назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


61

НИКОВ, которые подлежат налогообложению. Поэтому необходимо как можно точнее установить конечный пункт назначения налога, или распределение налогового бремени. В этом нам помогут понятия эластичности спроса и предложения. Рассмотрим гипотетический акцизный налог с виноделов. Платят ли они этот налог сами или перекладывают его на потребителей? Наш анализ обеспечит логический переход к исследованию других экономических аспектов налогового бремени.

Эластичность и распределение налогового бремени

Предположим, что на рис. 31-2 показан рынок определенного сорта американского вина и что равновесная цена без вычета налога составляет 4 дол. за бутылку, а равновесное количество - 15 млн бутылок. Теперь допустим, что правительство вводит специальный акцизный налог или налог с продаж, равный 1 дол. в расчете на бутылку такого вина. Как в этом случае распределяется налоговое бремя?

[ j

1 /\

/ у Налог

---L -ч -

/ t/ в 1 дол.

----1---

1 1 D

[ [

15 15 20 Количество (млн бутылок в месяц)

25 Q

Рисунок 31-2. Распределение акцизного налога

Введение акцизного налога величиной, например, в 1 дол. смещает кривую предложения вверх на величину налога. Это приводит к повышению цены для потребителя (до 4,50 дол.] и к снижению ценЬ после вычета налогов для производителя (до 3,50 дол.]. В данном случае налоговое бремя распределяется поровну между потребителями и производителем.

Распределение налогового бремени. Допустим, правительство облагает налогом продавцов (поставщиков), тогда этот налог можно рассматривать как надбавку к цене предлагаемого товара. В результате этого кривая предложения сдвинется вверх на величину налога. Таким образом, если продавцы хотели предложить, например, 5 млн бутылок не облагаемого налогом вина по 2 дол. за штуку то теперь они должны получить по 3 дол. (2 дол. за бутылку плюс 1 дол. налога) за те же самые 5 млн бутылок. Продавцы должны теперь заработать на 1 дол. больше с каждой поставляемой единицы товара, чтобы получить ту же цену какую они получали до введения налога. Налог сдвинет кривую предложения вверх, как показано на рис. 31-2, где кривая предложения «без налога» обозначена буквой S, а кривая предложения «после введения налога» - S,.

Тщательное сравнение соотношения спроса и предложения после введения налога с доналоговым равновесием между ними показывает, что если цена до введения налога была равна 4 дол. за бутылку, то новая равновесная цена составляет 4,50 дол. В данном случае половину налога платят потребители в виде более высокой цены, а другую половину -производители в виде более низкой цены после уплаты налога. Потребители платят за бутылку на 50 центов больше, а производители, заплатив государству 1 дол. налога на единицу продукции, получат 3,50 дол., то есть на 50 центов меньше той цены в 4 дол., которая была установлена до введения налога. В этом случае потребители и производители делят налоговое бремя поровну; производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами.

Эластичность. Если бы эластичность спроса и предложения отличалась от той, что показана на рис. 31-2, то и распределение налогового бремени было бы иным. Здесь действуют два правила.

1. При определенном предложении, чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на плечи потребителей. Легче всего это можно проверить, составив график экстремальных случаев, когда спрос либо абсолютно эластичен, либо абсолютно неэластичен. В первом случае налог полностью выплачивается продавцами, а во втором - потребителями.

На рис. 31-3 сравниваются более вероятные случаи - когда спрос относительно эластичен (/),) и относительно неэластичен (Д) в соответствующем диапазоне цен. В случае, показанном на рис. 31-За, когда спрос эластичен, небольшая часть налога (РР,) возлагается на потребителя, а большая часть (РР,) - на производителя. В случае, показанном на рис. 31-36, когда спрос неэластичен, большая часть



Теория государственного выбора и налогообложение

02 о.

б) Распределение налогового бремени и неэластичное предложение

а) Распределение налогового бремени и эпастичное предложение

Рисунок 31-3. Эластичность спроса и распределение акцизного налога

На рис. а мы видим, что если спрос эластичен в соответствующем диапазоне цен, то при введении акцизного налога цена поднимется незначительно (от Р до PJ. Следовательно, большую часть налогового бремени будет нести производитель. Но если спрос неэластичен, как на рис. б, то цена для покупателя существенно повысится (от Р до PJ и большая часть налогового бремени будет перенесена на потребитепей.

налога (/*/*,) возлагается на потребителей и только небольшая часть {РР) выплачивается производителями.

При небольшом уменьшении равновесного количества спрос становится более неэластичным. Это отменяет одно из высказанных нами ранее положений концепции эластичности: законодательные органы штатов для увеличения доходов устанавливают акцизные налоги на ликеры, сигареты, автомобильные шины и другие продукты, спрос на которые является неэластичным.

2. При определенном спросе, чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители. Кривая предложения эластична на рис. ;31-4а и неэластична на рис. 31-46, а кривые спроса идентичны. Для кривой эластичного предложения находим, что большая часть налога {РР,) перекладывается на покупателей и только небольшая доля (/*/*„) - на производителей или продавцов. Но когда предложение неэластично, наблюдается обратная картина. Основная часть налога {РР приходится на продавцов, а относительно малая

налог

----

а) Распределение налогового бремени и эластичное предложение

б) Распределение налогового бремени и неэластичное предложение

Рисунок 31-4. Эластичность предложения и распределение акцизного налога

Рис. а показывает, что лри эластичном предложении акцизный налог приводит к большому повышению цен (от Р до Р) и поэтому налог оплачивается главным образом потребителями. Но если предложение неэластично, как на рис. б, цена повысится незначительно (от Р до Р,] и большая часть налога ляжет на плечи продавцов.



Потеря эффективности из-за налогов

Как мы только что видели, на рынке, для которого характерна типичная динамика предложения и спроса, бремя акцизного налога на производителей частично несут сами производители, а частично потребители. Рассмотрим более внимательно распределение акцизного налога. Рис. 31-5 идентичен рис. 31-2, но первый содержит дополнительную деталь, важную для нашего исследования.

Налоговые поступления. Акцизный налог на вино в 1 дол. увеличивает рыночную цену с 4 до 4,50 дол. за бутылку и уменьшает их равновесное количество с

Количество (млн бутылок в месяц)

Рисунок 31-5. Потеря эффективности от налогов

Введение акцизного налога в 1 дол. на каждую бутылку вина увеличивает цену одной бутылки до 4,50 дол. и сокращает равновесное количество бутылок на 2,5 млн. Налоговые поступления в государственный бюджет составляют 12,5 млн дол. (прямоугольник efacj. Избыточное налоговое бремя, ипи потеря эффективности, составляет величину, выраженную треугольником аЬс.

15 млн до 12,5 млн бутылок. Налоговые поступления в государственный бюджет составляют 12,5 млн дол. (1 дол. X 12,5 млн бутылок). Эта величина показана на рис. 31-5 прямоугольником efac. В данном случае эластичность предложения и спроса такова, что потребители и производители делят пополам эту общую сумму, то есть платят по*6,25 млн дол. (0,50 дол. х X 12,5 млн бутылок). Разумеется, правительство использует эти налоговые поступления в 12,5 млн дол. на производство общественных товаров и услуг соответствующей стоимости. Поэтому общество в целом ничего не теряет от того, что потребители и производители передают средства государству

Потери эффективности. Налог на вино в 1 дол. требует, чтобы потребители и производители вместе заплатили сумму налога в 12,5 млн дол., но он также уменьшает равновесное количество производимого и потребляемого вина на 2,5 млн бутылок. Тот факт, что до введения налога спрос и предложение были на 2,5 млн бутылок вина больше, означает, что выручка от них превышала издержки производства. Это можно увидеть из следующего простого исследования.

Сегмент ab кривой спроса D на рис. 31-5 демонстрирует готовность платить - предельную выручку - за каждую из этих 2,5 млн бутылок, купленных до введения налога. При этом сегмент сЬ кривой предложения S отражает предельные издержки на каждую бутылку вина. Мы видим, что для всех 2,5 млн бутылок, за исключением самой последней, предельная выручка (показанная сегментом ab) превышает предельные издержки (показанные сегментом сЬ). Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн бутылок, показано треугольником аЬс. Этот треугольник указывает на потерю эффектнвиостн от налогов, или избыточное налоговое бремя. Избыточное бремя акцизного налога - это потеря для общества чистой выручки, потому что потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже их оптимальных уровней.

Роль эластичности. Больщинство налогов создает общее налоговое бремя, превышающее налоговые поступления, но величина избыточного бремени в большой степени зависит от эластичности предложения и спроса. Еще раз посмотрев на рис. 31-3, мы убеждаемся в том, что на рис. 31-За, где спрос относительно эластичен, треугольник, обозначающий избыточное налоговое бремя, значительно больще, чем на рис. 31-36, где спрос относительно неэластичен. Сопоставление рис. 31-4а и 31-46 также показывает, что избыточное налоговое бремя (площадь аЬс) больше в том случае, когда предложение более эластично.

Основной вывод, к которому приводит наш анализ, состоит в том, что размер избыточного бремени (общее бремя минус налоговые поступления)

доля перекладывается на покупателей (РР,). Кроме того, при неэластичном предложении количество товара сокращается меньше, чем при эластичном.

Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом производители. Предложение бейсбольных мячей, напротив, эластично, поэтому большая часть акцизного налога на них ложится на покупателей.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [ 61 ] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]