назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


56

жу. Возможен и самый крайний случай: на рынке будут продаваться только «пимоны», то есть товары низкого качества вытеснят товары высокого качества.

Таким образом, мы получили объяснение нашего парадокса. Как топько покупатель уезжает на новой машина с места продажи, ее стоимость приравнивается к стоимости, установленной на рынке «пимонов». Такова практика, хотя существует большая вероятность того, что подержанная машина окажется достаточно высокого качества.

Немедленная потеря стоимости нового автомобипя была бы еще больше, если бы не ряд факторов. Поскольку гарантии на новые автомобили можно передавать покупателям подержанных машин, те, кто приобретают автомобипи последних моделей с малым пробегом, обходятся без дорогостоящего ремонта. Поэтому спрос на такие автомобили растет. Кроме того, чтобы отличить исправную машину от «лимона», потенциальный покупатель может пригласить механика, который осмотрит автомобиль. А продавцы могут сообщить покупателям, что продают не «лимоны», давая, например, такие объявления: «Вынужден продать, так как уезжаю работать за границу» или «Продаю из-за развода». Конечно, покупатель должен убедиться в правдивости подобных объявлений. Кроме того, компании, занимающиеся про-

катом машин, обычно продают высококачественные автомобили и тем самым увеличивают на рынке подержанных автомобипей долю исправных машин по сравнению с «лимонами».

Правительство также играет свою роль в решении проблемы несостоятельности рынка, которая выявляется на рынке «лимонов». Во многих штатах есть законы о «лимонах», обязывающие продавцов автомобилей принимать обратно неисправные новые машины. Предполагается, что дилеры не выставляют такие машины на продажу, пока не произведут необходимый ремонт. Кроме того, власти некоторых штатов требуют, чтобы дилеры либо давали гарантии на подержанные автомобили, либо открьпо заявляли, что автомобиль продается без ремонта. Подобное заявление позволяет покупателю сделать вывод, что автомобиль может оказаться неисправным.

Короче говоря, усилия частных лиц и правительства смягчают проблему «лимонов». Тем не менее этот принцип применим к широкому кругу подержанных товаров, в том числе таких сложных ло конструкции и подчас неисправных, как автомобили, компьютеры и фотоаппараты. Покупка таких подержанных товаров остается довольно рискованным мероприятием.

работы опасны для них. Вследствие недостаточной информации о покупателе, то есть о нанимателе и предприятии, фирма может и не платить надбавку к зарплате для привлечения рабочей силы. Поэтому у нее будет недостаточно побудительных мотивов, чтобы обеспечивать охрану труда, а уровень безопасности, необходимый для максимизации прибыли, будет ниже социально приемлемой нормы. Короче говоря, рынок труда окажется несостоятельным из-за асимметричной информации: в данном случае у продавцов (рабочих) меньше информации, чем у покупателей (нанимателей).

У правительства есть несколько возможностей для разрешения этой проблемы.

1. Оно может непосредственно предоставить рабочим информацию о количестве производственных травм на различных предприятиях, так же как оно, например, публикует сведения о соблюдении расписания на авиалиниях.

2. Оно может обязать фирмы предоставлять рабочим информацию об известных опасностях на предприятиях.

3. Оно может установить нормы охраны труда и обеспечить их соблюдение, введя систему контроля и штрафов.

Федеральное правительство использует главным образом «установление норм и обеспечение их соблюдения» для усиления мер безопасности на предприятиях, но некоторые утверждают, что «инфор-

мационная» стратегия менее дорогостоящая и более эффективная. (Ключевой вопрос 13.)

Краткое повторение 30-3

♦ Асимметричная информация может привести к несостоятельности рынка, в результате чего редкие ресурсы общества будут распределяться неэффективно.

♦ Моральный аспект проблемы риска заключается в том, что одна из договаривающихся сторон имеет тенденцию изменять свое поведение, тем самым нанося материальный ущерб другой стороне; например, покупатель страхового полиса может подвергнуть страхователя дополнительному риску.

Когда проблема исключения повышенного риска касается страхования, то суть ее состоит в том, что самые вероятные получатели страховых выплат покупают страхование на большие суммы.

Оговорка

Уже найдено немало оригинальных способов решения информационных проблем без вмешательства государства. Например, многие фирмы, компенсируя недостаток информации о себе и своих товарах, предлагают гарантию на свою продукцию. Эту проблему также помогает разрешить франчайзинг. Ког-



да вы идете в McDonalds или Holiday Inn, то в отличие от Sams Hamburger Shop или Bates Motel, вы точно знаете, что там получите.

Кроме того, некоторые частные фирмы и организации специализируются на предоставлении информации покупателям и продавцам. Consumer Reports и Mobil Travel Guide публикуют информацию о товарах, профсоюзы собирают и распространяют сведения об охране труда на предприятиях, а стра-

ховые компании получают информацию в кредитном бюро. Брокеры, фирмы, имеющие дело с закладными, и посредники также снабжают клиентов информацией.

Однако экономисты считают, что частный сектор не может справиться со всеми информационными проблемами. В некоторых случаях желательно государственное вмещательство для эффeк;;;J-ного распределения редких общественных ресурсов.

РЕЗЮМЕ

1. Графически кривую коллективного спроса на определенный общественный товар можно получить путем сложения по вертикали всех кривых индивидуального спроса на этот товар. Получившаяся в результате кривая спроса указывает на коллективную готовность платить за последнюю единицу любого количества общественного товара.

2. Оптимальное количество общественного товара достигается в том случае, когда общая готовность платить за последнюю единицу - предельная выгода от товара - равна предельным издержкам производства данного товара.

3. Анализ издержек и выгод может служить ориентиром для определения экономической целесообразности и оптимального объема выпуска общественных товаров.

4. Побочные, или внешние, эффекты приводят к тому, что равновесный объем выпуска определенных товаров отличается от оптимального. Побочные издержки вызывают перерасход ресурсов. Эту проблему можно решить, приняв соответствующие законы или введя специальные налоги. Побочные выгоды сопровождаются недовложением ресурсов. Эту ситуацию можно исправить такими мерами, как предоставление субсидий потребителям или производителям и государственное снабжение.

5. Согласно теореме Коуза, индивидуальные соглашения могут решить проблемы потенциальных внешних эффектов в тех случаях, когда: а) четко определены права собственности; б) число заинтересованных лиц невелико; в) стоимость сделки незначительна.

6. Четко сформулированные права собственности и правовые нормы ответственности позволяют предотвратить некоторые побочные издержки или исправить положение с помощью индивидуальных судебных исков. Однако судебные разбирательства дорого стоят, отнимают много времени, а их результаты крайне неопределенны.

7. Прямой контроль и специальные налоги могут способствовать более эффективному размещению ресурсов в тех случаях, когда внешние эффек-

ты затрагивают большое число людей и ресурсы всего обшества. И прямой контроль (нормы выбросов), и специальные налоги (налоги на фирмы, производящие токсичные химические продукты) увеличивают производственные издержки, а следовательно, и повышают цену на продукцию. Вследствие повышения цен побочный эффект уменьшается, так как покупается и продается меньше товаров.

8. Рынки прав на загрязнение окружающей среды, где можно покупать и продавать права на сброс определенного количества загрязняющих веществ, устанавливают цену на загрязнение и тем самым стимулируют фирмы к его уменьшению или ликвидации.

9. Оптимальный для обшества объем уменьшения загрязнения достигается в том случае, когда предельные издержки и предельные выгоды от уменьшения внешнего эффекта равны. Такой оптимальный показатель должен быть меньше 100%. Технический прогресс и изменение отношения общества к загрязнению могут повлиять на оптимальную величину уменьшения загрязнения.

10. Суть проблемы загрязнения окружающей среды определяется законом сохранения материи и энергии. Один вид материи может преобразовываться в другой или в энергию, но никогда не исчезает Если не перерабатывать отходы, то в конечном счете в них превратится вся продукция.

11. Закон о специальном фонде 1980 г предусматривает налог на производителей химической продукции и использование вырученных сумм для очистки свалок токсичных отходов. Закон о чистом воздухе 1990 г направлен на: а) уменьшение загрязнения воздуха токсичными веществами; б) уменьшение смога в городах; в) ограничение использования веществ, истощающих озоновый слой Земли; г) уменьшение кислотных дождей путем сокращения выбросов двуокиси серы. По этому закону предприятия коммунального обслуживания могут покупать и продавать кредиты на выброс двуокиси серы.



ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Анализ издержек и выгод

(benefit-cost analysis) Асимметричная информация

(asymmetric information) Закои о специальном фонде 1980 г.

(Superfund law of 1980) Закон о чистом воздухе 1990 г.

(Clean Air Act of 1990) Закон сохранения материи и энергии

(law of conservation of matter

and energy)

Моральный аспект проблемы риска

(moral hazard problem) Оптимальное уменьшение внешнего эффекта

(optimal reduction of an externality) Проблема исключения повышенного риска

(adverse selection problem) Равенство предельных выгод предельным

издержкам (marginal benefit=marginal cost rule) Рынок прав на внешние эффекты

(market for externality rights) Теорема Коуза (Coase theorem)

ВОПРОСЫ и УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Ключевой вопрос. Основываясь на приведенных в таблице данных спроса трех индивидов на некий товар и исходя из того, что общество состоит только из этих трех человек, определите: а) величину рыночного спроса при условии, что этот товар предназначен для индивидуального потребления; б) величину коллективного спроса при условии, что это общественный товар. Объясните разницу между этими величинами, если она есть.

1/1ндивидуум 1 Индивидуум 2 Индивидуум 3

Р [в дол.)

Р (в дол.]

Р (в дол.)

2. Ключевой вопрос. Используйте полученную вами при выполнении первого задания величину спроса на общественный товар и нижеприведенную таблицу предложения, чтобы найти оптимальный объем этого общественного товара. Почему этот объем является оптимальным?

Р (в дол.) Q,

3. Ключевой вопрос. В следующей таблице показаны совокупные издержки и совокупные выгоды (в млрд дол.) от четырех природоохранных программ, каждая из которых дороже предыдущих. Какую из программ следует выбрать? Почему?

Программа

Совокупные издержки

Совокупные выгоды

А В С D

3 7 12 18

7 12 16 19

4. Ключевой вопрос. Почему побочные издержки и побочные выгоды называют также отрицательными и положительными внешними эффектами? Покажите на графике, как можно устранить побочные издержки с помощью налога, а побочные выгоды с помощью субсидий производителям. Чем

12. Идея переработки отходов возникла в связи с растущей в последнее время проблемой ликвидации мусора. Равновесная цена и количество ресурсов, подлежащих переработке, зависят от спроса на них и предложения. Правительство может способствовать переработке отходов, принимая меры, стимулирующие спрос или предложение.

13. Асимметричное информирование продавцов и покупателей может привести к несостоятельнос-

ти рынков. Моральный аспект проблемы риска возникает в том случае, когда одна из сторон изменяет свое поведение после подписания контракта и тем самым наносит материальный ущерб другой стороне. Когда речь идет о страховании, возникает проблема исключения повышенного риска. Ее суть заключается в том, что люди, относящиеся к группам повышенного риска, покупают страхование на большие суммы.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [ 56 ] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]