Выводы
1. Специфика деятельности финансового менеджера международной корпорации, прежде всего, состоит в том, что он должен;
• использовать в своих расчетах тенденции валютного рынка, поскольку операции такой корпорации осуществляются в разных валютах. В частности, обоснования инвестиционных решений должны производиться на базе долгосрочных прогнозов валютных курсов;
• уметь пользоваться дополнительными возможностями по устранению финансовых рисков, которые возникают на международных рынках;
• структурировать финансирование своих проектов с учетом возможностей привлечения капитала за рубежом;
учитывать в своем анализе положения законодательств и политическую ситуацию в других странах.
2. При осуществлении операций на международном рынке и обосновании международных инвестиционных проектов необходимо уметь предсказывать будущую динамику обменных ставок. Для составления долгосрочных прогнозов валютных курсов часто используют теории паритета процентных ставок и паритета покупательной способности.
Теория паритета покупательной способности увязывает уровень инфляции различных валют с динамикой их курсов. Согласно этой теории, обменные ставки различных валют изменяются так, что прирост курса любой валюты 1 отражает изменение ее покупательной способности относительно покупательной способности другой валюты (валюты 2).
Согласно теории паритета процентных ставок, более высокая доходность, получаемая в одной валюте (валюте 1), должна обеспечивать сложившийся на рынке уровень доходности в другой валюте (валюте 2) и компенсировать ожидаемое падение стоимости валюты 1 по сравнению с валютой 2.
3. Международные инвестиционные проекты можно оценить двумя способами:
1) все денежные потоки проекта выражаются в иностранной валюте, а затем дисконтируются по средневзвешенной стоимости капитала, также выраженной в иностранной валюте;
2) денежные потоки проекта выражаются в рублях с учетом прогноза рублевых цен, а в качестве дисконта принимается номинальная ставка доходности (стоимость капитала) в рублях. Результат (NPV) может быть затем переведен в иностранную валюту с использованием спот-ставки рубля к доллару.
Теоретически оба метода должны дать одинаковый результат.
4. Предприятие, столкнувшееся на международном рынке с повышенным процентным или валютным риском, может избрать несколько вариантов поведения. Оно может:
• при определенных условиях проигнорировать риск;
• переложить его на партнера;
• приобрести естественный или искусственный "иммунитет" по отношению к этим видам риска, осуществив определенную стратегию на денежном рынке;
• хеджировать зти риски с помощью форвардов, фьючерсов, опционов или свопов, процентных или валютных.
; 5. Рассматривая условия страны, в которой предстоит осуществлять деятельность, международная корпорация наибольшее внимание уделяет следующим трем факторам странового риска:
• условиям налогообложения;
• возможности вывоза (репатриации) валюты;
• политический и правовой риски, свойственные данной стране.
Каждый из указанных факторов способен существенно повлиять на эффект международных инвестиционных проектов и текущих операций.
ЛОБАНОВА
Елена
Николаевна
Лобанова Елена Николаевна - декан Школы финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ, профессор Высшей школы международного бизнеса.
В 70-е годы окончила экономический факультет МГУ им М.В. Ломоносова и защитила кандидатскую диссертацию. С 1980 г. работает в АНХ при Правительстве РФ. В 1992 г. завершила обучение в Гарвардской школе бизнеса (США, программа «СЕЕТР»), в 1993 г. прошла специализированное обучение в Уортонской школе бизнеса (США, Университет Пенсильвании, «Эккаун-тинг и финансовый менеджмент»). С 1994 г. по 1998 г. ежегодно проходила специализированное обучение по финансовому управлению в Кембриджском Университете (Институт менеджмента), Немецкой Академии менеджмента. Школе бизнеса ESERP Университета Барселона, Международном торгово-финансовом Институте Швейцарии.
Е. Н. Лобанова - научный руководитель и ведущий преподаватель учебного модуля "Управление финансами "; эксперт Международной организации экономического развития (OECD); участник консультационных проектов по управлению финансами российских предприятий. Е. Н. Лобанова является автором целого ряда методических пособий, конкретных аналитических ситуаций (кейсов); статей в отечественных и зарубежных журналах по проблемам стратегического финансового планирования, долевой экономики, финансированию госзаказов, цикличности экономического развития. Руководит авторским коллективом учебного модуля «Управление финансами» (1999 г.), работает научным редактором переводных изданий, среди кото-рых «Финансы. Мастерство» (1998 г.), «Факторы стоимости» (2000 г.).
Е. Н. Лобанова специализируется по следующему основному направлению: управленческие финансы, направление в котором органично сочетаются менеджмент и финансы корпорации.