назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


51

Индивидуальное соглашение

В некоторых ситуациях внешние эффекты могут преодолеваться с помощью индивидуальных соглашений.

Теорема Коуза. Согласно теореме Коуза, названной так по имени ее автора Рональда Коуза, положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства в тех ситуациях, когда: 1) четко определены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей; 3) стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами или группами. Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, то соглашение между ними дает возможность найти приемлемое решение проблемы побочных результатов путем переговоров. Право собственности устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для обеих сторон. Поэтому у них возникает насущная необходимость найти пути для решения проблемы побочных результатов.

Распространенный пример. Предположим, что владелец большого участка леса собирается заключить контракт с лесозаготовительной компанией на пол-

ную очистку тысячи акров земли от старых хвойных деревьев. Сложность состоит в том, что в лесу есть озеро, на берегу которого находится известный всей стране курорт. Курорт расположен на земле, принадлежащей его владельцу. Первозданная красота этого места привлекает туристов со всей страны. Должно ли правительство штата или муниципалитет каким-то образом вмешаться в эту ситуацию?

По теореме Коуза, владельцы леса и курорта могут решить эту проблему без вмешательства правительства. Каким же образом? Если одна из сторон имеет право на то, что является предметом спора, то у обеих сторон есть стимул договориться о приемлемом для них решении. В нашем примере владелец лесного участка обладает правом собственности на землю, которая должна быть расчищена от леса. Поэтому у владельца курорта есть стимул для достижения соглашения с владельцем леса, чтобы уменьшить последствия вырубки. Ясно, что из-за вырубки очень большого участка леса, окружающего курорт, наплыв туристов сократится, а следовательно, уменьшатся и доходы владельца курорта.

Менее очевидны, но столь же сильны экономические стимулы, побуждающие владельца леса искать возможность для заключения соглашения с владельцем курорта. Почему? К ответу на этот вопрос нас подводит понятие вмененных издержек. Одна из существенных потерь, которую понесет владелец лесного участка в случае вырубки, заключается в том, что он не получит возмещения (на которое он мог бы рассчитывать) от владельца курорта за согласие не вырубать хвойный лес. Владелец курорта, безусловно, был бы готов заплатить единовременно или ежегодно выплачивать определенную сумму владельцу леса, чтобы ликвидировать или минимизировать побочные издержки. Или, возможно, владелец курорта захотел бы купить лесной участок за сравнительно высокую цену, чтобы помешать вырубке леса. С точки зрения владельца леса, плата за предотвращение вырубки или закупочная цена, превышающая стоимость земли вместе с лесом, составляют издержки от вырубки леса.

Можно предсказать, что в этой ситуации обе стороны сочтут более целесообразным достичь соглашения, чем вырубать хвойный лес. По теореме Коуза, правительству не надо будет вмешиваться, чтобы скорректировать этот потенциальный побочный эффект.

Ограничения. К сожалению, многие негативные побочные эффекты затрагивают значительное число заинтересованных сторон и связаны с крупными сделками. Поэтому частные соглашения не могут исправить такие негативные побочные эффекты. Одним из примеров может служить проблема кислотных дождей в США и Канаде, которая затрагивает много миллионов людей, живущих в обеих

групп, занижает величину совокупных выгод. Кривая рыночного спроса не охватывает всех выгод, связанных с обеспечением и потреблением товаров и услуг, которые влекут за собой побочные выгоды. Следовательно, кривая D на рис. 30-26 указывает на выгоды, которые, например, извлекают отдельные лица, делая прививки от заразных болезней. Уатсон и Вайнберг, каждый в отдельности, получают выгоду, подвергаясь вакцинации, но это относится и к их коллегам Альваресу и Андерсону, для которых уменьшается вероятность заражения от первой пары. Если перенести это на все население, то прививки означают, что рабочие будут более здоровыми, их труд будет более производительным, благодаря чему об-шество получит выгоды от увеличения объема выпуска и доходов. D, включает выгоды от прививок для отдельного лица {D) плюс дополнительные, или побочные, выгоды для обшества в целом.

Когда рыночный спрос D и предложение S, приведут к равновесному объему выпуска Q„ он будет меньше оптимального объема Q„, показанного на пересечении кривых D, и S,. Рынок произведет недостаточное количество вакцинаций из-за недовложения ресурсов.

Для решения проблемы побочных издержек и побочных выгод экономисты использовали различные подходы, многие из которых включали участие государства. Но сначала рассмотрим такие ситуации, когда вмешательства государства не требуется.



странах. Нельзя ожидать, что огромное число заинтересованных сторон каким-то образом самостоятельно достигнут соглашения, в результате которого уменьшится этот побочный эффект В подобных обстоятельствах следует полагаться главным образом на правительства.

Тем не менее теорема Коуза напоминает нам о том, что четко сформулированные права собственности могут сыграть положительную роль в ликвидации побочных издержек и побочных выгод.

Правовые нормы ответственности и судебные иски

Хотя индивидуальные соглашения, возможно, не приводят к реальному решению большинства проблем внешних эффектов, ясно сформулированные права собственности могут помочь в другом отношении. Государство установило рамки законов, оп-ределяюших частную собственность и защищающих ее от ущерба, нанесенного другими сторонами. Данные законы, а также законодательство о гражданских правонарушениях, возникшее на основе этих законов, позволяет тем, кто несет побочные издержки, возбуждать иски о возмещении ущерба.

Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, что компания Ajax Degreaser регулярно сбрасывала протекающие емкости с растворителями в близлежащий каньон, который принадлежит владельцу ранчо Ваг Q. В конце концов хозяин Ваг Q обнаружил эту свалку и, заподозрив компанию Ajax, тут же связался со своим адвокатом. Компании Ajax был предъявлен иск. В результате ей придется заплатить не только за очистку территории ранчо Ваг Q, но и за имущественный ущерб.

Четко сформулированные права собственности и установленные правительством правовые нормы ответственности дают возможность минимизировать некоторые внешние эффекты. Этого можно достичь прямым путем, заставив виновного в нанесении ущерба заплатить потерпевшей стороне. Но этого можно достичь и косвенным путем, заставив фирмы и отдельных лиц воздерживаться от причинения вреда из-за страха перед судебным преследованием. Неудивительно, что многие внешние эффекты затрагивают не частную собственность, а скорее собственность, находящуюся в общем владении. Менее ясен вопрос с общественными водоемами, общественными земельными участками и «общественным» воздухом, которые часто несут основное бремя негативных побочных эффектов.

Предостережение: подобно индивидуальным соглашениям, судебные иски частных лиц для разрешения споров, касающихся внешних эффектов, имеют свои недостатки. Они дороги, отнимают много времени, а их результаты весьма неопределенны. Большие судебные издержки и длительные

проволочки в судебной системе - явление повсеместное. Кроме того, неопределенность исхода судебного дела уменьшает эффективность такого подхода. Примет ли суд ваш иск о том, что эмфизема возникла у вас от дыма, выбрасываемого находящейся поблизости фабрикой, или решит, что ваше заболевание не связано с загрязнением воздуха? Можете ли вы доказать, что предприятие, расположенное в вашем районе, является источником заражения вашего колодца? Перед каким выбором окажется владелец ранчо Ваг Q, если компания Ajax Degreaser прекратит свою деятельность, пока будет продолжаться судебное разбирательство?

Государственное вмешательство

Когда внешние эффекты затрагивают большое число людей или когда на карту поставлены общественные интересы, необходимы другие подходы для достижения экономической эффективности. В частности, для решения проблемы побочных издержек можно использовать прямой контроль и налоги, а для решения проблемы побочных выгод - субсидии и государственное снабжение.

Прямой контроль. Прямой метод минимизации негативных внешних эффектов - это законы, ограничивающие определенные виды деятельности. Сегодня этот метод доминирует в государственной политике США. Так, Закон о чистом воздухе 1990 г ограничивает количество окиси азота, вредных частиц и других веществ, которыми заводы зафязня-ют воздух. Закон о чистой воде определяет количество тяжелых металлов, моющих средств и других загрязнителей, которые предприятия спускают в реки и заливы. Законы о токсичных отходах устанавливают процедуры и определенные места для сброса зараженной земли и растворителей. Нарушение этих законов чревато штрафами, а иногда и тюремным заключением.

В результате прямого контроля фирмы-нарушители несут расходы, связанные с охраной окружающей среды. Следовательно, частные предельные издержки производства товара повышаются. Кривая предложения S на рис. 30-За, которая, как мы знаем, отражает только предельные издержки для отдельных лиц или групп, смещается влево от 5 до S„ как показано на рис, 30-36. Цена товара увеличивается, равновесный объем выпуска падает с Q, до Q„, а первоначальный перерасход ресурсов Q,Q„ показанный на рис. 30-За, ликвидируется.

Специальные налоги. Другой подход к проблеме побочных издержек заключается в введении специальных налогов или сборов с виновных в загрязнении окружающей среды. Например, федеральное правительство уже ввело акцизный налог на производителей фреонов, которые истощают атмосферный



Побочные

\ издержки

"" 1 \ Перервсход

1 1 ресурсов

а) Ситуация с побочными издержками

б) Ликвидация перерасхода ресурсов путем введения налога

Рисунок 30-3. Ликвидация побочных издержек (негативных внешних эффектов)

Побочные издержки приводят к перерасходу ресурсов (рис. а). Этот перерасход можно ликвидировать, установив прямой контроль или, как показано на рис. б, введя специальный налог 7, который вызовет повышение предельных издержек фирмы и сместит кривую предложения от S до Sj.

озоновый слой, защищающий землю от излишней солнечной радиации. Фреон широко используется как охлаждающая жидкость в холодильниках, пенных огнетушителях и как растворитель в электронике. При таком налоге производителям приходится решать, платить ли его либо потратить дополнительные средства на покупку или разработку товаров-заменителей. В обоих случаях налог приведет к увеличению предельных издержек производства фреонов, смещая влево кривую предложения этой продукции.

Посмотрим внимательно на рис. 30-3. Специальный налог, равный величине Г на единицу продукции на рис. 30-36, приведет к повышению предельных издержек фирмы, смещая кривую предложения от S до S,. Поэтому равновесная цена вырастет, а равновесный объем выпуска упадет с до оптимального уровня Перерасход ресурсов, показанный на рис. 30-За, будет ликвидирован.

Субсидии и государственное снабжение. Когда побочные выгоды, или положительные внешние эффекты, велики и широко распространены, у правительства есть три возможности ликвидации недовложения ресурсов.

/. Субсидии потребителям. На рис. 30-4а повторяется описанная ранее ситуация с побочными выгодами. Государство может минимизировать недовложение ресурсов - в данном случае в прививки, -субсидируя потребителей этого товара. Оно может выдать каждой молодой матери в США купон со скидкой, который даст возможность сделать ее ребенку целый ряд прививок. Эти купоны снизили бы «цену» для матери, например, на 50%. На рис. 30-46 видно, что эта программа привела бы к увеличению спроса на прививки с Z) до D,. Количество вакцинаций возросло бы с до Q, и недовложение ресур-

сов, показанное на рис. 30-4а, было бы ликвидировано.

2. Субсидии производителям. По отношению к предложению субсидия - это специальный налог, приводящий к противоположным результатам: налоги требуют от производителя дополнительных расходов, а субсидии их уменьшают На рир. 30-4в субсидия и, которую получают врачи и клиники на каждую прививку, приведет к сокращению предельных издержек и смещению кривой предложения вправо от .S, до S,. Объем выпуска увеличится с Q, до оптимального значения Q„, и тем самым недовложение ресурсов, показанное на рис. 30-4а, будет ликвидировано.

3. Государственное снабжение. Наконец, в тех случаях, когда побочные выгоды чрезвычайно велики, государство может взять на себя снабжение конкретным общественным товаром. США в значительной мере искоренили полиомиелит, приводящий к инвалидности, обеспечив всех детей бесплатной вакцинацией. Индия покончила с оспой благодаря тому, что государство платило жителям сельских районов за их обращение в государственные клиники для вакцинации детей. (Ключевой вопрос 4.)

Рынок прав на внешние эффекты

Один из самых последних подходов, предложенных для ликвидации побочных издержек, включает ограниченное вмешательство государства. Суть его заключается в формировании рынка прав на внешние эффекты. Мы коснемся только проблемы зафяз-нения окружающей среды, хотя такой подход применим и к другим внешним эффектам.

Воздух, реки, озера, океаны и государственные земельные участки, такие, как парки и улицы, яв-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]