назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


52

выгоды

Недовложение

1 ресурсов

а) Ситуация с побочными выгодами

б) Ликвидация недовложения ресурсов с помощью предостввления субсидии потребителям

Рисунок 30-4. Ликвидация побочных выгод (положительных внешних эффектов)

в) Ликвидация недовложения ресурсов с помощью предоставления субсидии производителям

Побочные выгоды (рис. а) приводят к недовложению ресурсов. Такое недовложение можно ликвидировать, предоставив субсидии потребителям, как показано на рис. б, что вызовет увеличение рыночного спроса от D до Dj. Однако недовложение ресурсов можно устранить, предоставив субсидию U производителям, что приведет к смещению кривой предложения от St до St, как показано на рис. в.

ляются объектами загрязнения, поскольку права на использование этих ресурсов либо принадлежат всему обществу либо не регулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет стимула ограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту или высокое качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов от подобной деятельности.

Мы сохраняем принадлежащую нам собственность - периодически красим и ремонтируем свои дома - отчасти потому, что возместим стоимость такого ремонта при продаже. Но до тех пор, пока «права» на воздух, воду и некоторые земельные ресурсы принадлежат всем и ими можно пользоваться бесплатно, не будет никаких стимулов, чтобы их беречь и ограничивать использование. Каков же результат? Эти природные ресурсы «чрезмерно потребляются» и тем самым загрязняются. Но использовались бы они в такой же мере, если бы за загрязнение надо было платить, то есть если бы существовал рынок прав на загрязнение?

Формирование рынка. При таком подходе соответствующее ведомство, осуществляющее контроль за загрязнением окружающей среды, определяло бы количество загрязняющих веществ, которое можно ежегодно выбрасывать в воду или в воздух в данном районе и при этом сохранять их качество на приемлемом уровне. Например, это ведомство установит, что 500 т загрязнителей может быть сброшено в столичное озеро и «переработано» природой. В таком случае ежегодно будет предлагаться 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволит его владельцу в данном году сбрасывать в озеро одну

тонну загрязнителей. Суммарное предложение прав на загрязнение не изменится, поэтому оно абсолютно неэластично, как показано на рис. 30-5.

200 ---V--

S = Предложение прав на загрязнение

500 750 1000 Объем прав на загрязнение (в тоннах)

Рисунок 30-5.Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Загрязнение окружающей среды должно контролироваться государственным органом, устанавливающим количество загрязнителей, которое безусловно может переработать воздух ипи водоем, и продающим зто ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель зтой меры - превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определенную цену. Через некоторое время с развитием экономики и ростом населения спрос на права возрастет, что приведет к повышению цен на них, а не к увеличению загрязнения.



Кривая спроса на права на загрязнение - в данном случае Z),,, - будет нисходящей, как и кривая спроса на любые другие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняет окружающую среду, либо вообще перестанут это делать, либо уменьшат объем загрязнения, приобретя очистное оборудование. На права на загрязнение установится равновесная рыночная цена в 100 дол., по которой они будут продаваться тем, кто загрязняет окружающую среду, но количество этих прав будет определяться природоохранными соображениями. Без такого рынка, то есть если бы использование этого озера для сброса зафяз-нителей было бесплатным, в него попало бы 750 т вредных веществ, оно подверглось бы «чрезмерному потреблению», или зафязнению, в объеме 250 т.

Со временем по мере увеличения численности населения и предприятий спрос увеличится от Z),,, до Аооб- Без рынка прав на загрязнение в 2006 г оно на 500 т превысит тот уровень, который может усвоить природа. При наличии такого рынка цена прав на загрязнение повысится со 100 до 200 дол., а количество загрязнителей останется прежним, то есть 500 т.

Преимущества. По сравнению с прямым контролем рынок имеет ряд преимуществ. Самое важное из ни.х заключается в том, что сокращаются расходы для общества, поскольку права на загрязнение можно покупать и продавать. Предположим, компании Acme Pulp Mill приходится ежегодно платить 20 дол., чтобы уменьшить на одну тонну сброс ядовитых веществ в воду, а компания Zemo Chemicals тратит 8 тыс. дол. в год, чтобы добиться такого же сокращения на одну тонну Допустим также, что компания Zemo собирается расширить производство химических изделий, но при этом сброс загрязнителей увеличится на одну тонну

Без рынка прав на загрязнение компании Zemo придется использовать редкие ресурсы общества на сумму 8 тью. дол., чтобы не допустить увеличения сброса загрязнителей на одну тонну Но у компании есть и другая возможность: она может купить права на одну тонну загрязнителей за 100 дол., как показа-

но на рис. 30-5. Компания Acme будет готова продать компании Zemo права на одну тонну загрязнителей за 100 дол., потому что эта сумма превышает расходы компании Acme (20 дол.), необходимые для уменьшения количества загрязнителей на одну тонну Компания Zemo увеличит сброс на одну тонну, а компания Acme его уменьшит на туже величину Выифают все: компания Zemo - (8000 дол. - 20 дол.), компания Acme - (100 дол. - 20 дол.), а общество -(8000 дол. - 20 дол.). Оно использует ресурсы на 20 дол., а не на 8 тыс. дол., чтобы удерживать сброс на установленном уровне.

Рыночные программы имеют и другие преимущества. Потенциальные «загрязнители» получают явный материальный стимул для охраны окружающей среды: в противном случае они вынуждены покупать права на загрязнение. Природоохранные организации могут бороться с загрязнением, скупая и удерживая в своих руках права на загрязнение и тем самым уменьшая фактическое загрязнение сверх норм, установленных правительством. Номере увеличения спроса на права на загрязнение растущие доходы от продажи определенного количества прав можно будет потратить на природоохранные мероприятия. Кроме того, растущие с течением времени цены на права на загрязнение будут стимулировать поиск усовершенствования методов контроля за загрязнением.

Из-за административных и политических проблем правительство не отказалось от прямого контроля (единых норм выброса загрязнителей) в пользу полномасштабного рынка прав на загрязнение. Но, как мы вскоре увидим, такие рынки прав на загрязнение воздуха уже возникли. Кроме того, законодательство установило систему прав на загрязнение, или «рыночных льгот» на выброс. Эта система представляет собой часть программы уменьшения выброса двуокиси серы коммунальными предприятиями при сжигании угля. Эти выбросы являются основным источником кислотных дождей.

В табл. 30-3 дается обзор методов минимизации внешних эффектов.

Таблица 30-3. Методы минимизации внешних эффектов

Проблема

Результат распределения ресурсов

Методы минимизации

Побочные издержки (отрицательные внешние эффекты)

Перерасход ресурсов

1. Индивидуальные соглашения

2. Правовые нормы ответственности и судебные иски

3. Налог на производителей

4. Прямой контроль

5. Рынок прав на внешние эффекты

Побочные выгоды [положительные внешние эффекты)

Недовложение ресурсов

1. Индивидуальные соглашения

2. Субсидии потребителям

3. Субсидии производителям

4. Государственное снабжение



11 II

о. CD

Оптимальный \

для общества

объем

уменьшения ---

загрязнения

MB

О Q,

Объем уменьшения загрязнения

Рисунок 30-Б.Оптимальный для общества обьем уменьшения загрязнения

Оптимальный обьем уменьшения внешнего эффекта - в данном случае загрязнения окружающей среды - достигается в точке Qi, где предельные издержки общества равны предельным выгодам от уменьшения отрицательного внешнего эффекта. Уменьшение загрязнения ниже уровня Q, приведет к сокращению экономической зффективности из-за перерасхода ресурсов, необходимых для контроля за загрязнением.

На практике довольно трудно определить предельные издержки и предельные выгоды от контроля за загрязнением. Тем не менее рис. 30-6 убедительно показывает, что некоторая доля загрязнения может оказаться полезной для общества. Дело не в том, что загрязнение желательно, а в том, что за пределами определенного уровня его дальнейшее уменьшение может привести к снижению «чистого» благосостояния общества.

Смещение кривых. Положение кривых предельных издержек и предельных выгод на рис. 30-6 не является постоянным; оно может меняться и, скорее всего, меняется с течением времени. Например, представим себе, что оборудование для контроля за загрязнением окружающей среды в значительной степени модернизировано. В таком случае следует ожидать, что затраты на уменьшение загрязнения снизятся, кривая МС общества сместится вправо, а оптимальный уровень уменьшения загрязнения повьюится. Возьмем другой пример. Предположим, что общество требует более чистого воздуха и чистой воды, потому что поступила новая информация о пагубных последствиях загрязнения для здоровья. Кривая MB на рис. 30-6 сдвинется вправо, а опти-

Оптимальное для общества сокращение внешних эффектов

Отрицательные внешние эффекты, такие, как загрязнение окружающей среды, уменьшают, а не увеличивают полезность для получателя. Они приносят не экономическую пользу а экономический вред. Но если они вредны, почему общество не ликвидирует их? Почему оно позволяет предприятиям или городам выбрасывать любые загрязнители в общественные водоемы или в воздух?

Уменьшение негативного эффекта имеет свою «цену». Общество должно решить, за какую долю уменьшения оно готово заплатить. Полностью ликвидировать загрязнение нежелательно, даже если бы это было технически возможно. По закону убывающей отдачи очистка последних 10% выбросов из труб промышленных предприятий обычно стоит гораздо дороже, чем очистка предыдущих 10%. А очистка этих 10% дороже, чем предыдущих 10%, и т.д.

Предельные издержки (MQ для фирмы, а следовательно, и для общества - альтернативные издержки использования дополнительных ресурсов -повышаются по мере уменьшения загрязнения. В какой-то момент МС могут настолько подняться, что превысят предельные выгоды (MB) общества от дальнейшего уменьшения загрязнения. Таким образом, дополнительные меры по уменьшению загрязнения приведут к снижению уровня благосостояния общества, так как общие издержки превысят общие выгоды.

МС. fB ракновесное ко.шчество. На рис. 30-6 мы видим восходящую кривую предельных издержек МС и нисходящую кривую предельных выгод MB. Предельные выгоды от уменьшения загрязнения снижаются в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Выгоды от уменьшения загрязнения отражают полезность, а предельная (но не совокупная) полезность сокращается по мере уменьщения масштабов загрязнения.

Оптимальное уменьшение внешнего эффекта достигается в том случае, когда предельные выгоды для общества и предельные издержки уменьшения данного внешнего эффекта равны (MB = МС). На рис. 30-6 эта оптимальная величина уменьшения загрязнения составляет Q,. Когда Л/5 превышают МС, дальнейшее уменьшение загрязнения диктуется экономической эффективностью, то есть дополнительная выгода от более чистого воздуха и воды должна превышать выгоду от любого другого использования необходимых ресурсов. Когда МС превышают MB, дальнейшее уменьшение загрязнения приводит к снижению экономической эффективности; в таком случае более выгодно использовать ресурсы для каких-нибудь других целей, чем для дальнейшего уменьшения загрязнения окружающей среды.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [ 52 ] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]