назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [ 64 ] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


64

РЕЗЮМЕ

1. Принятие решений большинством голосов создает вероятность: а) недовложения или избыточного вложения ресурсов в данный общественный товар; б) противоречий в результатах голосования. Модель избирателя-центриста при соблюдении правила большинства подразумевает, что человек, занимающий промежуточную позицию, в каком-то смысле определяет исход выборов.

2. Сторонники теории государственного выбора приводят ряд причин, почему государство подчас не способно обеспечить граждан общественными товарами и услугами: а) у политических деятелей есть сильные стимулы для поддержки законов, защищающих особые интересы отдельных групп; б) выбор общества может склониться в пользу программ, которые повлекут за собой немедленные, ощутимые выгоды и с трудом определяемые издержки, а также против программ, которые приведут к немедленным, легко определяемым издержкам и к маловероятным или отложенным выгодам; в) фаж-дане, выступающие в качестве избирателей, имеют меньше возможностей выбора в сфере общественных товаров и услуг, чем в частном секторе в качестве потребителей; г) у государственных чиновников меньше стимулов работать эффективно, чем у тех, кто работает в частных фирмах.

3. Принцип налогообложения получаемых благ означает, что те, кто получает выгоды от товаров и услуг, предоставляемых государством, должны платить налоги, необходимые для их финансирования. Налогообложение, основанное на принципе платежеспособности налогоплательщика, означает, что получатели больших доходов должны платить больше налогов в абсолютном и относительном выражении, чем получатели менее значительных доходов.

4. Федеральный подоходный налог с физических лиц является прогрессивным. Налог на прибыли корпораций по преимуществу пропорционален. К категории регрессивных налогов относятся налоги с продаж, акцизы, налоги на зарплату и имущество.

5. Акцизные налоги оказывают влияние на предложение, а следовательно, и на равновесную цену и

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Взаимная поддержка {logrolling)

Закои о сокращении дефицита 1993 г. {Deficit

Reduction Act of 1993) Модель избирателя-центриста {median-voter model) Налог иа добавленную стоимость

{value-added tax)

Несостоятельность государственного сектора {public sector failure)

Ошибочная концепция ограниченного числа решений

{fallacy of limited decisions) Парадокс голосования {paradox of voting) «Погоня за рентой» {rent-seeking behavior)

на равновесное количество продукции. Чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем большая часть налога приходится на продавца.

6. Налогообложение влечет за собой потерю некоторой части продукции, предельная выгода от которой превышает предельные издержки. Чем более эластичны кривые спроса и предложения, тем больше потеря эффективности, связанная с данным налогом.

7. Налоги с продаж обычно переносятся на других лиц, чего нельзя сказать о подоходном налоге. Акцизные налоги иногда, но не всегда, переносятся на потребителя, что зависит от эластичности спроса и предложения. По вопросу перенесения налога на прибыль корпораций нет единого мнения. Имущественные налоги на владельцев домов выплачивают сами владельцы, а налоги на арендуемую собственность платят арендаторы.

8. Федеральная налоговая система прогрессивна, а налоговая система штатов и муниципалитетов рефессивна. Что касается системы в целом, то можно сказать, что она в некоторой степени профес-сивна.

9. Закон о сокращении дефицита предусматривает для супружеских пар, годовой доход которых превыщает 250 тыс. дол., повышение верхней планки подоходного налога с физических лиц с 31 до 39,6%. В соответствии с этим законом федеральный налог на бензин повысился на 4,3 цента за галлон, а налог на прибыли корпораций увеличился с 34 до 35%.

10. Сторонники налога на добавленную стоимость (налог, похожий на федеральный налог с продаж) утверждают, что он должен заменить налог на прибыли корпораций. НДС по идее должен привести к сокращению потребления, увеличению сбережений и инвестиций и тем самым повысить темпы экономического роста и конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке.

11. Консерваторы и либералы по-разному трактуют проблему соотнощения масштабов государственного сектора и степени индивидуальной свободы в обществе.



Потеря эффективности от налогов

{efficiency loss of а tax) Принцип платежеспособности

{ability-to-pay principle) Принцип налогообложения получаемых благ

{benefits-received principle) Государственные финансы {public finance)

Прогрессивный налог {progressive tax) Пропорциональный налог {proportional tax) Распределение налогового бремени {tax incidence) Регрессивный налог {regressive tax) Теория государственного выбора {public choice theory)

Эффект особых интересов {special-interest effect)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните, как принятие положительного или отрицательного решения большинством голосов иногда приводит к неэффективному вложению ресурсов в обшественные товары. При какой налоговой системе эта проблема более острая - при той, которая основана на принципе получения благ, или при другой, основанной на принципе платежеспособности? Используйте данные, представленные на рис. 31-1, и покажите, насколько бы выиграло обшество, если бы Адамсу разрешили купить голоса.

2. Ключевой вопрос. Объясните парадокс голосования, обратившись к нижеприведенной таблице, которая показывает приоритетность трех общественных товаров для избирателей Ларри, Керли и Моу.

Обиественный товар

Ларри

Керли

!\Лоу

Здание суда

Школа

Парк

2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор

1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор

3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор

3. Ключевой вопрос. Предположим, что общество состоит всего из пяти человек, и каждый из них выбирает одну из пяти программ паводкового контроля, показанных в табл. 30-2 (включая вариант «без контроля» как одну из возможностей выбора). Объясните, какая из программ будет выбрана при соблюдении принципа большинства. Будет ли этот выбор соответствовать оптимальной с экономической точки зрения величине проекта?

4. Тшательно проанализируйте следующее утверждение; «Как правило, люди получают меньше продукции на доллар, затраченный государством, чем на доллар, затраченный частным предприятием».

5. Подробно прокомментируйте следующее утверждение; «Показать, что прекрасно функционирующее правительство может решить некую проблему в условиях свободной экономики, недостаточно, чтобы оправдать его вмешательство, потому что сами его действия далеки от совершенства».

6. Ключевой вопрос. Какова взаимосвязь существующей в государственном секторе проблемы ограниченного выбора и выбора программ, объединен-

ных в один пакет, и экономической эффективности? Почему считается, что государственные ведомства работают менее эффективно, чем частные фирмы?

7. Объясните следующее положение: «Без рынка прав на зафязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать зафязняющие вещества в воздух и в воду; при наличии условий для купли и продажи таких прав сброс загрязнителей создаст вмененные издержки для того, кто загрязняет окружающую среду». Каково значение этого факта для поиска усовершенствованных технологий, уменьшающих загрязнение?

8. Объясните разницу между принципом налогообложения получаемых благ и принципом платежеспособности. Какой из них превалирует в американской налоговой системе? Какой принцип налогообложения выберете вы? Почему?

9. Ключевой вопрос. Предположим, что налоговая ставка такова, что человек, зарабатывающий 10 тыс. дол., платит 2 тыс. дол. налога; человек, имеющий доход в 20 тыс. дол., платит 3 тыс. дол. налога, а тот, чей доход составляет 30 тыс. дол., платит 4 тыс. дол. налога и т.д. Какова средняя налоговая ставка для каждого из них"? Каков этот налог - регрессивный, пропорциональный или прогрессивный"?

10. Что имеется в виду под профессивным, регрессивным и пропорциональным налогами? Прокомментируйте профессивность или рефессивность следующих налогов, указав в каждом случае, что вы думаете о распределении налогового бремени:

а) федеральный налог с физических лиц;

б) 3%-ный налог штата с продаж;

в) федеральный акцизный налог на автомобильные шины;

г) муниципальный имущественный налог на недвижимость;

д) федеральный налог на прибыли корпораций.

11. Ключевой вопрос. Как распределяется бремя акцизного налога при крайне неэластичном спросе? А при просто неэластичном? Какое влияние оказывает эластичность предложения на распределение акцизного налога? Что означает потеря эффективное-



ти вследствие введения налога и как она соотносится с эластичностью спроса и предложения?

12. Прокомментируйте прогрессивность или регрессивность американской налоговой системы в целом.

13. Представьте себе, что вы возглавляете в вашем штате комиссию по налогообложению, которая должна создать программу извлечения новых доходов путем использования акцизных налогов. Скажите, будет ли эластичность спроса иметь для вас значение при определении того, на какие товары надо ввести акцизный налог? Объясните.

14. Как отразился Закон о сокращении дефицита 1993 г, в частности, на: а) верхнем пределе подоходного налога с физических лиц; б) налоговой ставке на прибыли корпораций; в) федеральном налоге на бензин? Какой из этих трех налогов следует повысить, чтобы увеличить прогрессивность налоговой системы в целом? Какой из них следует снизить, чтобы получить такой же результат?

15. Предположим, вы убеждены в том, что долговременная жизнеспособность США как мировой индустриальной державы требует увеличения инвестиций и сокращения потребления в процентном отношении к национальному производству Какие конкретные изменения вы рекомендуете внести в

налоговую систему, чтобы добиться изменений в производстве?

16. «Рыночная экономика - это единственная система, совместимая с политической свободой. Она заставляет нас слишком ограничивать экономические функции правительства». Согласны ли вы с этим утверждением?

17. Задание повышенной сложности. Предположим, что уравнение для кривой спроса на товар X имеет вид: Р = 8 - 0,66, а для кривой предложения уравнение таково: Р = 2 + 0,40. Определите равновесную цену и равновесное количество этого товара. Теперь предположим, что на товар X введен такой акцизный налог, что новое уравнение предложения будет иметь вид: Р = 4 -I- Q,AQ. Какой доход получит правительство от этого акцизного налога? Вычертите график кривых и обозначьте область, которая представляет собой собранные налоги, и область, представляющуюсобой избыточное налоговое бремя. Кратко объясните, почему область избыточного налогового бремени указывает на потерю эффективности, а область собранных налогов не указывает

18.- («Последний штрих».) Какова взаимосвязь «политики общего котла» и «взаимной поддержки» с теми выдержками из газет, которые приводятся в разделе «Последний штрих»?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [ 64 ] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]