назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [ 53 ] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


53

мальный уровень контроля за загрязнением повысится, выйдя за пределы Q,. Проверьте, как вы усвоили этот материал, начертив новые кривые МС и MB на рис. 30-6. {Ключевой вопрос 7.)

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ

Загрязнение окружающей среды - самый серьезный негативный внещний эффект, с которым сталкивается индустриальное общество, - служит подходящим примером для иллюстрации целого ряда концепций и государственных мер, о которых только что говорилось. Этот побочный эффект принимает различные формы, включая загрязнение воздуха, воды и почвы твердыми отходами. Каков масштаб этих проблем? Чем они вызваны? Что должно предпринять государство для их разрешения?

Масштаб проблемы

Нам известно, что некоторые реки, озера и заливы превратились в городские и промышленные сточные канавы. Почти половина американского населения пьет воду сомнительного качества. Более 25 тыс. крупных промышленных и коммунальных источников загрязнения воздуха вызывают рак легких, эмфизему, пневмонию и другие респираторные заболевания. Ежегодно в воздух выбрасывается около 1 млрд фунтов токсичных химических веществ, часть из которых канцерогенны. Для многих городов ликвидация твердых отходов стала острой проблемой, потому что самые доступные свалки уже переполнены, а горожане возражают против размещения новых свалок или мусоросжигателей рядом с их домами.

Страны Восточной Европы загрязнены до такой степени, что для их очистки потребуется в лучшем случае несколько десятилетий. В США обнаружены сотни опасных свалок токсичных отходов. За последнее десятилетие гигантские нефтяные пятна на побережье Аляски и в Персидском заливе нанесли серьезный ущерб этим двум экосистемам. Установлено, что пассивное курение сигарет является причиной возникновения рака у некурящих.

Глобальные последствия загрязнения окружающей среды также вызывают тревогу. Некоторые ученые утверждают, что концентрация промышленности, людей и строений в городах может привести к воздушному и тепловому загрязнению, достаточному для того, чтобы вызвать необратимое и потенциально опасное глобальное потепление вследствие так называемого парникового эффекта. Средства массовой информации предупреждают нас о том, что продолжающееся использование фреонов спо-

собствует повышению уровня заболеваемости раком кожи, потому что они истощают озоновый слой Земли.

Причины: закон сохранения материи и энергии

Лучше всего рассматривать проблему загрязнения окружающей среды с точки зрения закона сохранения материи и энергии. Этот закон гласит, что материя может превращаться в другой вид материи или энергию, но никогда не исчезает. Все ресурсы (топливо, сырье, вода и тд.), которые используются в производственном процессе, в конечном счете превратятся в такое же количество отходов. Например, если хлопок, из которого сделана рубашка, не будет постоянно перерабатываться, то он в конечном счете будет заброшен в шкафу, похоронен на свалке или сожжен в мусоросжигателе. Даже если он будет сожжен, то по-настоящему не исчезнет, а превратится в тепловую энергию и дым.

К счастью, экологическая система, или природа, если этот термин вам ближе, имеет способность к саморегенерации, которая позволяет ей в определенных пределах поглощать или перерабатывать такие отходы. Но их объемы имеют тенденцию превосходить абсорбирующую возможность природы.

Почему это происходит? Почему возникла проблема загрязнения окружающей среды? Есть много причин, но мы выделим четыре из них как самые главные.

1. Плотность населения. Одной из причин является рост населения. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн человек, скорее всего, не выдержит давления 200 или 300 млн человек.

2. Увеличение доходов. Экономический рост означает, что каждый человек потребляет ресурсы и вырабатывает отходы в постоянно возрастающем объеме. Парадоксально, но изобильное общество порождает загрязняющее общество. Увеличение ВВП (валового внутреннего продукта) означает увеличение ВВМ (валового внутреннего мусора). Так, высокий уровень жизни позволяет американцам иметь свыше 190 млн транспортных средств, но легковые автомобили и грузовики являются главными источниками загрязнения воздуха и к тому же создают непростую проблему ежегодной утилизации 11 или 12 млн автомобилей, ставших ненужными. Кроме того, ежегодно около 200 млн шин пополняют свалки в США.

Однако преувеличивать проблему не следует Хотя количество твердых отходов возрастает с повышением ВВП, это не относится ко всем зафяз-нителям. Например, концентрация дыма (легких взвешенных частиц), более тяжелых взвешенных



та ее продукции, уменьшение прибыли и в экстремальном случае угроза банкротства. Из этого следует вывод, что необходимы коллективные действия с участием правительства для эффективной борьбы с загрязнением окружающей среды.

При том, что важной функцией правительства является корректировка неправильного размещения ресурсов, сопровождающего внешние издержки, больщинство крупных городов, как это ни парадоксально, сами во многом усугубляют проблему загрязнения окружающей среды. Городские электростанции часто загрязняют воздух; многие города сбрасывают не полностью очищенные сточные воды в реки или озера, так как это дешево и удобно.

Подобным образом отдельные лица избегают затрат на уборку и сжигание своего мусора. Нам проще использовать одноразовую упаковку, чем возвращать в оборот многоразовую. Большинство семей с маленькими детьми предпочитают удобные одноразовые пеленки, которые накапливаются на мусорных свалках, а не матерчатые пеленки, пригодные для многоразового использования. Выбросы из дровяных печей, каминов, грилей и даже газонокосилок и лодочных моторов создали проблему загрязнения в некоторых городах и поселках.

Природоохранные мероприятия

Американская политика, направленная на борьбу с загрязнением окружающей среды, включает целый комплекс законов, подзаконные акты, налоги, рынки прав на загрязнение и финансируемые государством очистные программы. Больщинство мер вызвано тем, что появилось множество источников загрязнения и тысячи специфических веществ, которые выбрасываются в воздух, воду или на мусорные свалки. Мы выбрали для анализа три компонента этой политики: Закон о специальном фонде 1980 г. Закон о чистом воздухе 1990 г. и стимулирование переработки отходов.

Закои о специальном фонде. До принятия Закона о специальном фонде 1980 г. компании избавлялись от химических отходов, накапливая их рядом со своими заводами, сбрасывая в близлежащие водоемы или платя за их перевозку в специально отведенные места для уничтожения. Как только токсичные отходы увозили с территории завода, производители больше не несли за них никакой ответственности. Многие люди и фирмы, перевозившие ядовитые отходы, хранили их в протекающих контейнерах илн сбрасывали на частных и государственных свалках.

Для решения проблемы токсичных отходов Закон о специальном фонде установил прямой контроль, специальные налоги и правовые нормы ответственности. Он утвердил контроль федеральных властей над зараженными участками и ответствен-

частиц, двуокиси серы в среднем уменьшается, когда ВВП в расчете на душу населения страны ежегодно возрастает более чем на 5 тыс. дол. Увеличение национального дохода дает возможность «покупать» более чистый воздух и воду, проводя природоохранные мероприятия, но нет сомнения в том, что индустриализация, которая привела к росту ВВП, повлекла за собой проблемы загрязнения окружающей среды.

3. Технология. Технологические изменения являются еше одной причиной загрязнения окружающей среды. Например, свинцовые добавки в бензин представляли собой серьезную угрозу здоровью людей, и это заставило правительство принять решение, требующее использовать топливо без свинца. Широкое распространение и использование «одноразовых» контейнеров, изготовленных из практически неразлагающегося алюминия или пластмассы, усугубляют кризис, связанный с твердыми отходами. Некоторые моющие средства невозможно подвергнуть вторичной переработке.

4. Стимулы. Ориентированные на получение прибыли производители обычно выбирают такое сочетание ресурсов, которое требует наименьших затрат, и предпочитают нести лишь неизбежные издержки. Если они могут сбросить химические отходы в реки и озера, а не платить за установку дорогостоящих очистных сооружений, то они скорее всего так и поступят. Если производители могут спустить пар и горячую воду, образовавшиеся после охлаждения оборудования, а не покупать дорогостоящие системы охлаждения и очистки, они так и поступят. Результатами этого являются загрязнение воздуха и воды - как химическое, так и термальное - и то, что называется перенесением определенных издержек на общество в целом в виде значительных побочных издержек. Имея более низкие «внутренние» издержки вследствие экономии на очистных мероприятиях, производители могут продать свою продукцию дешевле, расширить производство и получить большую прибыль.

Но было бы несправедливо и неточно возлагать всю вину за загрязнение окружающей среды на промышленность. Очевидно, что «сознательная» фирма, которая готова нести социальную ответственность за загрязнение окружающей среды, может оказаться в невыгодном положении. Если отдельно взятая фирма «возьмет на себя» все свои внешние издержки, установив, скажем, водо- и дымоочист-ное оборудование, она окажется в невыгодном, с точки зрения издержек, положении по сравнению со своими конкурентами, продолжающими загрязнять окружающую среду Социально ответственная фирма будет иметь более высокие затраты и будет вынуждена повысить цены на свою продукцию. «Наградой» такой фирме будет сужение рынка сбы-



ность фирм-производителей за нарушение правил сброса отходов, а также возложил ответственность на тех, кто вывозит и сбрасывает эти отходы. Кроме того, по этому закону производители токсичных химикатов облагались налогом, доходы от которого стали поступать в специальный фонд и использоваться Управлением по охране окружающей среды для финансирования очистки 1250 участков с токсичными отходами. Когда начинаются работы по дезактивации, федеральное правительство возбуждает иски, пытаясь возместить все или часть расходов.

Оказалась ли продуктивной идея, заложенная в формировании специального фонда? С одной стороны, налог на производителей химических товаров принес миллиарды долларов. Кроме того, были очищены места сброса самых токсичных отходов. Это положительные результаты. Но, с другой стороны, есть и отрицательный. Специальный фонд стал ареной политической борьбы за проведение «общественных работ». Политики начали бороться между собой за то, чтобы их родной штат или местные свалки попали в список на очистку и заняли в нем приоритетные позиции. Дезактивация территорий с токсичными отходами не только ликвидирует опасности для здоровья, но также приносит доходы и создает рабочие места в очищаемом районе.

Необходимы многочисленные исследования, слушания и обращения для того, чтобы решить вопрос о масштабе и методе очистки каждого участка. Этот процесс занимает много времени и имеет неприятный побочный эффект: «выкачивает» огромные суммы из специального фонда. Отчеты показывают, что миллионы долларов ушли на сомнительные накладные расходы, которые частные подрядчики переложили на правительство. Гонорары адвокатам и другие судебные издержки резко возросли. Фирмы оп-ротестовьшают иски правительства, возбуждают иски друг против друга, чтобы установить ответственность, и против своих страховых компаний. Ставки высоки, потому что обшая стоимость очистных мероприятий оценивается в 100 млрддол. Например, в 1994 г предприятия и правительство затратили на очистку 13 млрд дол., три из которых составляли гонорары адвокатов.

За 14 лет фактически были дезактивированы только 220 из 1250 участков с токсичными отхода-.ми, находящихся в списках специального фонда. Сейчас работы ведутся еще примерно на 600 территориях. Столь низкие темпы работ и судебные проволочки заставили Конгресс пересмотреть Закон о специальном фонде с целью более четкого определения ответственности за проведение очистных мероприятий. В 1994 г Конгрессу был предложен новый закон, по которому сокращается число правонарушений, подлежащих рассмотрению в суде, и изменяются требования к очистным мероприятиям.

Закон о чистом воздухе 1990 г. в американской политике, направленной на борьбу с загрязнением воздуха, всегда преобладал прямой контроль, то есть бьши установлены единые нормы, или пределы допустимого выброса загрязняющих веществ. Закон о чистом воздухе 1990 г. продолжил эту традицию, но он также ввел ограниченный рынок прав на зафязнение. Рассмотрим пять основных положений этого закона.

/. Загрязнение воздуха токсичными отходами. Заводы и фирмы должны установить «максимальное количество контрольного оборудования», чтобы к 2000 г на 90% уменьшить выбросы 189 ядовитых химических веществ.

2. Городской смог. Загрязнение, вызьшаюшее смог примерно в 100 городах, необходимо сократить в течение шести лет на 15%, а потом ежегодно уменьшать его на 3%, пока качество воздуха не будет отвечать установленным стандартам.

3. Транспортные средства. Автомобильные выхлопы - основная причина смога в городах - должны были быть сокращены с 30 до 60% к 1998 г Кроме того, по этому закону в девяти городах с самым вьюоким уровнем смога следует продавать наиболее чистые сорта бензина. К 1999 г 300 тыс. автомобилей Лос-Анджелеса должны заправляться альтернативными видами топлива.

4. Истощение озонового слоя. К 1998 г должны были сократить на 50% использование фреонов, которые истощают озоновый слой. Акцизный налог на фреоны, о котором говорилось ранее, хотя и не вводится этим законом, поможет в достижении данной цели.

5. Кислотные дожди. Чтобы кислотные дожди перестали портить природу электростанции, работающие на угле, должны почти наполовину сократить ежегодные выбросы двуокиси серы. По этому закону формируется рынок прав на загрязнения, подобный тому который показан на рис. 30-5. Закон разрешает предприятиям коммунального обслуживания покупать у правительства кредиты на выброс. Возможно, некоторые предприятия коммунального обслуживания сократят выбросы двуокиси серы сверх установленной нормы. В таком случае они смогут продать свои кредиты на выбросы другим предприятиям, которые предпочтут этот более дешевый способ, а не дорогостоящую установку дополнительного оборудования для контроля за загрязнением.

1пля-продажа прав на загрязнение. Статьи Закона о чистом воздухе 1990 г, касающиеся кислотныхдож-дей, дополняют другие меры борьбы с загрязнением воздуха, которые допускают обмен правами на загрязнение. Теперь Управление по охране окружающей среды разрешает фирмам обмениваться правами на загрязнение как в пределах одной фирмы, так и между фирмами.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [ 53 ] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]