назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [ 7 ] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


7

522 ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Микроэкономике товарных рынков

больше продукта по более высокой цене, поскольку вследствие расширения отрасли повысились ее средние общие издержки, а в долгосрочном периоде цена продукта должна покрывать эти издержки. Увеличение объема производства произойдет при более высокой цене, или, если пользоваться специальной терминологией, кривая отраслевого предложения отрасли с возрастающими издержками является восходящей. В отличие от ситуации, когда производство 90 тыс., или 100 тыс., или ПО тыс. единиц продукта достижимо при той же самой цене 50 дол., в отрасли с возрастающими издержками 90 тыс. единиц могли бы быть получены по цене 45 дол., 100 тыс. - 50 дол., а ПО тыс. единиц - по цене 55 дол. Более высокая цена требуется, чтобы стимулировать увеличение производства, поскольку по мере расширения отрасли удельные издержки растут.

Графически это показано на рис. 23-11. Первоначальный рыночный спрос, отраслевое производство и цена составляют Z),, (100 тыс. ед.) и Р, (50 дол.) соответственно. Увеличение спроса до Dj. нарушает это равновесие и ведет к возникновению экономических прибылей. По мере вступления в отрасль новых фирм: 1) растет отраслевое предложение, подталкивая цену продукта вниз до минимальной величины средних общих издержек; 2) повышаются цены ресурсов, вызывая рост средних общих издержек производства. Вследствие такого увеличения средних общих издержек новая долгосрочная цена равновесия установится на некотором

Оз Q, Q2

90000 100000 110000

уровне выше первоначальной цены, например на уровне QiPi (55 дол.).

Наоборот, сокращение спроса с D до сделает производство неприбыльным и подтолкнет фирмы к выходу из отрасли. В результате спрос на ресурсы относительно их предложения уменьшится, что приведет к снижению их цен, а следовательно, и средних общих издержек производства. Новая равновесная цена установится на некотором уровне ниже первоначальной цены, например QP (45 дол.). Соединив эти три точки равновесия, мы получим восходящую кривую долгосрочного предложения, такую, как кривая S на рис. 23-11.

Долгосрочное предложение отрасли с сокращающимися издержками

в отраслях, именуемых отраслями с сокращающимися издержками, возможна ситуация, когда с расширением отрасли производственные издержки составляющих ее фирм понижаются. Вот классический пример подобной ситуации: при увеличении числа шахт в конкретной местности затраты каждой фирмы на откачку фунтовых вод сократятся. Чем больше шахт занимается осушением, тем меньше воды с поверхности проникает в каждую из них и тем, соответственно, ниже затраты на откачивание. Более того, при наличии в районе всего нескольких шахт отраслевой объем производства, вероятно, окажется настолько мал, что для его обслуживания будут доступны лишь весьма примитивные и в силу этого относительно дорогостоящие транспортные средства. Но увеличение числа фирм и наращивание отраслевого производства может побудить крупную железнодорожную компанию к строительству здесь местной ветки, что существенно сократит транспортные расходы фирм.

Обратитесь еще раз к рис. 23-11 и попробуйте воспроизвести лежащий в его основе ход рассуждений, чтобы доказать, что кривая долгосрочного предложения отрасли с сокращающимися издержками является нисходящей. (Кпючевой вопрос 8.)

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Рисунок 23-11. Кривая долгосрочного предложения

отрасли с возрастающими издержками является восходящей

В отрасли с возрастающими издержками вступление новых фирм в ответ на увеличение спроса (с Оз до О, и затем до Dl приведет к росту цен на ресурсы и, таким образом, к повышению удельных издержек. В результате отраслевой обьем производства увепичится (с Оз до О, и до О) только при бопее высоких ценах на продукт [ОгРг > QiPi > Q3P3) Следовательно, кривая допгосрочного предложения отрасли (SJ является восходящей.

Независимо от того, к числу каких отраслей относится чисто конкурентная отрасль - с постоянными, возрастающими или сокращающимися издержками, - окончательное положение долгосрочного равновесия каждой входящей в нее фирмы имеет одни и те же основные характеристики. Как явствует из рис. 23-12 {Кпючевой график), цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимальной величине средних общих из-



I I

КЛЮЧЕВОЙ ГРАФИК

Р = МС = минимум А ГС (нормальная прибыпь)

Обьем продукции

Рисунок 23-12. Положение долгосрочного

равновесия конкурентной фирмы: Цена = Предельные издержки = = Минимум средних общих издержек

Равенство цены и минимальных средних общих издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает на свой продукт самую низкую цену Р и производит наибольший объем продукции О для тех издержек, которые она несет. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

держек. Однако в главе 22 мы выяснили, что кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих издержек в точке минимума последней, то есть в этой точке предельные и средние общие издержки равны между собой. Таким образом, в положении равновесия «все пребывает в равенстве»: Предельный доход MR {Р = цена) = Предельные издержки МС = Минимум средних общих издержек А ТС.

Это тройное равенство говорит о том, что, хотя в краткосрочном периоде конкурентная фирма может извлекать экономическую прибыль или нести убытки, в долгосрочном периоде, осуществляя производство в соответствии с правилом равенства предельного дохода (цены) и предельных издержек, она зарабатывает только нормальную прибыль. Кроме того, из этого тройного равенства следуют некоторые выводы об эффективности чисто конкурентной экономики - выводы, имеющие важное общественное значение.

Экономисты придерживаются единого мнения, что при определенных оговорках (которые мы вкратце разберем ниже) чисто конкурентная экономика представляет собой наиболее эффективный способ использования ограниченных (редких) ресурсов общества. В экономике конкурентных цен ограниченный объем ресурсов, которым располагает общество, распределяется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей. Эффективное использование ограниченных ресурсов требует соблюдения двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.

Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов они должны быть распределены

между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.

Второе: эффективность производства требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов, производился наименее дорогостоящим способом. Чтобы лучще понять, как эти условия выполняются при чистой конкуренции, давайте рассмотрим сначала второе из них.

1. Эффективность производства: цена Р = минимум средних общих издержек АТС. В долгосрочной перспективе конкуренция вынуждает фирмы производить такой объем продукта, который приходится на точку минимума средних общих издержек производства, и устанавливать такую цену, которая соответствует этим издержкам. Это, очевидно, наиболее предпочтительная ситуация для потребителей. Она означает, что фирмы должны использовать наилучшую из доступных (наименее затратную) технологию, иначе они не выживут Другими словами, в производстве любого данного количества продукта используется минимум ресурсов.

Например, взгляните вновь на положение равновесия, показанное на рис. 23-9а. Каждая фирма в отрасли производит 100 единиц продукта, используя ресурсы стоимостью 500 дол. (50 дол. средних общих издержек умножить на 100 ед.). Если бы тот же самый объем производства был достигнут с общими издержками, скажем в 7 тыс. дол., ресурсы



ет точки этого равенства, для самостоятельной фирмы означает получение прибыли ниже максимальной, а для общества - недостаточное распределение ресурсов на этот продукт Цена, превышающая предельные издержки, свидетельствует о том, что общество оценивает дополнительные единицы Лвыше, чем альтернативные продукты, которые можно было бы произвести из соответствующих ресурсов.

Проиллюстрируем это на примере. Если цена рубашки, то есть предельная выгода от нее, составляет 20 дол., а предельные издержки ее производства - 16 дол., то изготовление дополнительной рубашки вызовет чистый прирост совокупного продукта на 4 дол. Общество «выигрывает» рубашку стоимостью 20 дол., а жертвует ради нее альтернативными продуктами лишь на 16 дол., направляя ресурсы на производство рубашки. Всякий раз, когда общество способно получить какую-либо выгоду на 20 дол., отказываясь при этом от чего-то стоимостью 16 дол., ресурсы первоначально были распределены неэффективно.

Чрезмерное распределение ресурсов: цена меньше предельных издержек (Р < МС). По схожим причинам производство продукта X не должно превосходить уровень, при котором цена равна предельным издержкам. Производство сверх этого объема для производителя означало бы получение прибыли ниже максимальной, а для общества - чрезмерное распределение ресурсов на продукт X. Производить продукт X в количестве, соответствующем какой-либо точке, где предельные издержки превосходят цену продукта, или предельную выгоду от него, -значит использовать на него ресурсы в ущерб альтернативным продуктам, которые общество ценит выше, чем дополнительные единицы X.

К примеру, если цена рубашки равна 20 дол., а связанные с ней предельные издержки - 26 дол., то сокращение производства на одну рубашку вызовет чистый прирост совокупного продукта общества на 6 дол. Общество теряет рубашку стоимостью 20 дол., но, перераспределяя высвободившиеся ресурсы в область их наилучшего использования, тем самым наращивает производство некоторых других товаров на 26 дол. И вновь, всегда, когда общество в состоянии отказаться от чего-либо стоимостью 20 дол. в обмен на что-то другое стоимостью 26 дол., первоначальное распределение ресурсов было неэффективным.

Эффективное распределение ресурсов. Наш вывод состоит в том, что в условиях чистой конкуренции производитель, побуждаемый прибылью, будет производить каждый продукт вплоть до того объема, который соответствует точке, где цена (предельная выгода) и предельные издержки равны. Это означает, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно. Каждый товар производится до точки, в которой издержки последней единицы равны из-

использовались бы неэффективно. Общество понесло бы чистый убыток в 2 тыс. дол. стоимости альтернативных продуктов. Заметьте также, что потребители выигрывают и от наиболее низкой цены продукта, которая возможна при издержках, преобладающих в настоящее время. Наконец, в каждом из наших примеров речь идет только о тех издержках, которые играют важную роль непосредственно в производстве продукта. Поскольку продукты в конкурентных отраслях специализированы, в их стоимости отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно добавляются к издержкам производства при определении цены продукта.

2. Эффективность распределения ресурсов: цена Р = = предельные издержки МС. Но конкурентное производство любого набора товаров не обязательно означает эффективное распределение ресурсов. Производство должно не только быть технологически эффективно, но и создавать «подходящие товары», то есть товары, в которых потребители больше всего нуждаются. Конкурентная рыночная система содействует такому распределению ресурсов, чтобы состав совокупного продукта наилучшим образом соответствовал предпочтениям потребителей.

Нам в первую очередь нужно понять, какое общественное значение имеют конкурентные цены на продукт и ресурсы. Денежная цена любого продукта - продукта X - есть общественная мера, или показатель, относительной предельной ценности этого продукта. Другими словами, цена отражает предельную выгоду, извлекаемую из продукта. Точно также, вспомнив понятие альтернативных издержек, можно сказать, что предельные издержки производства продукта X служат мерой стоимости, или относительной ценности, других продуктов, которые можно было бы произвести из ресурсов, использованных на изготовление дополнительной единицы продукта X. Короче говоря, ценой продукта оценивается предельная выгода, или удовлетворение, которые общество получает от дополнительной единицы X, а предельные издержки производства продукта X показывают, каким количеством других продуктов жертвует общество, используя ресурсы для получения дополнительного количества продукта (то есть каковы общественные издержки такого использования ресурсов).

Недостаточное распределение ресурсов: цена больше предельных издержек (Р > МС). В условиях конкуренции производство любого продукта осуществляется до того уровня, пока не достигает точки, где цена равна предельным издержкам (рис 23-12). Стремящийся к прибыли конкурентный производитель извлекает максимально возможную прибыль, только соблюдая равенство цены и предельных издержек. Производство, объем которого не достига-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [ 7 ] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]