назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


49

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Государство и текущие экономические проблемы



НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИИ

благополучие повседневной жизни зависит от экономической деятельности государства. Если вы учитесь в государственном колледже или университете, ваше образование в значительной степени оплачивают налогоплательщики. Когда вы получаете зарплату, работая неполный рабочий день или в летний период, то обнаруживаете вычеты подоходного налога и налога на социальное страхование. Мясо в «биг-маке», который вы покупаете, проверяется государственными контролерами, чтобы избежать отравления и обеспечить качество. Законы, предусматривающие использование ремней безопасности для автомобилистов и касок для мотоцикпистов, а также противопожарная система, устанавливаемая государством в вашем доме, - все эти меры направлены на усиление вашей безопасности. Для женщин, представителей национальных меньшинств и инвалидов существуют законы, расширяющие возможности получения образования и работы.

В главах 30 и 31 мы более углубленно рассмотрим роль государства в экономике и выявим ряд проблем, с которыми оно сталкивается в своей эконо.мической деятельности. Сначала мы вернемся к проблеме несостоятельности рынка, затронутой в главе 6. Методы маржинального анализа позволяют более подробно рассмотреть вопрос об общественных товарах и внешних эффектах. Далее мы довольно детально проанализируем наиболее широко распространенный внешний эффект - загрязнение окружающей среды. Наконец, мы перейдем к вопросу о недостаточности информации в частном секторе, что вызывает необходимость государственного вмешательства в экономику

В главе 31 мы продолжим анализ роли государства, его несостоятельности и проблем налогообложения на микроэкономическом уровне. В последующих главах части VII рассматриваются экономические проблемы, которые государство с большим или меньшим успехом пыталось решить. В главе 32 исследуются проблемы монополий и антиконкурентной практики компаний, в главе 33 - сельскохозяйственные проблемы, в главе 34 -бедность и неравенство доходов, а глава 35 посвящена системе здравоохранения, о которой так много говорилось в американских средствах массовой информации. В главе 36 рассматриваются такие аспекты рынка труда, как профсоюзное движение, дискриминация и миграция. Чем лучше вы усвоите материал, изложенный в главах 30 и 31, тем легче вам будет понять причины вмешательства государства в эти сферы экономики.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ: УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ

Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим, то есть он состоит из достаточно мелких единиц, которые отдельные покупатели могут

приобрести. Кроме того, на него распространяется принцип исключения: те, кто не может или не хочет платить, не получают никаких выгод от данного товара.

Поэтому мы можем представить себе кривую рыночного спроса на такой товар в виде горизон-



тали, в которой суммируются кривые спроса, предъявляемого каждым отдельным покупателем (см. табл. 3-2 и рис. 3-2). Например, если Адаме хочет купить три хотдога по 1 дол. за штуку, Бен-сон - один, а Конрад - два хотдога, то рыночный спрос составит шесть хотдогов (3+1 + 2) по цене 1 дол. за штуку Рыночный спрос, состояший из суммы пожеланий каждого потенциального покупателя, дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль, то есть получить совокупный доход, превышаюший издержки производства. Равновесие между произведенным и купленным количеством товара, предназначенного для индивидуального потребления, зависит от иены на этот товар, которая определяется, как мы знаем, соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние продавцов и покупателей, непосредственно участвующих в сделках.

Однако если мы попытаемся применить этот подход к общественному товару, то возникнет серьезное затруднение. Вспомним, что общественный товар (благо) является неделимым и на него не распространяется принцип исключения. Когда товар уже изготовлен, производитель лишен возможности помешать пользоваться его неделимыми благами тем, кто не платил за него. Поскольку потенциальные покупатели извлекают пользу из общественного товара независимо от того, заплатили они за него или нет, их подлинные предпочтения не выявляются. Другими словами, они добровольно не платят за общественный товар на рынке. Из этого следует, что показатели рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо значительно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточного для покрытия издержек производства дохода, хотя коллективная выгода от этого товара может равняться соответствующим экономическим издержкам или превышать их.

Спрос на общественные товары

Принимая во внимание указанную проблему, как можно хотя бы теоретически определить оптимальный для общества (экономически эффективный) объем выпуска общественного товара? Для упрощения предположим, что только Адаме и Бенсон представляют экономику и что истинные показатели их спроса на отдельный общественный товар, скажем, на национальную оборону даны в столбцах (1) и (2), а также (1) и (3) табл. 30-1.

Из этих показателей складываются «фантомные» кривые спроса, поскольку в действительности спрос этих двух людей не выявляется на рынке. Вместо этого мы пр.едположим, что Адаме и Бенсон готовы платить за каждую следующую единицу общественных товаров.

Таблица 30-1. Спрос двух лиц на общественный товар

(1) 12] 13] [4]

Количество Цена, которую Цена, которую Коллективная

товаров готов заплатить готов заплатить цена (в доп.]

Адаме (в доп.] Бенсон (в дол.]

1 2 3 4 5

4 3 2 1

5 4 3 2 1

Предположим также, что государство решило произвести одну единицу данного общественного товара. Поскольку нельзя применить принцип исключения, ни Адаме, ни Бенсон не будут добровольно платить за эту единицу - ведь они могут пользоваться ею бесплатно. Вспомним, что потребление товара Адамсом не мешает Бенсону тоже потреблять его. Но общую сумму, которую оба гражданина готовы заплатить за возможность для каждого из них пользоваться этой единицей товара, можно определить по данным табл. 30-1. Из столбцов (1) и (2) мы видим, что Адаме готов заплатить 4 дол. за первую единицу общественного товара; из столбцов (1) и (3) видно, что Бенсон готов заплатить 5 дол. за первую единицу Цена в 9 дол., которую готовы заплатить оба лица вместе, - это сумма цен, которые готов заплатить каждый из них. Коллективная цена, которую они готовы заплатить за вторую единицу общественного товара, равна 7 дол. (Адаме - Здол. и Бенсон - 4 дол.).

Этот же метод можно использовать для третьей и любой последующей единицы. Принимая во внимание коллективную цену (столбец 4), которую они готовы заплатить за каждую дополнительную единицу мы можем построить график коллективного спроса на общественный товар. Вместо того чтобы суммировать число товаров, на которые предъявлен спрос при любых ценах, как это делалось при определении спроса на товар, предназначенный для индивидуального потребления, мы складываем цены, которые люди все вместе готовы заплатить за последнюю единицу общественного товара при любом количестве, на которое предъявлен спрос.

На рис. 30-1 мы показываем ту же процедуру сложения, используя данные табл. 30-1 для иллюстрации этого процесса. Заметьте: чтобы получить кривую коллективного спроса на общественный товар, мы складываем кривые спроса Адамса и Бенсона по вертикали. Например, высота кривой коллективного спроса Д на две единицы товара составляет 7 дол., то есть является суммой, которую Адаме и Бенсон вместе готовы заплатить за вторую единицу (3 дол.+ + 4 дол.). А высота кривой коллективного спроса на четыре единицы общественного товара соответствует 3 дол. (1 ДОЛ.+ 2 дол.).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [ 49 ] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]