назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]


20

Для использования финансовых коэффициентов при анализе и оценке их необходимо классифицировать.

С учетом того, что главное предназначение финансовых коэффициентов - это экспертная оценка и профессиональная диагностика финансового состояния, теория и практика финансового менеджмента предлагает оптимальный (ни много, ни мало!) набор коэффициентов: максимальный для оценки, с одной стороны, и минимально допустимый для комплексного анализа, с другой стороны. Количественно этот набор определяют двадцать шесть коэффициентов. Ни больше, ни меньше, утверждаем мы.

Какие коэффициенты входят в состав этого оптимального набора, спросите Вы? В ответ мы не будем перечислять их полный перечень, заставляя Вас запомнить этот перечень наизусть. Работа эта довольно бессмысленная, а для того чтобы научиться пользоваться финансовыми коэффициентами в практике анализа и оценки, начать необходимо с их классификации.

I. Коэффициенты доходности

Рассмотрим более подробно каждый из этих коэффициентов доходности.

Доходность продаж (ROS) - return on sales

Доход Продажи

Валовая прибыль Продажи

Прибыль до уплаты налогов Продажи

Чистая прибыль Продажи

Валовая прибыль

Доходность (рентабельность) продаж

Общая рентабельность (доходность) продаж

Чистая (рентабельность) Доходность продаж

Комментарий. В реальной практике финансового менеджмента используется два коэффициента доходности продаж:

Валовая доходность или валовая маржа: - данньж коэффициент иллюстрирует долю постоянных (накладных) издержек, вошедших в валовую прибыль, и применяется для расчета критической точки доходности (точки безубыточности).

Замечание. Общая доходность (прибыль до уплаты налогов на единицу продаж) в настоящее время не используется в финансовом менеджменте.



Доходность активов - базовый критерий эффективности распределения и управления ресурсами.

Чистая доходность или чистая маржа служит главным критерием оценки операционной деятельности предприятия и отражает ее эффективность.

Доходность активов (ROA- return on assets) выполняет роль совокупного критерия эффективного использования ресурсов в производстве; в то же время сегодня - это также основной критерий оценки деятельности структурных (хозяйственных) единиц предприятия.

Чтобы посмотреть на комбинированное воздействие мдржи и оборачиваемости, мы можем подсчитать доходность активов (ROA).

ДОХОДНОСТЬ АКТИВОВ = МАРЖА x ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АЮИВОВ = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПРОДАЖИ ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

ПРОДАЖИ

АКТИВЫ

АКТИВЫ

Доходность инвестиций - главный критерий оценки финансового состояния предприятия. Он устойчив к изменению структуры капитала.

Доходность активов - базовый критерий эффективности распределения и зшравления ресурсами.

Доходность инвестиций (ROI - return on juvestments) отражает эффективность вложенного капитала - отражает окупаемость инвестиций (или вложенного капитала), представляя собой отношение чистой прибыли к сумме долгосрочных займов и собственного капитала; долгое время этот финансовый коэффициент служит главным критерием оценки финансо1!ого состояния предприятия. Его преимулдсство в том, то он оказывается устойчивым к изменению структуры кагитала. Проще говоря, в случае роста заемного капитала коэффициент доходности инвестиций остается неизменным.

Доход на вложенный капитал. Чтобы обойти проблему финансового левериджа и финансовых рисков, рекомендуется подсчитывать доход на вложенный капитал ROEC (ret uri on employed capital), или иначе доход на единицу чистых активов RON А (return on net assets):

ROI = EBIT x

АНАЛОГОВАЯ СТАВКА СОВОКУПНЫЙ КАПИТАЛ

Числитель данной дроби - доходы, которые объяви, ui бы компания, если бы при леверидже, равном О, тогда кап: знаменатель - весь совокупный капитал компании. По су и де-



ла, RONA - это доходность всего капитала, вне зависимости от того, является ли он заемным или собственным.

Доходность капитала и акций (ROE & EPS). Эти показатели выполняют роль оценочных критериев, с помощью которых определяется финансовое состояние компании. На показатель ROE смотрят все: и аналитик, и кредиторы, и, прежде всего руководители и менеджеры самой компании. За динамикой EPS пристально наблюдают акционеры, уже вложившие свой капитал в акции компании, и принимающие решения: вкладывать или не вкладывать деньги в эту компанию. Ни один акционер, в том числе потенциальный, никогда не сможет признать отрицательную динамику EPS. Недаром говорят, что карьера финансовых менеджеров зависит от динамики EPS.

Эффеетивность использования ресурсов компании определяется коэффициентами оборачиваемости активов.

II. Коэффициенты оборачиваемости активов

Эта группа коэффициентов измеряет эффективность использования ресурсов компании.

В общем виде эти коэффициенты отражают взаимосвязь между одним из видов активов и показателем, с помощью которого измеряется способность финансовых и операционных менеджеров эффективно использовать средства, вложенные в эти активы, т.е. инвестиции.

Ключом к пониманию коэффициентов оборачиваемости может служить общий вид этих коэффициентов, представляющий собой актив, на который делится лучшее средство оценки его использования в производственной деятельности.

Общий вид коэффициента оборачиваемости актива:

ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АКТИВОВ

ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА АКТИВ

Для дебиторской задолженности таким лучшим средством являются продажи. И это понятно.

Чем меньше денег менеджмент вынужден «связывать» в дебжор-ской задолженности при заданном обьеме продаж, тем лучше.

Предположим, что годовой обьем продаж равен 1 млн руб., а у менеджмента в дебиторской задолженности 500,000 на конец года.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [ 20 ] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132]