назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


50

(в дол.)

5 4 3 2 1

ГЛАВА 30 657

Несостоятельность государства и рынка: общественные товары, ...

в равной степени доступны обоим лицам для одновременного потребления. Нисходящий характер кривой объясняется законом убывающей предельной полезности: последующие единицы общественного товара приносят меньше дополнительной пользы, чем предыдущие. {Ключевой вопрос 1.)

---4----

1

1 1 1

1 1 \

Цена, которую готов \ заплатить Адаме 1 1

1

Н 1

- ! 1

а) Адаме

(в дол.) 6 5 4 3 2 1

I Цена, которую готов заплатить Бенсон --I---- .

6) Бвисон

(в дол.]

9---+-

1 1 1 1 1

"Л" ~ Оптимальная 1

-LNr " L -у---

1 N,1 \ 1 1 1

ч \

у\ 1

-у/- 1----h---

J, Коллективная -

1 >

, L

\/

bi:::

1 Dc

в) Коллективный спрос

Рисунок 30-1.Оптимальное количество общественного товара

Кривая коллективного спроса 0 на общественный товар, показанная графически на рис. в, образована путем сложения по вертикали кривых индивидуального спроса О, и Dj, показанных на рис. а и б. Государство должно произвести три единицы общественного товара, потому что при таком количестве общая предельная выгода, выражающаяся в готовности граждан платить за последнюю единицу (DJ, равна предельным издержкам производства данного товара (S).

Наша кривая коллективного спроса Д. основ.зна на денежной стоимости предполагаемых выгод от различных дополнительных единиц товара, которые

Оптимальное количество общественного товара

Теперь мы можем определить оптимальное количество общественного товара, рассматриваемого на рис. 30-1. Кривая коллективного спроса Д отражает предельную общественную выгоду каждой единицы данного товара, а кривая предложения S -предельные издержки производства каждой единицы. Восходящая форма кривой предложения объясняется законом убывающей отдачи, который действует независимо от того, производятся ли ракеты (общественный товар) или варежки (товар индивидуального пользования).

Оптимальный объем выпуска достигается в том случае, когда предельные выгоды равны предельным издержкам {MB = MQ. В данном случае оптимальное количество общественного товара равно трем единицам - на это указывает пересечение кривых коллективного спроса D, и предложения S. Оптимальное количество общественного товара составляет три единицы, когда общая готовность потребителей платить за дополнительную единицу - общая выгода для двух потребителей - как раз соответствует предельным издержкам производства этой единицы (5 дол. = 5 дол.). Следовательно, принцип соответствия предельной выгоды предельным издержкам, использованный для определения оптимального количества общественного товара, аналогичен правилу MR = МС для выпуска продукции и правилу MRP = = MRC для определения затрат, которые необходимы для максимизации прибыли. {Ключевой вопрос 2.)

Анализ издержек и выгод

Мы показали, что экономическая наука дает некоторые ориентиры для эффективного принятия решений в государственном секторе. Эти ориентиры могут быть полезны для понимания сути анализа издержек и выгод.

Концепция. Предположим, правительство рассматривает некий специальный проект, например проект системы паводкового контроля. Основная суть проблемы экономии состоит в том, что любое решение вложить больше ресурсов в государственный сектор влечет за собой как выгоды, так и издержки. Выгоды заключаются в дополнительном удовлетворении потребностей, поскольку увеличивается выпуск общественных товаров, а издержки - в том.



658

Государство и текущие экономические проблемы

Таблица 30-2. Анализ издержек и выгод программы паводкового контроля (в дол.)

План

Общая ежегодная

стоимость

программы

Предельные издержки

Общая ежегодная выгода [уменьшение ущерба]

Предельная выгода

Чистая выгода [4]-[2]

Без контроля О

А; Плотины 3 ООО

S: Маленькое водохранилище 10 000

С: Среднее водохранилище 1В ООО

D: Большое водохранилище 30 ООО

3-3-

- 3 000

- 7 ООО в ООО

-12 ООО

6 ООО 16 ООО 25 ООО

32 ООО

3 3 3

6 ООО -10 000

9 ООО

7 ООО

3 ООО

6 ООО

7 ООО

2 ООО

Источник: Подготовлено по работе Eckstein 0. Public Finance, 3d ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, Inc., 1973. P. 23.

ЧТО удовлетворение потребностей уменьшается в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления. Нужно ли перемещать ресурсы, о которых идет речь, из частного в государственный сектор? Ответ будет положительным, если выгоды от дополнительного производства общественных товаров превысят издержки из-за уменьшения количества товаров для индивидуального пользования. Ответ будет отрицательным, если стоимость, или издержки, недопотребления товаров для индивидуального пользования будет больше, чем выгоды, связанные с дополнительным количеством общественных товаров.

Но анализ издержек и выгод может не только указать на то, стоит ли предпринимать некую государственную программу. Он может также помочь определить, в каких пределах ее следует осуществлять. В конечном счете экономические вопросы требуют не однозначных ответов «да» или «нет», а скорее «насколько много» или «насколько мало».

Относительно системы паводкового контроля заметим в первую очередь, что она является общественным товаром в том смысле, что к ней с трудом можно применить принцип исключения. Но должно ли правительство осуществлять этот проект в данной речной долине? Если да, то каким должен быть размер или объем этого проекта?

Иллюстрация. Табл. 30-2 дает нам некоторые ответы на эти вопросы. В ней мы перечисляем все более и более масштабные, а следовательно, и дорогостоящие планы паводкового контроля. В каких пределах следует их осуществлять, если вообше это надо делать? Ответ зависит от соотношения издержек и выгод. Издержки (затраты) в данном случае состоят из инвестиций в строительство и содержание плотин и водохранилищ; выгоды выступают в виде уменьшения ущерба от наводнений.

Беглый просмотр всех планов указывает на то, что совокупные выгоды (столбец 4) превышают общие затраты (столбец 2), следовательно, строительство защитного сооружения на этой реке экономи-

чески оправдано. Это сразу видно из столбца (6), в котором совокупные ежегодные расходы (столбец 2) вычитаются из совокупной ежегодной выручки (столбец 4).

Но остается второй вопрос: каков оптимальный размер или объем проекта? Чтобы на него ответить, надо сравнить дополнительные, или предельные, выгоды с дополнительными, или предельными, издержками, которые связаны с каждым планом. Руководящий принцип здесь такой же, как и при определении оптимального количества общественного товара: заниматься предпринимательской деятельностью или осуществлять программу лишь до тех пор, пока предельные выгоды (столбец 5) превышают предельные издержки (столбец 3). Прекратить деятельность или приостановить реализацию программы следует в тот момент или как можно ближе к тому моменту, когда предельные выгоды становятся равными предельным издержкам.

В данном случае план С с водохранилищем среднего размера является оптимальным. Планы/4 и В слишком скромные; в обоих случаях предельные выгоды превышают предельные издержки. В плане D предельные издержки (12 тыс. дол.) больше, чем предельные выгоды (7 тыс. дол.), поэтому он нерентабелен. Этот план экономически не оправдан, так как влечет за собой избыточный для данной программы паводкового контроля расход ресурсов. План С ближе всего к оптимальному; по нему рамки программы раздвигаются до тех пор, пока предельные выгоды превышают предельные издержки.

Рассматривая принцип равенства предельных выгод предельным издержкам с несколько иной точки зрения, можно определить, какой план влечет за собой максимальное превышение общих выгод (столбец 4) над общими издержками (столбец 2) или какой план принесет обществу максимальную чистую прибыль или выгоду. Мы прямо утверждаем в столбце (6), что максимальная чистая выгода (7 тыс. дол.) связана с планом С.



Несостоятельность государства и рынка: общественные товары, ... Следует отметить, что анализ издержек и выгод

развеивает миф о тождественности понятий «экономия на государственных расходах» и «сокращение государственных расходов». «Экономия» связана с эффективностью использования ресурсов. Если предельные выгоды от государственной программы меньше тех, которые может принести альтернативная частная программа, то есть если издержки превышают выгоды, то предложенную государственную про-фамму осуществлять не следует Но если возникает обратная ситуация - выгоды превышают издержки, - то было бы неэкономично или «расточительно» не вложить средства в такую государственную профам-му. Экономия на государственных расходах не означает их минимизацию, скорее она означает перераспределение ресурсов между государственным и частным секторами экономики до тех пор, пока больше нельзя будет получать чистые выгоды от дальнейшего перераспределения. (Ключевой вопрос 3.)

Крапю» повторвнмв 30-1

"♦• Спрос на общественный товар определяется путем сложения по вертикали тех цен, которые члены общества готовы платить за каждую единицу произведенного товара при разных уровнях выпуска.

Оптимальное количество общественного товара достигается в том случае, когда предельные выгоды равны предельным издержкам.

♦ Анализ издержек и выгод - это метод оценки альтернативных проектов или стоимости проектов путем сопоставления предельных выгод с предельными издержками.

зываем внешними, или побочными, эффектами. Вспомним, что побочный эффект - это издержки или выгоды для отдельных лиц или групп - некой третьей стороны - не участвующей в рыночной сделке. Примером побочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а побочных выгод - прививки. При побочных издержках возникает перепроизводство товара и перерасход ресурсов. При побочных выгодах возникает недопроизводство товаров и недовложение ресурсов. Продемонстрируем и то и другое на графиках.

Побочные издержки

На рис. 30-2а показано, как побочные, или внешние, издержки влияют на размещение ресурсов. Когда возникают побочные издержки, то есть когда производители переносят часть своих издержек на общество, их предельные издержки уменьшаются. Кривая предложения не включает в себя, или «не охватывает», все издержки, связанные с производством данного товара. Поэтому кривая предложения .S, вычерченная на основе данных производителя, занижает общие издержки производства; она лежит справа от той кривой предложения .S,, которая включает все издержки производства. Загрязняя окружающую среду то есть создавая побочные издержки, фирма будет иметь более низкие издержки производства и кривую предложения S.

В результате (это показано на рис. 30-2а) равновесный объем выпуска Q, окажется больше оптимального объема Q„ что означает перерасход ресурсов для производства данного товара, а следовательно, и его перепроизводство.

ЕЩЕ РАЗ О ВНЕШНИХ ЭФФЕКТАХ

Теперь более понятны рассуждения в главе 5 о политике правительства, направленной на исправление недостатков рыночного сектора, которые мы на-

Побочные выгоды

Рис. 30-26 показывает, какое влияние оказывают побочные выгоды на размещение ресурсов. Побочные выгоды означают, что кривая рыночного спроса, которая отражает выгоды для отдельных лиц или

Побочные

V издержки

-- 1

- 1 \!, Перерасход

1 1 ресурсов

О Qo

а) Ситуация с побочными издержками

б) Ситуация с побочными выгодами

Рисунок 30-г.Побочные издержки и побочные выгоды

Рассматривая побочные издержки на рис. а, мы видим, что в отличие от кривой St, отражающей все издержки, кривая S занижает величину издержек предприятия. Следовательно, равновесный обьем выпуска Q, больше эффективного, или оптимального, обьема Кривая рыночного спроса D на рис. б занижает величину всех побочных выгод, которые общество получает от товара и которые выражены кривой Dj. Поэтому равновесный обьем выпуска 0 меньше оптимального обьема

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [ 50 ] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]