Темпы роста вовсе не нужно всемерно повышать. Прежде всего необходимо рассчитать оптимальные или устойчивые темпы роста, после чего рассмотреть варианты финансовых стратегий для двух ситуаций. Первая ситуация связана с тем, что общие стратегические цели компании требуют ускоренного (выше устойчивых темпов) развития. И вторая ситуация, прямо противоположная, когда внешние факторы вынуждают руководство принимать решения о замедленном развитии.
Давайте попытаемся формализовать взаимосвязь финансовых ресурсов компании и скорость его развития. Задача нелегкая, и, на первый взгляд, абстрактная. И тем не менее... Попробуем составить простое уравнение, сделав, правда, ряд предположений.
1. Предприятие безусловно развивается, т.е. его темпы роста больше 0.
2. Руководство ничего не хочет менять в своей финансовой политике.
Что означает:
а) структура капитала остается неизменной (т.е. брать взаймы можно, но лишь в рамках установленных пропорций и заданного уровня финансового левериджа);
б) эмиссия акций либо невозможна, либо нежелательна;
в) политика в области дивидендов стабильна, т.е. норма выплаты дивидендов или норма накопления прибыли зафиксированы и не меняются.
Мы обязательно вернемся к этим предположениям позднее и оценим их реалистичность. Сейчас же признаем, что все они достаточно типичны и свойственны политике большинства предприятий с одной лишь оговоркой: темпы роста компании при этих условиях устойчивы и не требуют радикальных финансовых решений.
Трудности в финансировании возникают лишь тогда, когда предприятие слишком быстро или слишком медленно развивается.
Что значит, слишком быстро или слишком медленно? Слишком быстро - выше устойчивых темпов роста, слишком медленно - ниже устойчивых темпов роста.
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ
у -.--чУчУчУХ-х-У Уч,/->.,\У .--.ух •Ху ~
Устойчивые темпы роста определяют скорость развития, которая может финансироваться в рамках устойчивой финансовой политики, т.е.
• либо за счет нераспределенной прибыли;
• либо за счет займов.
Устойчивые темпы роста определяют скорость развития, которая может финансироваться в рамках устойчивой финансовой политики, т.е.
• либо за счет нераспределенной прибыли (норма накопления неизменна);
• либо за счет займов (структура капитала таосе неизменна).
Замечание. Напомним, что рассуждая о скорости развития, мы по существу говорим о темпах роста объема продаж. Для роста продаж необходимо увеличение активов предприятия. В соответствии с концепцией устойчивого роста и структурой аналитического баланса это увеличение может покрываться лишь за счет роста нераспределенной прибыли и пропорционального приращения пассивов.
Вывод. Устойчивые темпы роста предприятия - это темпы роста собственного капитала предприятия, источником которого служит нераспределенная прибыль.
ФОРМУЛА УСТОЙЧИВОГО РОСТА.
Теперь введем обозначения. Пришло время.
Пусть д* - темпы устойчивого роста, тогда
Изменения в собственном капитале Собственный капитал на начало периода
Изменения в собственном капитале есть не что иное как приращение за год нераспределенной прибыли.
►
Нераспределенная прибыль
Собственный капитал на начало периода
Если R - норма накопления, т.е. процент, с помощью которого определяется часть чистой прибыли, направляемая на развитие, то
R Чистая прибыль
Собственный капитал на начало периода
Вспомним о том, что чистая прибыль на единицу собственного капитала - не что иное как его доходность, т.е. ROE, а ROE, в свою очередь, по формуле Дюпона - произведение маржи, оборачиваемости и финансового левериджа, т.е.
► ROE = Р X А X Т,
Р - маржа; А - оборачиваемость активов;
Т - финансовый леверидж.
то окончательный вид формулы:
► g* = PxRxAxT,
где Т - активы, соотнесенные с собственным капиталом на начало периода.
Теперь посмотрим на эту формулу более внимательно. Перед нами формула устойчивого роста. О чем свидетельствует полученное равенство?
Вывод 1. Устойчивые темпы роста объема продаж - произведение четырех параметров:
• маржа (Р);
• оборачиваемость активов (А);
• норма накопления (R);
• финансовый леверидж (Т).
Два параметра - маржа и оборачиваемость - представляют собой суммарные результаты операционной деятельности, а два других - норма накопления и финансовый леверидж - концентрированно отражают финансовую политику руководства компании.
Вывод 2. Темпы роста объема продаж сохраняют устойчивость, если стабильны все четыре параметра одновременно:
• маржа;
• оборачиваемость активов;
• норма накопления;
• финансовый леверидж.