назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [ 57 ] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


57

функционирование рынка прав на загрязнение окружающей среды?

И. Объясните, почему переработка товаров может оказаться неэффективной, если не принимаются во внимание внещние эффекты, связанные со свалками и мусоросжигателями. Как правительство должно стимулировать спрос и предложение, чтобы увеличить объемы переработки?

12. Почему покупатели, а также строители новых домов хотели бы иметь установленные государством законы о строительстве и специалистов-контролеров?

13. Ключевой вопрос. Поставьте букву Мрядом с теми пунктами в перечне, которые описывают моральный аспект проблемы риска, а букву И рядом с теми, которые описывают проблему исключения повышенного риска.

а. Человек, который болен смертельной болезнью, покупает по почте несколько полисов страхования жизни.

б. Водитель ездит неосторожно, поскольку его автомобиль застрахован.

в. Человек, который собирается сжечь свой склад, покупает страховой полис от пожара на большую сумму.

г. Профессиональный спортсмен, который имеет гарантированный контракт, не поддерживает форму между спортивными сезонами.

д. Женщина, ожидающая прибавления семейства, поступает на работу в фирму, которая предлагает дополнительные пособия на детей.

14. («Последний щтрих».) Прокомментируйте связь между подержанными автомобилями и следующими двумя проблемами: а) асимметричная информация; б) исключение повыщенного риска.

субсидии потребителям отличаются от субсидий производителям для решения проблемы побочных выгод?

5. Садовод, выращивающий яблоки, снабжает нектаром пчел своего соседа, которые, в свою очередь, помогают опылять цветы яблонь. Используя рис. 30-26, объясните, почему эта ситуация может привести к недовложению ресурсов в садоводство и пчеловодство. Как разрешить эту проблему с помощью теоремы Коуза?

6. Объясните следующее утверждение: «Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязнители в воздух и воду; когда есть возможность покупать и продавать такие права, сброс загрязнителей создает альтернативные издержки для предприятия, загрязняющего окружающую среду. Каково значение этого факта с точки зрения поисков новых технологий для уменьщения загрязнения окружающей среды?

7. Ключевой вопрос. Используйте кривую MB на рис. 30-6, чтобы объяснить следующее утверждение: «Для некоторых веществ, скажем, при очищении воды от отбросов после шторма, оптимальный уровень уменьшения загрязнения очень низок, а для других, например цианида, этот уровень близок к 100%». Объясните.

8. Свяжите закон сохранения материи и энергии с проблемой: а) загрязнения воздуха; б) ликвидации твердых отходов.

9. Что такое специальный фонд? Каким образом он финансируется и для какой цели используется?

10. Какие положения Закона о чистом воздухе 1990 г свидетельствуют о том, что основным методом борьбы с его загрязнением является прямой контроль? Какое положение предусматривает



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫБОРА И

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Почему общество испытывает чувство сильного разочарования и недоверия к правительству? Одна из причин заключается в том, что дорогостоящие государственные профаммы не могут разрешить социально-экономические проблемы. Например, по мнению некоторых людей, программы помощи наименее развитым странам не способствовали их экономическому развитию. Американским гражданам сообщают о том, что программы по укреплению материальной базы школ, щедро финансируемые федеральным правительством и правительствами штатов, не оказали ощутимого воздействия на успехи учащихся. Некоторые программы только обострили те проблемы, для решения которых они были предназначены. Например, сельскохозяйственные программы изначально были направлены на спасение семейных ферм, а вместо этого они предоставили значительные субсидии крупным корпоративным фермам, которые вытеснили из бизнеса семейные фермы.

Государственные ведомства обвиняют в том, что они погрязли в бумажной волоките. Утверждают, что государственные чиновники разрабатывают мелкие инструкции и часто дублируют работу друг друга; что продолжают действовать устаревшие программы; что они преследуют противоположные цели и т.д.

Мы знаем, что в частном секторе рыночной системы есть своя ограниченность и свои недостатки, но и в государственном секторе существуют проблемы, присущие политическим процессам, бюрократическим ведомствам и налоговым системам.

В данной главе будут рассмотрены некоторые из этих проблем. В частности, мы проанализируем те трудности, с которыми сталкивается общество, пытаясь выявить истинные предпочтения путем голосования. Затем мы исследуем несостоятельность государства, заключающуюся в том, что определенные характеристики государственного сектора мешают правительству оказывать помощь рыночной системе в эффективном размещении ресурсов. Потом мы перейдем к проблеме налогообложения и распределения налогового бре.мени, разъяснив, как это происходит в США и кто несет основное бремя. Рассмотрев недавно проведенные и предлагаемые новые реформы, мы кратко остановимся на отношении консерваторов и либералов к правительству и экономической свободе.

Вы увидите, что эта глава посвящена теории государственного выбора, то есть экономическому анализу принятия государственных решений, а также некоторы.м вопросам и проблемам государственных финансов, в частности анализу государственных расходов и доходов.



ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ГОЛОСОВАНИЯ

Какие общественные товары следует производить и в каком количестве? При каких обстоятельствах и какими методами должно правительство корректировать побочные эффекты? Как следует распределять налоги, за счет которых финансируется деятельность правительства?

Эти и многие другие рещения, касающиеся государственной политики, принимаются в США коллективно, демократическим путем, причем процедура почти всегда сводится к голосованию. Практически кандидаты на государственные должности предлагают избирателям альтернативные пакеты программ, и они избирают тех, кто, по их мнению, будет принимать лучшие решения в защиту их интересов. Избиратели «отзывают» должностных лиц, которые в недостаточной степени выражали их общие желания, и выбирают тех людей, которые убеждают в том, что будут лучше представлять общие интересы. Кроме того, на уровне штатов и местных органов власти граждане периодически имеют возможность участвовать в прямом и тайном голосовании и таким образом решать вопросы, касающиеся государственных расходов, или принимать новые законы.

Хотя обычно эта демократическая процедура выявляет истинные предпочтения общества, она все же не лишена недостатков. Так как рынок в некоторых случаях не справляется с эффективным размещением ресурсов, американская система голосования иногда оказывается неэффективной и непоследовательной.

Неэффективные результаты голосования

Мы знаем, что производство общественного товара, совокупная выгода от которого превышает совокупные издержки, повышает благосостояние общества. К сожалению, при принятии решений с помощью голосования велика вероятность того, что результаты голосования окажутся экономически неэффективными. Участники голосования могут проголосовать против предложения о производстве общественного товара, даже если совокупные выгоды от него превышают совокупные издержки. И наоборот, процедура голосования заключает в себе возможность принятия предложения о производстве какого-то товара, стоимость которого превышает предоставляемые им выгоды.

Пример неэффективного голосования «против». Предположим, что совокупные расходы на производство общественного товара, скажем обеспечение национальной обороны, составляют 900 дол. Допустим также, что общество состоит всего из трех членов -Адамса, Бенсона и Конрада, и расходы на налоги в сумме 900 дол. они поделят поровну, то есть каждый из них заплатит по 300 дол., если они будут обеспечены этим товаром. Предположим, как показано на рис. 31-1а, что Адаме готов заплатить за этот товар 700 дол., Бенсон - 250, а Конрад - 200 дол.

Каким мог бы быть результат, если бы решение -производить данный товар или нет - принималось большинством голосов? Хотя люди не всегда голосуют, исходя только из собственных экономических интересов, Бенсон и Конрад, скорее всего, проголосуют «против», потому что расходы каждого из них на налоги составят 300 дол., а выгоды - только

300 дол.

Совокупная выгода = 1150 дол. Совокупные издержки = 900 дол.

Налог на каждого человека .300 дол.

200 дол.

Бенсон

К:«-Г-Л («против»} ,Кбнрад.

а) Неэффективное голосование «против» Рисунок 31-1. Результаты неэффективного голосования

300 дол.

Совокупная выгода = 800 дол.

Совокупные издержки

= 900 дол.

Налог

на каждого

человека

,300 дол.

/ 350 дол.

350 дол.

Конрад

(«за»}

(«за»)

100 дол.

б) Неэффективное голосование «за»

Голосование может привести к неэффективным решениям. На рис. а голосование приводит к отказу от общественного товара, совокупная выгода от которого превысила бы совокупные издержки. На рис. б в результате голосования одобряется такой общественный товар, совокупные издержки производства которого выше совокупных выгод.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [ 57 ] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]