назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [ 98 ] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


98

Дополнения

Следует добавить еще два важных соображения по поводу проблемы дискриминации.

Доктрина сравнимой ценности. Первое соображение относится к государственной политике. Реальность всепроникающей профессиональной сегрегации породила спорную проблему сравнимой ценности. Закон о равной оплате труда 1963 п, предписывающий нанимателям платить за одинаковую работу одинаковую зарплату мужчинам и женщинам, не оказал никакой помощи многим женщинам, потому что профессиональная сегрегация ограничивала им доступ к тем видам работ, которые выполняли мужчины. Суть доктрины сравнимой ценности состоит в том, что женщины, работающие секретарями, медсестрами, конторскими служащими, должны получать такую же зарплату, как мужчины - водители грузовиков или.строительные рабочие, если уровень их квалификации, напряженность труда и ответственность на этих несопоставимых рабочих местах окажутся одинаковыми.

Хотя идея сравнимой ценности выглядит чрезвычайно привлекательно, она вызывает ряд серьезных возражений. Во-первых, любое сравнение различных видов работы с точки зрения их относительной ценности обязательно имеет субъективный, а следовательно, и произвольный характер, что открывает простор для бесконечных споров и судебных дел. Во-вторых, установление ставок заработной платы бюрократическим или административным путем, а не в соответствии с предложением и спросом не может быть эффективным в течение длительного времени. Это значит, что возникнет недостаток или избыток рабочей силы, зависящий от той степени, в какой расчетная ценность данного вида работы отклоняется от ее рыночной или равновесной стоимости. Более того, не может ли случиться так, что повыщение зарплаты женщинам привлечет еще большее их число в традиционно «женские профессии» и тем самым расширит рамки профессиональной сегрегации?

Недискрнмннацнонные факторы. Не все различия в средних доходах белых и чернокожих, а также мужчин и женщин объясняются исключительно дискриминацией. Больщинство исследователей утверждает, например, что различия в заработках мужчин и женщин частично зависят от других факторов, не имеющих дискриминационного характера. Например, на протяжении всей истории цикл трудовой жизни замужних женщин, имеюших детей, состоял из периода непрерывной работы до рождения первого ребенка, периода продолжительностью от 5 до 10 лет, когда женщина не работала или работала неполный рабочий день в связи с рождением ре-

бенка и уходом за ним, и наступавшего потом более длительного периода работы. В результате замужние женщины в среднем накапливают гораздо меньше трудового опыта, чем мужчины той же возрастной группы. Следовательно, в среднем производительность труда женщин объективно ниже, и поэтому они получают более низкую среднюю заработную плату

Более того, из-за семейных уз женщины гораздо менее склонны переезжать с места на место в поисках работы, чем мужчины. Действительно, замужняя женщина может отказаться от хорошей работы и уехать с мужем в какое-то другое место, где он нашел работу А для некоторых замужних женщин важнее не работа по специальности, а ее местоположение и скользящий график работы. Женщины могут намеренно концентрироваться в таких видах деятельности, как уход за больными или преподавание в начальной школе, потому что эти профессии предоставляют больше возможностей для продуктивной работы дома. Наконец, за последние несколько десятилетий рабочая сила пополнялась в большей степени за счет женщин, чем за счет мужчин. Значительный рост предложения женской рабочей силы послужил помехой для повыщения средней заработной платы женщин.

Все это означает, что разница между заработками женщин и мужчин частично зависит и от факторов, не имеющих отношения к дискриминации по признаку пола. Это также означает, что в будущем разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами будет сужаться, потому что теперь больше женщин учится в колледжах, они не бросают работу в фер-тильном возрасте и стремятся получить более высокооплачиваемую работу по специальности.

Краткое повторение 36-3

Дискриминация может проявляться в: а] различной оплате труда работников с одинаковой квалификацией; б) более высоких уровнях безработицы среди представителей национальных меньшинств; в) более низком уровне образования и профессиональной подготовки среди женщин и национальных меньшинств; г) концентрации национальных меньшинств и женщин в ограниченном круге профессий.

•♦• Модель переполнения показывает, как: а) мужчины могут увеличить свою зарплату за счет женщин; б) профессиональная сегрегация приводит к уменьшению ВВП.

•♦• Доктрина сравнимой ценности означает, что женщины в одной профессии должны получать такую же зарплату, как мужчины в другой, если уровни их квалификации, напряженность труда, ответственность и условия работы оказываются одинаковыми.



ИММИГРАЦИЯ

Проблема иммиграции долгое время была окутана пеленой споров и непонимания. Большему или меньшему количеству людей следует позволять переселяться в США? Как разрешить общеизвестную проблему нелегальных мигрантов? Давайте попытаемся пролить немного света на эту проблему Для этого: 1) кратко рассмотрим историю иммиграции в США и иммиграционную политику; 2) представим схематично модель экономических последствий иммифации; 3) дополним эту простую модель соображениями, касающимися менее ярко выраженных издержек и выгод, связанных с международной мифацией рабочей силы.

История и политика

В течение первых 140 лет истории США как независимого государства иммифация была фактически беспрепятственной. Вряд ли есть сомнения в том, что большой приток иносфанных рабочих в страну где не хватало рабочей силы, был существенным вкладом в развитие американской экономики. Но офомный поток иммифантов в течение четверти века до начала первой мировой войны резко сократился из-за самой войны, а также в силу ряда принятых в 1920-х годах законов, офаничивающих иммифацию. Однако после второй мировой войны были сняты иммифационные офаничения, и ежегодный приток легальных иммигрантов составлял примерно 250 тыс. человек в 50-е годы, 320 тыс. -в 60-е годы, более 500 тыс. - в 70-е и 600 тыс. в 80-х годах. В абсолютном выражении 80-е годы, когда в США приехали 7,3 млн человек, были вторым десятилетием самой большой иммиграции в истории страны. Около /з прироста населения приходится иа долю иммифантов.

Однако эти данные неточны, потому что не учитывают нелегальных иммигрантов. По оценкам Бюро переписи, в 80-е годы чистый приток нелегальных иммифантов составлял ежегодно около 200 тыс. человек, больщинство из которых приехали из Мексики, стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Поэтому в 80-е годы довольно часто общее число иммифантов (легальных и нелегальных) превышало 750 тыс. человек в год. В 90-е годы эта цифра доходила до более 1 млн человек в год.

Несмофя на ежегодный большой приток нелегальных иммигрантов, их общее число в США составляет всего около 3-4 млн человек. Многие из них приехали в США примерно на год, чтобы заработать «кругленькую сумму», а потом вернуться на родину

Озабоченность общества проблемами нелегальной иммифации отразилась в Законе об иммигра-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 36-2

Распределение иммигрентоа в США по странам

Более половины всех иммигрантов, приехавших в США в 1992 г., родились в семи странах, перечисленных ниже.

Число иммигрантов (в тыс. человек) О 50 100 150 200 250

Мексика Вьетнам Филиппины Китай СССР (бывший) Доминиканская Республика Индия

Источник: Statistical Abstract of the United States, 1994.

ЦИОННОЙ реформе и иммиграционном контроле (IRCA), который больше известен как закон Симп-сона-Родино 1986 г Этот закон предоставил амнистию и легальный статус не имеющим соответствующих документов лицам, живущим в Соединенных Штатах с 1982 г В то же время по этому закону работодателям запрещалось брать на работу людей, не имеющих документов. Смысл таких санкций против работодателей заключался в том, чтобы сократить или вообще ликвидировать спрос на нелегальных рабочих и тем самым уменьшить стимулы для въезда в США. Но нелегалы обходили закон, приобретали фальшивые документы, и в результате пришлось признать, что прекратить приток нелегальных иммигрантов не удалось.

По действующему законодательству ежегодно в страну имеют право приезжать 700 тыс. человек. В законе устанавливается, что для воссоединения семей фажданам США разрешается принимать прямых родственников - мужа, жену, детей и родителей. Кроме того, значительно увеличивается число виз, выдаваемых высококвалифицированным специалистам, таким, как научные работники, инженеры и т.п. К тому же 10 тыс. виз предназначаются «богатым» иммифантам, готовым вложить по меньшей мере 1 млн дол. в экономику США. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается иммифантам, которые могут сделать значительный вклад в развитие американской экономики.



Количество труда (в млн человек) а) США

Рисунок 36-4. Простая экономическая схема иммиграции

Количество труда(в млн человек) б) Мексика

Миграция рабочей силы в США, страну с высокими доходами, из Мексики, где доходы находятся на низком уровне, увеличит объем ВВП и доходы лредпринимателей, а также снизит средний уровень заработной платы в США. В Мексике это приведет к противоположным результатам. Прирост обьема американского ВВП cbdf превысит потери обьема мексиканского ВВП FDBC, следовательно, чистый прирост мирового обьема производства увеличится.

Экономические аспекты иммигроции

Можно получить необходимое представление об экономических последствиях иммифации, используя несколько измененный вариант модели переполнения, относящейся к дискриминации женщин (см. рис. 36-3). Спрос на рабочую силу в США обозначен как D„ на рис. 36-4а, а спрос на рабочую силу в Мексике - как D„, на рис. 36-46. В США спрос на рабочую силу выше, вероятно, благодаря большему объему капитального оборудования и более передовым технологиям, которые способствуют повышению производительности труда. (Вспомним из гл. 27, что кривая спроса на рабочую силу основана на данных о предельном продукте рабочей силы в денежной форме.) В то же время предположим, что в Мексике не хватает машин и оборудования и технологии не такие сложные, отсюда - и низкий спрос на рабочую силу Предположим также, что до миграции численность рабочей силы в США и Мексике составляла Ос и ОС соответственно и что в обеих странах существует полная занятость.

Ставки заработной платы н мировой объем производства. Далее, если мы также допустим, что: 1) мифа-ция не влечет за собой никаких издержек; 2) единственной причиной мифации является разница в заработной плате; 3) ни в той, ни в другой стране законы не препятствуют мифации, - то рабочие из Мексики будут эмифировать в США до тех пор, пока заработная плата в двух странах не установится на одинаковом уровне W. В таком случае FC (= fc)

миллионов рабочих эмифируют из Мексики в США до того, как установится равновесие. Заметим, что хотя в США средний уровень заработной платы упадет с до но объем ВВП (сумма объемов предельного продукта в денежной форме, созданного рабочей силой) увеличится с Оавс до Oadf. В Мексике средний уровень зарплаты повысится с W„ до W„ но объем ВВП уменьшится с ОАВС т OADF. Признавая, что прирост ВВП cbdf в США превышает потери FDBC в Мексике, можно сделать вывод, что реальный объем производства во всем мире увеличился.

Точно так же, как устранение дискриминационных барьеров по расовому и половому признакам увеличивает эффективность экономики в пределах одной страны, устранение законодательных барьеров для международного перелива рабочей силы повышает эффективность экономики во всем мире. Весь мир выигрывает просто потому что свобода миграции позволяет людям переехать в ту страну где они могут внести более весомый вклад в мировое производство. Повторяем: миграция дает прирост эффективности экономики. Она позволяет всему миру произвести больший объем продукции при том же объеме ресурсов.

= Что произойдет с фондом заработной платы (ставки заработной платы, умноженные на число работников) в каждой из зтих стран, зависит от эластичности спроса на рабочую силу. Если в США спрос на рабочую силу эластичен в диапазоне зарплаты 1Л/„1Л4, то абсолютный объем фонда зарплаты увеличится. Напротив, если спрос на рабочую силу нвзластичен в диапазоне зарплаты WJW, то абсолютный фонд зарплаты уменьшится. Такая же зависимость общих доходов (заработков) от эластичности спроса на рабочую силу существует и в Мексике.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [ 98 ] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]