стоимости акций, активно применяемая аналитиками Wall Street.

Простой пример поможет разобраться в сути данного феномена. Сравним оценку рыночной стоимости для двух компаний, отличающихся только величиной активов. Используем модель постоянного роста и модель Гордона для определения цен акций сопоставляемых компаний.

Компания Компания

100 долл. 50 долл.

10 долл. 10 долл.

50% 50%

50% 50%

10% 20%

5% 10%

15% 15%

52,5 долл. 110 долл.

Активы (А) Прибыль (Р)

Коэффициент дивидендных выплат (d) Коэффициент реинвестирования (q=1-d) Рентабельность активов (ROA=P/A) Темп роста (д = q х ROA) Требуемая доходность (г) Стоимость компании (Pr=Di/{r-g})

Из этого примера видно, что 50 долл. дополнительных активов ответственны за снижение рыночной стоимости компании на 57,5 долл.

Такой математический подход к оценке акций приводит подчас к весьма неразумным значениям. Эти значения оправдываются аналитиками исходя из трех основных предпосылок:



Когда большое значение придается будущему, в ущерб прошлому и настоящему, и качественной информации, в ущерб количественной, надежды становятся новым путеводителем там, где компасом должна быть строгая логика.

1. Оптимистические прогнозы относительно темпов роста компании.

2. Достаточно длительный интервал времени, в течение которого этот рост прогнозируется.

3. Волшебная сила сложного процента.

Подобные механические способы оценки компаний стимулируют менеджмент уменьшать величину активо1з компании за счет единовременных списаний.

Такого рода практика привела к развитию нового рода спекулятивной деятельности, которая возврашает нас к истории США конца 20-х годов, когда бурный спекулятивный рост рынка акций закончился периодом "Великой депрессии".

В те годы инвесторы тоже уделяли большое внимание балансовой стоимости компании, только с другой стороны. Акции считались надежными для вложений, если их стоимость покрывалась реальными активами, показываемыми в ба.1ансе. Это стимулировало менеджмент, для увеличения стоимости своих акции, не списывать, а наоборот раздувать статьи активов. У многих компаний правая сторона баланса на 90% состоя.га из так называемого Goodwill, который тогда по правилам учета не требовал раскрытия. Другими словами, основ} спекуляций составляли сами компании. И инвестор мог избежать рискованных вложений, размещая свой капитал в акции компаний, которые не использова.ли подобную практику.

Поскольку сама оценка акций до наступления "Новой эры" (конца 20-х) была весьма консервативна, то акционеры, покупая акции, платили только за фактические достигнутые компанией результаты, в отличие от сегодняшней ситуации, когда стоимость определяется исходя из ожиданий относительного будущего.

Сейчас основа спекуляций лежит, скорее не в компаниях, акции которых продаются и покупаются, а в самом рынке, на котором эти сделки совершаются. Когда большое значение придается будущему, в ущерб прошлому и настоящему, и качественной информации, в ущерб количественной, надежды становятся новым путеводителем там, где компасом должна быть строгая логика. Именно поэтому осторожные профессионалы, особенно те, на чьей памяти сохранились следы застойных периодов американской экономики и периоды рыночных кризисов, таких, как, например, кризис ок~

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]