назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


86

средств при современной системе поддержания уровня дохода в США?

7. Как следует распределять национальный доход между членами общества: в соответствии с их вкладом в производство этого дохода или в зависимости от их нужд? Общество должно пытаться уравнять доходы или экономические возможности? Тождественны ли понятия «справедливость» и «равенство» при распределении дохода? В какой степени справедливо неравенство доходов, если оно вообще может быть справехщивым?

8. Проведите подробный анализ следующего утверждения: «Не нужно выбирать между равенством и эффективностью. Эффективная экономика с таким распределением дохода, которое многие считают несправедливым, может привести к тому что те, кто получает низкие доходы, потеряют всякую надежду и перестанут к чему-либо стремиться. Следовательно, эффективность экономики будет подорвана. Более справедливое распределение доходов может привести к более высокому уровню средней производительности и тем самым увеличить эффективность экономики. Если люди знают, что они играют в честную экономическую игру и эта уверенность побуждает их лучще работать, то экономика со справедливым распределением доходов может быть также и эффективной».

9. Прокомментируйте или объясните следующие утверждения:

а. «Если всех наделить одинаковыми доходами, это, конечно, вызовет вовсе не одинаковые чувства радости и удовлетворения».

План № 1

План № 2

План № 3

Заработанный Субсидия [NIT] Совокупный Заработанный Субсиру1я (NITj Совокупный дот (в доп.] (в доп.] доход [в доп.] доход [в дол.] [в дол.] доход [в дол.]

Заработанный Субсидия [NIT] Совокупный доход (в дол.] (в дол.] доход (в дол.]

2000 4000 6000

4000 3000 2000 1000

4000 5000 6000 7000

4 ООО 8 ООО 12 ООО

4000 3000 2000 1000

4 000 7 ООО 10 000 13 ООО

4 ООО 8 ООО 12 ООО

8000 6000 4000 2000

8 ООО 10 000 12 ООО 14 ООО

б. «Равенство - это высшее благо; чем богаче мы становимся, тем больше равенства мы можем себе позволить».

в. «Толпа бросается за хлебом и, чтобы получить его, обычно ломает пекарни».

г «В благотворительной системе мы придерживаемся нелепой точки зрения: работа по найму и получение помощи взаимно исключаются».

д. «В конечном счете некоторые свободы могут быть важнее в долгосрочном плане, чем свобода каждого человека от нужды».

12. «Отец ребенка обязан содержать его, независимо от того, женат ли он на его матери. Кроме того, трудоспособная мать-одиночка обязана работать, чтобы содержать своего ребенка». Вы с этим согласны? Как включить эти «принципы» в благотворительную профамму? Какие проблемы могут возникнуть при воплощении такой программы в реальной жизни?

13. («Последний штрих».) Какие способы использует правительство для субсидирования лиц с высокими доходами? Приведите примеры каждого из этих способов.

SchotterA. Free Market Economics. New York: St. Martins Press, 1985. P. 30-31.

е. «Капитализм и демократия, действительно, образуют самое невероятное сочетание. Может быть, поэтому они нуждаются друг в друге, чтобы внести некое рациональное зерно в понятие равенства и некую человечность в понятие эффективности».

ж. «Попытки добиться более равного распределения доходов создают мотивы, которые вступают в противоречие с факторами, стимулирующими увеличение самого дохода».

10. В чем заключаются существенные различия между программами социального страхования и государственной помощи? Каковы основные критические высказывания по поводу нащей нынешней системы поддержания уровня доходов?

И. Ключевой вопрос. В приведенной ниже таблице показаны три плана отрицательного подоходного налога.

а. Определите для каждого плана размер основного пособия, процент сокращения пособий и доход, целиком используемый на покрытие потребительских нужд.

б. Какой план самый дорогостоящий? Самый дешевый? Какой план больше всего способствует уменьшению бедности? Какой меньше всего? Какой план больше всего ослабляет стимулы к трудовой деятельности? Какой меньше всего?

в. Используйте свои ответы на вопрос пункта б и прокомментируйте следующее утверждение: «Дилемма отрицательного подоходного налога состоит в следующем: нельзя, с одной стороны, поднять семьи выше уровня бедности и, с другой, одновременно сохранить стимулы к трудовой деятельности и свести к минимуму стоимость программы».



ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Гедко можно прочитать газету или посмотреть телевизионные новости и не увидеть репортажа о том, что американские затраты на здравоохранение стремительно растут; не узнать о серьезно больных людях или инвалидах, не имеющих медицинской страховки, о государственных программах страхования, истощающих федеральный бюджет и бюджеты штатов. В этих историях приводятся также сообщения о спорах между нанимателями и работниками по поводу того, кто должен нести затраты по страхованию здоровья. Основной причиной забастовок в последние годы были разногласия по поводу медицинского страхования и того, кто должен нести эти расходы. Существуют даже компании, нарушающие обещания обеспечить медицинское страхование пенсионеров. Более того, возникли сложные этические проблемы, касающиеся «особой» заботы о тяжело- и неизлечимо больных. Необходимость некоторой формы национального медицинского страхования стала центральной темой дебатов в Конгрессе США.

В этой главе мы: I) рассмотрим экономические аспекты американского здравоохранения; 2) используем структуру спроса и предложения для объяснения быстрого роста издержек на охрану здоровья; 3) обсудим некоторые пути реформирования системы здравоохранения.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ -ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

Границы отрасли здравоохранения очертить не так просто. Что же затрудняет определение ее границ? По мнению экономистов, непосредственно разрабатывающих государственную политику, здравоохранение включает:

«...услуги, предоставляемые в больницах, домах для престарелых, лабораториях, в приемных врачей и дантистов. Сюда также относится производство лекарств, искусственных органов и конечнос-

тей, очков, услуги нетрадиционной медицины. Однако многие товары и услуги, которые могут сильно влиять на расходы непосредственно в здравоохранении, например фитнесс-клубы и специальное питание, обычно не включаются в отрасль.

В американском здравоохранении занято около 9 млн человек, включая более 600 тыс. врачей; в автомобильной промышленности, для сравнения, занято около 800 тыс. человек. Больничные услуги предоставляют 6500 больниц, содержащих более 1 млн коек. Половина этих больниц - частные, некоммерческие организации, около 30% управляются федеральным и муниципальными пра-



Бительствами и правительствами штатов, а остальные являются частными коммерческими организациями».

ДВОЙНАЯ ПРОБЛЕМА: ИЗДЕРЖКИ И ДОСТУПНОСТЬ

в американском здравоохранении часто обсуждаются сразу две проблемы. С одной стороны, расходы на здравоохранение высоки и быстро растут. С другой стороны, многие американцы или не имеют доступа, или имеют весьма ограниченный доступ к системе лечения. Чтобы улучшить здравоохранение, нужно контролировать издержки и сделать систему более доступной.

Эти две проблемы взаимосвязаны в том смысле, что резкое повышение затрат на здравоохранение приводит к тому, что сохранение здоровья становится не по карману значительной части населения. Существуют доказательства того, что в США развивается двойная система здравоохранения. Те, кто имеет страховку или другие финансовые ресурсы, получают самое лучшее в мире медицинское обслуживание. Но все большее число людей не получают даже основного лечения из-за неспособности его оплатить.

ПОВЫШЕНИЕ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Мы много слышим о кризисе здравоохранения - о резком возрастании расходов на него.

Направления роста расходов

Расходы и издержки на здравоохранение в США выросли: 1) в абсолютном выражении; 2) как доля валового внутреннего продукта; 3) на душу населения.

1. Совокупные расходы. За последнее время суммарные расходы на здравоохранение возрастали на 70- 80 млрд дол. в год. В абсолютном выражении совокупные расходы на здравоохранение увеличились с 666 млрд дол. в 1990 т. до более 800 млрд дол. в 1992 г и возрастут до почти 1,7 трлн дол. к 2000 п В среднем увеличение расходов составляет 9,6% в год.

Рис. 35-1а показывает основные направления расходов на здравоохранение, а рис. 35-16 - источники их финансирования. На первом рисунке мы видим, что из каждого доллара, потраченного на здравоохранение, 37 центов приходится на больницы, в то время как на услуги врачей и другие услуги (лечение зубов, глаз и посещения на дому) приходится 19 и 24 цента соответственно.

Economic Report of the President, 1993. P. 121.

Три четверти расходов на здравоохранение финансируются за счет страхования. Государственное страхование (Medicaid, Medicare и страхование, которое государство предоставляет ветеранам, военным и гражданским государственным служащим) является источником 43 центов из каждого потраченного доллара. Частное страхование приносит еще 33 цента, то есть государственное и частное страхование совместно обеспечивают 76 центов из каждого потраченного доллара. Остальные 24 цента идут непосредственно из карманов потребителей, обычно в виде вычетов по системе страхования, когда застрахованный вносит первые 250 или 500 дол. ежегодно на здравоохранение до того, как начнет действовать страховка или будут внесены совместные платежи, то есть когда застрахованный вносит, скажем, 20% всех затрат на здравоохранение, а страховая компания платит остальные 80%.

Вспомним, что Medicare - это федеральная программа страхования расходов на здравоохранение, она доступна инвалидам и лицам, получающим пособия социального страхования. Она состоит из программы больничного страхования, которая после вычетов по системе страхования в размере 696 дол. (в 1994 г) покрывает все разумные издержки за первые 60 дней больничного обслуживания на «период действия пособия» и часть (определенную долю) издержек - за некоторое число дополнительных дней. Обеспечивается также покрытие издержек на послебольничный, или домашний, уход, посещения на дому и уход в доме для престарелых за неизлечимо больными. Участие в программе медицинского страхования Medicare (услуги врача, лабораторные и другие диагностические анализы и услуги для приходящих пациентов) являются добровольными, но сама программа субсидируется правительством. Ежемесячные выплаты участвующих в программе составляют 41,10 дол. (1994 г) и покрывают только около Д издержек на предоставляемые услуги.

Программа Medicaid обеспечивает оплату медицинских услуг определенной категории лиц, имеющих низкие доходы, включая пожилых, слепых, инвалидов, детей и взрослых с детьми на иждивении. Те, кто пользуется медицинским страхованием по Программе помощи семьям с детьми-иждивенцами или Программе дополнительной помощи малоимущим (см. гл. 34), автоматически получают помощь по программе Medicaid. Тем не менее программа Medicaid оплачивает расходы на медицинское обслуживание менее чем половине граждан США, живущих за чертой бедности. Издержки по программе Medicaid берут на себя федеральное правительство и органы штатов. В среднем штаты финансируют 43%, а федеральное правительство - 57% из каждого доллара по программе Medicaid.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [ 86 ] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]