назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]


37

:§ 3.31#ШайЪЬ1е:ИЙструмеп и рынки

Собираясь продавать свой товар, финансовый менеджер должен выбрать ту финансовую ценную бумагу, которая отвечает интересам компании и привлекательна для потенциальных кредиторов или инвесторов.

Важнейшая задача финансового менеджера привлечь капитал и профинансировать свою компанию. В этом контексте он очень напоминает маркетолога. У него есть товар - право на будущие доходы компании, который следует выгодно продать. Клиентами финансового менеджера-маркетолога являются кредиторы и инвесторы, которые в предвкушении будущих доходов, вкладывают деньги в эту компанию. Взамен эти клиенты получают финансовую ценную бумагу, в которой фиксируются его права на будущие доходы компании.

Собираясь продавать свой товар, финансовый менеджер должен выбрать ту финансовую ценную бумагу, которая отвечает интересам компании и привлекательна для потенциальных кредиторов или инвесторов. Эффективный выбор зависит от знания финансовых инструментов и рынков капитала, где происходит купля-продажа этих бумаг. Компания-эмитент, а точнее ее финансовый менеджер, должен знать все достоинства и недостатки каждого инструмента. В данном параграфе мы рассмотрим лишь общие, но очень нужные любому финансовому менеджеру положения о финансовых инструментах и рынках, и правила выбора финансовых инструментов полезные любой компании.

У\,Оч/ЧСч<\

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

На фондовом рынке финансовый менеджер работает с тремя параметрами: первый - инвестиционные ожидания будущих доходов; второй - возможность инвестора участвовать в принятии решений; третий - право инвестора на активы компании в случае ее ликвидации.

Привлечение денег - процесс творческий. И это несмотря на то, что он жестко регулируется законодательно. В поисках финансовых инструментов, предназначенных для продажи на фондовом рынке, компания прежде всего должна опираться на свои решения. Они связаны с анализом и оценкой инвестиционной привлекательности финансовых инструментов. А это удел финансовых менеджеров и финансовых аналитико!!. Выбирая финансовый инструмент и оформляя его к продаже, финансовый менеджер работает с тремя параметрами: первый - инвестиционные ожидания будущих доходов; второй - возможность инвестора участвовать в принятии решений; третий -право инвестора на активы компании в случае ее ликвидации. Именно с позиций этих трех параметров мы и будем описывать наиболее популярные финансовые инструменты. При этом



Облигацию характеризуют три величины; номинальная стоимость, ставка купона и срок погашения.

Поспе эг(/иссии рыночная цена облигации может суицественно отличаться от ее ном1/)нальной стоимости, поскольку меняются ставки процента.

всегда необходимо помнить, что выбор конкретных финансовых инструментов определяется условиями конкретного контракта между эмитентом и покупателем-инвестором, а не общими правилами.

Облигации. Облигация, как и любое другое долговое обязательство, представляет собой ценную бумагу с фиксированным доходом. Ее обладатель получает оговоренный годовой процент и определенную сумму при наступлении срока погашения, не больше, и не меньше, если только компания не ра-юряется. Различие между облигацией и другими видами долговых обязательств, такими как коммерческий кредит, банковские займы состоит в том, что после эмиссии инвесторы могут торговать облигациями на фондовых рынках.

Облигацию характеризуют три величины: номинальная стоимость, ставка купона и срок погашения. Например, типичная облигация может иметь номинальную стоимость в 1000 руб., 9% ставку купона и срок погашения 31 декабря 2005 г. Но-мингшьная стоимость - это величина денежных средств, которые владелец получит по наступлению срока погашения облигации. Ставка купона - процент номинальной стоимости, который обещан владельцу ежегодно в качестве процентного дохода. Вышеупомянутая облигация будет приносить 90 руб. в год (9% X 1000 руб.), обычно в виде двух полугодовых платежей по 45 руб. каждый. По наступлению срока погашения компания выплатит владельцу 1000 руб. за облигацию и прекратит дальнейшие выплаты процента.

На дату эмиссии компании обычно стараются установить величину купона на новую облигацию, равную преобладающей ставке процента по другим облигациям с аналогичным сроком погашения и качеством. Это обеспечивает примерное равенство между начальной рыночной ценой облигации и ее номинальной стоимостью. После эмиссии рыночная цена облигации может существенно отличаться от ее номинальной стоимости, поскольку меняются ставки процента.

Большинство видов долговых обязательств подразумевает периодическую выплату основной суммы долга. Данная выплата известна как фонд погашения. Читатели, которые изучали слишком много бухгалтерии, знают, что фонд погашения с технической точки зрения - это сумма денег, отложенная компанией, для удовлетворения будущих обязательств. Сегодня фонд погашения это прямые выплаты кредиторам, которые снижают основную сумму долга.



Многие облигации характеризуются отложенным правом досрочного погашения, т.е. компания не может выкупить облигации, пока не пройдет определенный срок их обращения, а это обычно 5-10 лет.

Чем интересней условия досрочного погашения для компании, тем выше ставка купона по облигациям.

В зависимости от соглашения о выпуске долговых инструментов, существуют различные способы, которыми компания может удовлетворить свои обязательства в отношении фонда погашения. Она может выкупить определенное количество облигаций на фондовом рынке, или может погасить некоторое число облигаций, выплатив их владельцам номинальную стоимость. Когда у компании есть выбор, она, естественно, выкупит облигации, если рыночная цена облигаций находится ниже номинала, что происходит в любом случае, когда ставки процента повышаются после эмиссии облигаций

Право досрочного выкупа. Практически все корпоративные облигации должны содержать оговорку, дающую компании-эмитенту возможность выкупить облигации до наступления срока погашения. Например, срок погашения облигации может приходиться на 31 декабря 2001 г., но компания обладая этим правом, имеет возможность выкупить облигации до наступления срока погашения. Зачастую цена, по которой облигация досрочно выкупается, оказывается выше номинала на небольшую премию. Многие облигации характеризчтотся отложенным правом досрочного погашения, т.е. компания не может выкупить облигации, пока не пройдет определенный срок их обращения, а это обычно 5-10 лет.

Обычно компании стремятся использовать возможность досрочного погашения по двум причинам. Если падают процентные ставки, компания может оплатить существующие облигации и выпустить новые по более низким процентным ставкам. А кроме того право долгосрочного погашения обеспечивает гибкость. Если этого требуют динамичные условия рынка или новая стратегия компании, наличием права досрочно погасить облигации позволяет финансовому менеджеру перестроить структуру капитала.

На первый взгляд может показаться, что возможность досрочно гасить облигации исключительное благо компании-эмитента. Если ставки процента падают, то компания может досрочно погасить облигации и осуществить рефинансирование по более низким ставкам. Но если ставки повьшшются, то у инвесторов нет подобного выбора. Они должны либо соглашаться на низкий процент, либо продавать свсИ облигации в убыток. Однако инвесторы все понимают и, как правило, чем интересней условия досрочного погашения для компании, тем выше ставка купона по облигациям.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [ 37 ] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]