назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [ 54 ] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


54

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 30-1

Твердые отходы в расчете иа душу иаселеиия по некоторым странам

В промышленно развитых странах ежедневно образуется огромное копичество твердых отходов, в том чиспе побочные продукты добывающей, обрабатывающей и других отраслей промышленности, а также мусор домохозяйств. Объемы твердых отходов на душу населения в промышленно развитых странах отличаются друг от друга из-за различий в структуре производимых и потребляемых товаров.

Твердые отходы (в фунтах

в расчвте на душу населения в двнь)

0 1 2 3 4 5

Австралия Франция Канада США

Ввликобритания Шввция Япония Германия

Источник: оценка OECD.

«Загрязнителям» разрешается перераспределять права на загрязнение внутри фирмы - между отдельными источниками на своих заводах. Это значит, что если фирма не превышает норму разрешенного ей загрязнения, то она может увеличить его в одном из своих подразделений за счет уменьшения в другом.

Управление по охране окружающей среды также разрешает куплю-продажу прав на загрязнение между фирмами. Оно установило показатели уменьшения загрязнения воздуха в тех регионах, где не соблюдаются минимальные нормы. Раньше не разрешалось вводить в таких регионах новые источники загрязнения, если уже имеющиеся не прекратили свою деятельность. В последнее десятилетие Управление по охране окружающей среды стало разрешать фирмам, которые снизили уровень загрязнения сверх установленных для них норм, продавать свои права на загрязнения другим фирмам. Например, новая фирма, которая хочет разместиться в районе Лос-Анджелеса, может купить права на ежегодный

выброс 20 т закиси азота у расположенной там фирмы, уменьшившей выброс загрязнителей сверх установленной для нее нормы. Цена прав на выброс будет зависеть от спроса и предложения.

Появившийся недавно рынок таких прав постоянно расширяется. Этому способствовали положения Закона о чистом воздухе, касающиеся кислотных дождей. На первом ежегодном аукционе прав на выброс двуокиси серы в 1993 г коммунальные и другие предприятия купили таких прав на 21 млн дол. Покупатели, в свою очередь, могут продать эти права через Чикагскую торговую палату, которая стала официальным рынком прав на выброс двуокиси серы.

Ликвидация и переработка твердых отходов

Закон сохранения материи и энергии нигде не проявляется так отчетливо, как при ликвидации твердых отходов («Международный ракурс» 30-1). 165 млн т мусора, который ежегодно накапливается на американских свалках, все больше и больше становится проблемой внешних эффектов. В частности, на северо-востоке свалки либо уже полностью заполнены, либо быстро заполняются. Мусор из этой части страны и из других мест сейчас перевозят за сотни миль на свалки других штатов.

Население сельских районов этих штатов, живущее вблизи расширяющихся свалок, естественно недовольно увеличением транспортных потоков на шоссе и растущими кучами вонючего мусора на местных свалках. Кроме того, некоторые свалки сильно загрязняют грунтовые воды.

Из-за высоких альтернативных издержек, связанных с земельными участками в городе и пригороде, а также из-за негативных внешних эффектов, создаваемых свалками, решение проблемы твердых отходов путем их накапливания в определенных местах становится все более и более дорогостоящим. Существует и другая возможность: сжигание мусора на электростанциях. Но люди возражают против размещения мусоросжигателей рядом с их домами, потому что это приводит к интенсивному движению грузовиков и загрязнению воздуха. Как же решить растущую проблему твердых отходов?

Хотя мусорные свалки и мусоросжигательные заводы остаются основными способами ликвидации твердых отходов, их переработка привлекает к себе все больше и больше внимания. Согласно информации Управления по охране окружающей среды, сейчас перерабатывается 90% аккумуляторных батареек, 55% алюминиевых консервных банок, 45% ящиков из рифленого железа, 30% газет, 21% пластиковых бутылок от безалкогольных напитков и 20% стеклянных пивных бутылок.



Уввличвнив

спроса \ /

- уС 1

Увеличвние првдложвния

Объвм пврвработки а) Равноввсная цвна и количество

Рисуиок 30-7. Экономический аспвкт переработки

Объвм пврвработки

б)Стимулированив покупки утилизирувмых рвсурсов

Объвм пврвработки

в) Стимулированив продажи утилизируемых ресурсов

На рис. а показаны равновесная цена и обьем перерабатываемых матвриалов, которые определяются спросом и предложением. На рис. б меры, стимулирующие производителей покупать подлежащие переработке ресурсы, сдвигают кривую спроса вправо и повышают как равновесную цену, так и обьвм пврвработки. На рис. в меры, поощряющие домохозяйства отдавать отходы на переработку, приводят к увеличению предложения и обьемОв переработки, но в то же время снижают равновесную цену утилизируемых ресурсов.

Рынок утилизируемых ресурсов. Стимулы для утилизации можно увидеть на рис. 30-7а, где мы начертили кривую предложения и спроса на какой-нибудь подлежащий переработке товар, например стекло.

Производители стекла предъявляют спрос на утилизируемое стекло, так как используют его в качестве ресурса при производстве нового стекла. Нисходящая кривая спроса на перерабатываемое стекло свидетельствует о том, что по мере снижения цен на это стекло объем его покупок увеличится.

Положение кривой спроса на ресурс (рис. 30-7а) отчасти зависит от спроса на товар, для производства которого используется переработанное стекло. Чем больще спрос на товар, тем больще спрос на утилизируемый ресурс. Положение кривой зависит также от технологии, а следовательно, от стоимости использования в производственном процессе исходного сырья по сравнению с переработанным стеклом. Чем дороже использование исходного сырья по сравнению с переработанным стеклом, тем больще кривая спроса на такое стекло сдвинется вправо.

Кривая предложения перерабатываемого стекла будет как обычно восходящей, потому что более высокие цены будут стимулировать домохозяйства отдавать стекло на переработку Положение кривой предложения зависит от таких факторов, как отнощение домохозяйств к переработке и стоимости других способов ликвидации отходов.

Равновесная цена Р, и объем переработки Q, на рис. 30-7а определяются на пересечении кривых спроса и предложения. При цене Р, на рынке устанавливается равновесие: нет ни избытка, ни недостатка утилизируемого стекла.

Экономическая политика. Предположим, что правительство намерено поощрять переработку в качестве альтернативы свалкам и сжиганию отходов. Оно может сделать это двумя способами.

/. Стимулирование спроса. Правительство может увеличить объем переработки, стимулируя спрос на переработанные ресурсы. Если кривая спроса на рис. 30-76 сдвинется вправо от Z), до Dj, то равновесная цена и количество перерабатываемого сырья увеличатся до Pj и Qj. Чтобы добиться такого результата, необходимо ввести специальные налоги на ресурсы, которые можно заменить в производственном процессе переработанным стеклом. Такие налоги будут способствовать тому, что фирмы станут использовать больще переработанного, не облагаемого налогом стекла и меньше исходных ресурсов, которые облагаются налогом. Правительство может также начать покупать товары, изготовленные из переработанного стекла, и требовать того же от своих подрядчиков. Например, в 1993 г федеральное правительство заявило о новых требованиях: в каждом листе писчей и копировальной бумаги, которую покупают федеральные ведомства, должно быть не менее 20% переработанных материалов.



Кроме того, осведомленность населения должна способствовать сдвигу кривой спроса на переработанные ресурсы вправо. Опасаясь негативной реакции потребителей на свои товары, такие компании, как Procter & Gamble (одноразовые пеленки) и McDonalds (упаковка для еды), провели мероприятия, которые стоили им миллионы долларов, по использованию переработанных материалов из пластмассы и бумаги.

2. Стимулирование предложения. Как показано на рис. 30-7в, правительство может стимулировать увеличение объемов переработки, сдвигая кривую предложения вправо от 5, до Sj. Равновесная цена при этом упадет с Р, до Р,, а равновесное количество-в данном случае подлежащее переработке стекло - увеличится с Q, до Qj. Многие местные власти проводят специальные мероприятия такого рода. Например, они стимулируют переработку, снижая помесячную плату за уборку таких утилизируемых товаров, как стекло, консервные банки и бумага, по сравнению с платой за уборку обычного мусора.

В ряде случаев стимулирование предложения утилизируемых ресурсов было таким эффективным, что цена на некоторые переработанные изделия упала до нуля. В этом можно убедиться, если сдвигать кривую предложения на рис. 30-7в все дальше и дальше вправо. Некоторые города теперь предпочитают платить производителям за вывоз определенных подлежащих переработке товаров, таких, как бумажные отходы (отрицательная цена), чем назначать за них цену. Это может оказаться как эффективным, так и неэффективным с экономической точки зрения. Цена, которую платят фирмы за вывоз подлежащих утилизации товаров, может быть ниже, чем цена других способов их ликвидации, особенно с учетом негативных внешних эффектов, связанных со свалками и мусоросжигателями. В таком случае переработка будет экономически эффективной.

Однако плата фирмам за вывоз подлежащих утилизации изделий не всегда экономически выгодна. Иногда оказьшается, что переработать товары дороже, чем захоронить их или сжечь, даже если принять во внимание внешние эффекты. В таких случаях переработка уменьшит, а не увеличит эффективность.

Задача правительства - определить оптимальные объемы переработки по сравнению с другими способами ликвидации отходов. Это можно сделать, подсчитав и сравнив предельную выгоду с предельными издержками переработки. И между прочим, потребители в целом могут сократить накопление отходов, не покупая товары в многослойной упаковке.

Краткое повюрвнив 30-2

♦ Для ликвидации перерасхода ресурсов, вызванного побочными издержками, можно использовать: а) индивидуальные соглашения; б) правовые нормы ответственности и судебные иски; в) прямой контроль; г) специальные налоги; д) рынки прав но внешние эффекты.

♦ Для решения проблемы недовложения ресурсов, связанного с побочными выгодами, можно использовать: а) индивидуальные соглашения; б) субсидии производителям; в) субсидии потребителям; г) государственное снабжение.

Оптимальное уменьшение негативного внешнего эффекта достигается в том случае, когда предельные издержки общества и предельные выгоды от этого уменьшения будут равны.

В конечном счете загрязнение окружающей среды объясняется законом сохранения материи и энергии, который гласит, что материя может превратиться в другой вид материи или энергию, но не может исчезнуть.

Последние меры по уменьшению загрязнения окружающей среды включают принятие законов о специальном фонде в 1 980 г. и о чистом воздухе в 1 990 г., а также стимулирование переработки отходов.

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

До сих пор мы добавляли к нашему анализу новые подробности и соображения, касающиеся двух аспектов несостоятельности рынка, - общественных товаров и внешних эффектов. Есть и еше один аспект, менее явный. Неэффективность рынка проявляется в тех случаях, когда либо у покупателей, либо у продавцов нет полной и точной информации, а чтобы ее получить, надо заплатить непомерную цену Говоря более специальным языком, такой вид несостоятельности рынка возникает из-за асимметричной информации, то есть неодинаковых сведений, которыми располагают стороны в рыночной сделке. Это значит, что покупатели и продавцы имеют разную информацию о цене, качестве или еще какой-нибудь характеристике товара или услуги.

Обычно рыночной информации хватает для того, чтобы товары и услуги производились и покупались в эффективных для экономики количествах. Но иногда из-за недостаточной информации трудно отличить законопослушных продавцов от незаконопослушных. На таких рынках дорогие ресурсы общества используются неэффективно, а это значит, что государство должно вмешаться, увеличив объем сведений для участников рыночных операций. В более редких случаях оно само должно снабдить ры-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [ 54 ] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]