назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


5

жения, вниз по отношению к горизонтальной оси (и вправо по отношению к вертикальной оси). Такой сдвиг отражает рост предложения. Попробуйте теперь самостоятельно определить, каким образом сместится кривая предложения в результате: I) введения специального налога на продукт; 2) предоставления субсидии на производство единицы этого продукта.

Краткое таторвние 23-3

¥ Прибыли достигают максимальной величины, а убытки минимизируются при таком обьеме производства, когда предельный доход (или цена - в условиях чистой конкуренции) равен предельным издержкам.

♦• При любой цене ниже минимальной величины средних переменных издержек фирма минимизирует свои убытки путем закрытия, то есть прекращая свою деятельность.

Участок кривой предельных издержек фирмы, расположенный выше кривой ее средних переменных издержек, представляет собой кривую краткосрочного предложения фирмы.

♦ В табл. 23-7 предложена удобная форма проверки для определения обьемов производства, обеспечивающего конкурентной фирме максимальную прибыль, на основе двух подходов - сопоставления валового дохода с общими издержками и правила равенства предельного дохода и предельных издержек.

Фирма и отрасль: равновесная цена

Теперь, когда мы определили кривую краткосрочного предложения конкурентной фирмы, применив правило равенства предельного дохода (цены) и предельных издержек, нам осталось найти, какая из различных возможных цен на самом деле является равновесной.

Из главы 3 мы знаем, что в условиях чистой конкуренции равновесная цена определяется соотношением совокупного, или рыночного, предложения и совокупного спроса. Для того чтобы построить кривую совокупного предложения, нужно объединить кривые предложения отдельных конкурентных продавцов. Так, в столбцах (1) и (3) табл. 23-8 воспроизведены данные, характеризующие предложение конкурентной фирмы, из табл. 23-6. Теперь допустим, что в данной отрасли действует 1000 конкурентных фирм и каждая из них несет такие же общие и удельные издержки, что и отдельная фирма, которую мы рассматривали. Исходя из этого, мы можем вычислить величину совокупного, или рыночного, предложения (столбцы 2 и 3), умножив

показатели предложения отдельной фирмы (столбец 1) на 1000.

Рыночная цена и прибыль. Для того чтобы определить равновесную цену и равновесный объем производства, показатели совокупного предложения нужно сопоставить с показателями совокупного спроса. Предположим, совокупный спрос характеризуется данными, представленными в столбцал (j) и (4) табл. 23-8. Сравнив величины совокупного предложения и совокупного спроса при семи возможных ценах, мы установим, что равновесная цена равна 111 дол., а равновесный объем производства - 8 тыс. единиц для отрасли в целом, то есть семь единиц для каждой из 1000 одинаковых фирм.

Обеспечивает ли подобное соотношение рыночного спроса и предложения процветание данной отрасли или нет? Умножая цену продукта (111 дол.) на объем производства (8 ед.), мы находим, что валовой доход каждой фирмы составляет 888 дол. Общие издержки равны (750 дол.), что легко обнаружить, умножив средние общие издержки в размере 93,75 дол. на 8 или просто заглянув в столбец (4) табл. 23-3. Разность в 138 дол. есть экономическая прибыль каждой фирмы.

Другой способ вычисления экономической прибыли - определение прибыли на единицу продукта путем вычитания средних общих издержек (93,75 дол.) из цены продукта (111 дол.) и умножения разности (то есть удельной прибыли в размере 17,25 дол.) на равновесный объем производства фирмы (8 ед.). Для отрасли в целом совокупная экономическая прибыль составляет 138 тыс. дол. Следовательно, это - процветающая отрасль.

Графическая иллюстрация. На рис. 23-7 этот анализ представлен графически. Кривые индивидуального предложения каждой из 1000 индивидуальных фирм - одна из которых на рис. 23-7а обозначена буквой S ~ суммированы по горизонтали, и таким образом получена кривая совокупного предложения S, изображенная на рис. 23-76. При данной величине совокупного спроса, D, равновесная цена составляет 111 дол. и равновесный объем производства для отрасли - 8 тыс. единиц. Эта равновесная цена для отдельной фирмы является заданной извне и неизменной, то есть кривая спроса на продукт фирмы при равновесной цене совершенно эластична, как показывает кривая d. Поскольку цена для отдельной фирмы дана и постоянна, кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса. Эта цена - 111 дол. - превышает средние общие издержки при равновесном объеме производства фирмы, когда соблюдается равенство предельного дохода (цены) и предельных издержек, и таким образом обеспечивает экономическую прибыль, то есть создает ситуацию, сходную с уже описанной на рис. 23-3.



Определение цены и объема Таблица 23-8. Фирма и рыночные предложения и спрос

Вепичина

Вепичина

Цена продукта

Вепичина

предпожения,

совокупного

[в доп.]

совокупного

одна фирма

предпожения,

спроса

(в ед.1

1000 фирм (в ед.]

(в ед.]

10 ООО

4000

9000

6000

8000

8000

7000

9000

6000

11 ООО

13 ООО

16 ООО

При условии, что никаких изменений в издержках или рыночном спросе не происходит, эти графики показывают реальное положение краткосрочного равновесия. На рынке отсутствуют дефициты или излишки, которые могли бы вызвать изменения цены или совокупного продукта. Ни одна из фирм, составляющих отрасль, не в состоянии увеличить свои прибыли путем изменения объема производства. Заметьте также, что повышение высоких удельных и предельных издержек, с одной стороны, или ослабление рыночного спроса - с другой, могли бы создать ситуацию убытков, схожую с той, что изображена на рис. 23-4. Попробуйте объяснить, опираясь на рис. 23-7, каким образом более высокие издержки и менее благоприятный спрос могли бы создать положение краткосрочного равновесия с неизбежными убытками.

s = MC

/ 7

Экономическая прибыль

1 У .,

1 1 1

0 8 q

а) Единичная фирма

Рисунок 23-7. Краткосрочное конкурентное равновесие дпя фирмы и дпя отрасли

Сложение по горизонтали кривых предложения 1000 фирм [s] опредепяет кривую отраслевого предложения [3]. При данном отраслевом спросе [О] равновесные цена и обьем производства в краткосрочном периоде для отрасли составляют 111 доп. и 8 тыс, единиц продукта. Принимая цену равновесия как данную вЕпичину, типичная фирма определяет для себя максимизирующий прибыль обьем производства в восемь единиц и получает экономическую прибыль, в данном случае представленную соответствующим прямоугольником на рис. а.

Фирма и отрасль. Рис. 23-7 подтверждает сделанный ранее вывод: цена продукта - заданная величина для самостоятельной конкурентной фирмы, но в то же время планы предложения всех конкурентных производителей как группы - основная детерминанта цены продукта. Если мы вспомним о неправомерном обобщении, то здесь мы не обнаружим противоречия. Хотя верно, что каждая фирма, обеспечивающая лишь незначительную часть совокупного предложения, неспособна воздействовать на цену, верно также и то, что сумма кривых предложения всего множества фирм в отрасли составляет кривую отраслевого предложения, а эта кривая оказывает существенное воздействие на цену В условиях конкуренции цена равновесия является заданной величиной для конкретной фирмы и одновременно - результатом решений о производстве (предложении) всех фирм, взятых как группа. (Ключевой вопрос 4.)

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

в долгосрочном периоде фирмы способны осуществлять изменения в своей деятельности, недоступные в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде в отрасли действует определенное число фирм, каждая из которых имеет постоянные, неизменные производственнБге мощности. В самом деле, фирмы могут закрыться в том смысле, что они будут производить нуль единиц продукции в кратко-



срочном периоде; но у них недостаточно времени, чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса. Напротив, в долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности. Кроме того, важно, что число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают в отрасль или существующие фирмы ее покидают. Давайте посмотрим, как эти долгосрочные приспособления меняют наши выводы, касающиеся определения объема производства и цены в краткосрочном периоде.

Допущения

Сделаем для простоты три допущения, ни одно из которых не повлияет на справедливость наших выводов.

1. Вступление и отток. Предположим, что единственным долгосрочным изменением является вступление фирм в отрасль или их массовый отток из нее. Более того, не будем принимать во внимание уже проанализированные краткосрочные изменения, чтобы яснее понять природу долгосрочных конкурентных приспособлений.

2. Одинаковые издержки. Условимся также, что все фирмы в отрасли имеют одинаковые кривые издержек. Это допущение позволит нам говорить о средней, или типичной, фирме в том смысле, что на все фирмы в отрасли происходящие долгосрочные изменения влияют соверщенно одинаково.

3. Постоянные отраслевые издержки. Мы будем рассматривать отрасль с постоянными издержками. Это просто означает, что вступление и массовый выход фирм не влияют на цены ресурсов, или, следовательно, на расположение кривых удельных издержек отдельных фирм.

Цель

Наша цель - описать долгосрочные конкурентные приспособления к изменяющимся условиям, как словесно, так и графически. Основной вывод, который мы стремимся здесь объяснить, таков: после завершения всех долгосрочных приспособлений цена продукта и объем производства будут в точности соответствовать каждой точке минимума средних общих издержек фирмы.

Этот вывод следует из двух основных факторов: 1) фирмы стремятся к прибылям и остерегаются убытков; 2) в условиях конкуренции фирмы свободно вступают в отрасль и покидают ее. Если изначально цена превышает средние общие издержки, то возможности получения экономической прибы-

ли привлекут в отрасль новые фирмы. Но такое расширение отрасли будет увеличивать предложение до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними общими издержками. И наоборот, если цена первоначально ниже средних общих издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. В результате совокупное предложение сократится, что приведет к росту цены до минимальной величины средних общих издержек.

Модель с нулевой экономической прибылью

Допустим, что средняя, или типичная, фирма в чисто конкурентной отрасли изначально пребывает в состоянии долгосрочного равновесия. Это показано на рис. 23-8а, где цена и минимальная величина средних общих издержек равны, скажем, 50 дол. Экономическая прибыль здесь нулевая; следовательно, отрасль находится в равновесии, или «в покое», поскольку фирмы не проявляют склонности вступать в отрасль или покинуть ее. Существующие в отрасли фирмы зарабатывают только нормальные прибыли, которые входят в состав их издержек. Рыночная цена определяется совокупными, или отраслевыми, спросом и предложением, как показывают кривые Z)i и 5", на рис. 23-8. (Кривая рыночного предложения, между прочим, - это краткосрочная кривая; кривую долгосрочного отраслевого предложения мы выведем в ходе дальнейших рассуждений.) Рассматривая оси, где указаны объемы производства на обоих графиках рис. 23-8, мы обнаруживаем, что если все фирмы одинаковы, то для достижения отраслью равновесного объема производства в 100 тыс. единиц продукта отрасль должна состоять из 1000 фирм, каждая из которых производит 100 единиц продукта.

Вступление в отрасль

ликвидирует экономические прибыли

Давайте теперь нарушим долгосрочное равновесие на рис. 23-8 и проследим последующие приспособления к изменениям. Предположим, что изменения покупательских вкусов увеличивают спрос на продукт с Z), до D. Этот благоприятный сдвиг в спросе породит экономические прибыли; новая цена 60 дол. превышает средние общие издержки, составляющие 50 дол.; таким образом, возникает экономическая прибыль в размере 10 дол. Эта экономическая прибыль привлечет в отрасль новые фирмы. Некоторые из них будут созданы впервые, другие переместятся из менее процветающих отраслей.

По мере вступления фирм в отрасль предложение продукта на рынке будет расти, понижая цену

[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]