Доля в доходе. Наша модель также предполагает, что приток иммигрантов увеличит доходы предприятий или капиталистов в США и уменьшит их в Мексике. Мы только что отмечали, что объем ВВП США до иммифации был равен ОаЬс. Общий фонд заработной платы (ставки заработной платы, умноженные на число работников) составлял OWJ}c. Оставшийся треугольник Wab представляет собой доход бизнеса, или капиталистов. Такие же рассуждения применимы и к Мексике.
Наш анализ показывает, что беспрепятственная иммиграция увеличит доходы бизнеса в США с РК„а6 до Wfid, а в Мексике уменьшит с W„B до WD. Бизнес в США выиграет от иммиграции, а мексиканскому бизнесу эмиграция нанесет ущерб. Мы интуитивно этого и ожидали: США получает «дешевую» рабочую силу, а Мексика ее теряет. Этот вывод совпадает с историческим фактом: американские предприниматели нередко очень активно нанимали иммигрантов.
Усложнения и модификации
Наша модель содержит ряд упрощающих допущений и в то же время не учитывает некоторые важные детали. Поэтому давайте освободимся от некоторых допущений, введем дополнительные факторы и посмотрим, как они повлияют на наши выводы.
1. Издержки миграции. Международный перелив рабочей силы влечет за собой определенные затраты, причем не только явные или непосредственные - на переезд и перевозку вещей в другое место, - но и скрытые издержки, связанные с утратой дохода во время переезда и устройства в принимающей стране. Еще более трудноуловимые издержки связаны с адаптацией к новой культуре, языку, климату и тд. Потенциальный иммигрант должен взвесить все издержки и сравнить их с ожидаемыми выгодами, которые принесет более высокая зарплата в принимающей стране. Если выгоды превышают издержки, тогда эмифировать стоит Если издержки превышают выгоды, то эмифировать не следует
Для схемы, показанной на рис. 36-4, наличие издержек мифации означает, что перелив рабочей силы из Мексики в США не достигнет того уровня, при котором произойдет уравнивание заработной платы. Зарплата в США останется более высокой, чем в Мексике. Более того, выигрыш от эмиграции для всего мира уменьшится.
2. Денежные переводы и обратные потоки. Многие эмигранты считают свой переезд временным. Они хотят переехать в более богатую страну, накопить определенную сумму благодаря упорному труду и бережливости, вернуться домой и открыть собственное дело. Пока эмигранты находятся в принимающей сфане, они часто делают крупные денежные
переводы своим семьям, оставшимся на родине. Это приводит к перераспределению чистой выгоды от миграции между принимающей и отправляющей странами. Денежные переводы мексиканцев, работающих в США, приведут к тому, что прирост объема американского ВВП и потери мексиканского ВВП будут меньше, чем показано на рис. 36-4.
Текущие обратные потоки, то есть возвращение эмигрантов на родину, с течением времени тоже могут изменить соотношение выгод и потерь. Например, если мексиканские рабочие, эмифировавшие в США, приобретут высокую квалификацию или опыт в области управления, а потом возвратятся домой, их возросший человеческий капитал может внести существенный вклад в экономическое развитие Мексики. Однако опыт показывает, что эмифанты, которые приобретают квалификацию в принимающей Сфане, не стремятся возвращаться домой. Фактически в 60-е годы США больше других стран выифали от «утечки мозгов», так как специалисты и высококвалифицированные рабочие покидали Западную Европу и другие Сфаны, привлеченные более высокой зарплатой и более благоприятными возможностями для получения работы в США.
3. Полная занятость против безработицы. Наша модель предполагает полную занятость как в принимающей, так и в отправляющей сфане. Мексиканские рабочие бросают низкооплачиваемую работу и почти сразу получают более высокооплачиваемую работу в США. Однако во многих случаях не низкая зарплата «выталкивает» эмифзнтов с родины, а хроническая безработица или неполная занятость. Для многих наименее развитых Сфзн характерны перенаселение и избыток рабочей силы; рабочие либо остаются без работы, либо настолько мало заняты, что объем их предельного продукта в денежной форме равен нулю.
Признание этого обстоятельства оказывает влияние на наши рассуждения о прибылях и убытках. Точнее говоря, Мексика выиграет (а не проифает!) от эмиграции своих безработных, потому что они не вносят никакого вклада в национальный продукт Мексики и живут на трансфертные платежи за счет других рабочих. Благосостояние остальных мексиканских рабочих увеличится на сумму трансфертных платежей, если безработные эмигрируют в США. Напротив, если мексиканские рабочие-иммифанты не смогут найти работу в США и будут получать средства к существованию в виде фансфертных платежей за счет работающих американцев, то реальные доходы коренных жителей США снизятся.
4. Фискальные аспекты. Какое влияние оказывают иммигранты на налоговые поступления и государственные расходы принимающей страны? Получают ли они государственную помощь и истощают национальную казну? Или, напротив, они вносят в нее чистый вклад?
Опыт подсказывает, что иммигранты реже получают государственную помощь, чем коренное население. Как правило, в США приезжают молодые холостые мужчины, уже получивщие довольно хорошее общее и специальное образование. Поэтому они сразу могут начать работать. Кроме того, нелегальные иммигранты вообще стараются не прибегать к государственной помощи, опасаясь, что их обнаружат и депортируют.
Однако по данным последних исследований, с конца 70-х годов ситуация резко изменилась и теперь иммигранты пользуются государственной помощью в процентном отнощении больше, чем коренное население. Главную роль в таком повороте событий сыфало изменение структуры потоков иммигрантов, в которых стало меньше квалифицированных рабочих из Европы и больше неквалифицированных рабочих из Азии и Латинской Америки. Вероятно, щедрая благотворительная система привлекает в США неквалифицированных рабочих из некоторых очень бедных стран мира. Кроме того, иммифанты (часто с поддельными документами) теперь лучше информированы о том, как пользоваться американской благотворительной системой. Поэтому в 1992 г. они составляли 11% получателей пособий по Дополнительной профамме социального обеспечения (SSI) по сравнению всего лишь с 3,3% в 1982 г. Достаточно спорное Предложение 187, принятое в штате Калифорния в 1994 п, лишает нелегальных иммигрантов права на государственную помощь и государственное образование. (Ключевой вопрос П.)
Кратов повторение 36-4
4- В настоящее время в США ежегодно разрешается въезжать 700 тыс. иммигрантов, причем предпочтение отдается способным перспективным рабочим, имеющим специальное образование и прошедшим курс профессионального обучения.
4- Увеличение ВВП, снижение среднего уровня заработной платы и увеличение доходов компаний -вот что приобретает страна, принимающая иммигрантов. Для отправляющей страны последствия имеют противоположный характер.
4- Экономические последствия иммиграции осложняются такими факторами, как издержки миграции, денежные переводы, обратные потоки иммигрантов, уровень занятости и фискальные проблемы.
Две точки зрения на иммиграцию
В традиционном представлении иммигранты - это молодые, честолюбивые работники, которые собираются использовать благоприятные возможности в США. Они «обречены» на успех, потому что обладают мужеством и решительностью, которые проявились в их готовности порвать с прошлым и улучшить свою жизнь. Своим трудом эти энергичные работники увеличивают предложение товаров и услуг, но в то же время повышают и спрос на товары и услуги, тратя на них свои доходы. Развивается некий благоприятный цикл, который приносит пользу не только иммифантам, но и экономике в целом. Короче говоря, иммиграция - это двигатель професса.
Противоположная точка зрения сводится к тому что иммифация является обузой для принимающей страны. Иммигранты конкурируют с коренными жителями на рынке редких видов работ; снижают средний уровень реальной заработной платы и пополняют списки на получение государственных пособий за счет налогоплательщиков. Кроме того, современные высокие уровни легальной и нелегальной иммиграции подрывают представление о США как о стране, где ассимилируются все иммигранты. Разношерстность недавно приехавших иммифантов якобы уфожает сплоченности США, порождает социальные и расовые конфликты и бросает вызов американской культуре и образу жизни.
РЕЗЮМЕ
1. До 1930-х годов профсоюзное движение развивалось медленно и неравномерно из-за враждебности судов и предпринимателей.
2. С 1886 т. до организации КПП в 1936 т. американское рабочее движение возглавляла АФТ. Ее теоретические постулаты по сути совпадали с позицией Сэмюеля Гомперса, который поддерживал экономический тред-юнионизм, политический нейтралитет и автономию профсоюзов.
3. Профсоюзы стали быстро развиваться в 30-е и 40-е годы. Переход к производственным профсоюзам, начавшийся с образования КПП в 1936 п, был важным фактором этого развития. Такое же важное значение имели законы в защиту трудящихся, которые были приняты федеральным правительством в 30-х годах.
4. Закон Норриса-Лагардиа 1932 г. отменил «желтые обязательства» и резко Офаничил исполь-
Краткое повторение 36-4
4- В настоящее время в США ежегодно разрешается въезжать 700 тыс. иммигрантов, причем предпочтение отдается способным перспективным рабочим, имеющим специальное образование и прошедшим курс профессионального обучения.
•♦ Увеличение ВВП, снижение среднего уровня заработной платы и увеличение доходов компаний -вот что приобретает страна, принимающая иммигрантов. Для отправляющей страны последствия имеют противоположный характер.
4 Экономические последствия иммиграции осложняются такими факторами, как издержки миграции, денежные переводы, обратные потоки иммигрантов, уровень занятости и фискальные проблемы.
Две точки зрения на иммиграцию
В традиционном представлении иммигранты - это молодые, честолюбивые работники, которые собираются использовать благоприятные возможности в США. Они «обречены» на успех, потому что обладают мужеством и решительностью, которые проявились в их готовности порвать с прошлым и улучшить свою жизнь. Своим трудом эти энергичные работники увеличивают предложение товаров и услуг, но в то же время повышают и спрос на товары и услуги, тратя на них свои доходы. Развивается некий благоприятный цикл, который приносит пользу не только иммифантам, но и экономике в целом. Короче говоря, иммиграция - это двигатель прогресса.
Противоположная точка зрения сводится к тому, что иммифация является обузой для принимающей страны. Иммигранты конкурируют с коренными жителями на рынке редких видов работ; снижают средний уровень реальной заработной платы и пополняют списки на получение государственных пособий за счет налогоплательщиков. Кроме того, современные высокие уровни легальной и нелегальной иммиграции подрывают представление о США как о стране, где ассимилируются все иммигранты. Разношерстность недавно приехавших иммифантов якобы уфожает сплоченности США, порождает социальные и расовые конфликты и бросает вызов американской культуре и образу жизни.
РЕЗЮМЕ
1. До 1930-х годов профсоюзное движение развивалось медленно и неравномерно из-за враждебности судов и предпринимателей.
2. С 1886 г до организации КПП в 1936 г американское рабочее движение возглавляла АФТ Ее теоретические постулаты по сути совпадали с позицией Сэмюеля Гомперса, который поддерживал экономический тред-юнионизм, политический нейтралитет и автономию профсоюзов.
3. Профсоюзы стали быстро развиваться в 30-е и 40-е годы. Переход к производственным профсоюзам, начавшийся с образования КПП в 1936 г, был важным фактором этого развития. Такое же важное значение имели законы в защиту трудящихся, которые были приняты федеральным правительством в 30-х годах.
4. Закон Норриса-Лагардиа 1932 г отменил «желтые обязательства» и резко офаничил исполь-
Опыт подсказывает, что иммигранты реже получают государственную помощь, чем коренное население. Как правило, в США приезжают молодые холостые мужчины, уже получивщие довольно хорошее общее и специальное образование. Поэтому они сразу могут начать работать. Кроме того, нелегальные иммигранты вообще стараются не прибегать к государственной помощи, опасаясь, что их обнаружат и депортируют.
Однако по данным последних исследований, с конца 70-х годов ситуация резко изменилась и теперь иммигранты пользуются государственной помощью в процентном отнощении больше, чем коренное население. П1авную роль в таком повороте событий сыфало изменение структуры потоков иммигрантов, в которых стало меньше квалифицированных рабочих из Европы и больше неквалифицированных рабочих из Азии и Латинской Америки. Вероятно, щедрая благотворительная система привлекает в США неквалифицированных рабочих из некоторых очень бедных стран мира. Кроме того, иммифанты (часто с поддельными документами) теперь лучше информированы о том, как пользоваться американской благотворительной системой. Поэтому в 1992 г они составляли 11% получателей пособий по Дополнительной профамме социального обеспечения (SSI) по сравнению всего лишь с 3,3% в 1982 г Достаточно спорное Предложение 187, принятое в штате Калифорния в 1994 г, лишает нелегальных иммигрантов права на государственную помощь и государственное образование. (Ключевой вопрос 11.)