назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [ 41 ] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


41

пользовать труд более эффективно, в результате чего соответственно повысится производительность труда. Во-вторых, более высокая заработная плата приводит к увеличению реальных доходов, а следовательно, улучшению здоровья, повышению работоспособности, мотивации рабочих, что делает их труд более продуктивным.

Подтверждение. Какая точка зрения является правильной? Общее мнение, сложившееся на основе большого количества научных исследований минимума заработной платы, сводится к тому, что он порождает определенный уровень безработицы, особенно среди молодежи 16-19 лет В частности, установлено, что повышение минимума заработной платы на 10% приводит к снижению занятости подростков на 1-3%. Неблагоприятное воздействие оказывается и на молодежь в возрасте от 20 до 24 лет; 10%-ное повышение минимума заработной платы снижает занятость данной группы рабочих примерно на 1%. Чернокожие рабочие и женщины, которые составляют непропорционально большую часть низкооплачиваемых рабочих, как правило, больше страдают от сокращения занятости, чем белые рабочие-мужчины. Однако те, кто остается занятым, получают более высокий доход и имеют больше шансов избежать бедности. Таким образом, воздействие минимума заработной платы на сокращение масштаба бедности является двойственным. Те, кто теряет работу, еще глубже погружаются в бедность; те же, кто остается занятым, как правило, избегают бедности.

дифференциация заработной платы

Почему руководители корпораций и профессиональные спортсмены получают более миллиона долларов в год, в то время как работники прачечных и клерки в розничных магазинах получают лишь 14 или 15 тыс. дол. в год? Почему диск-жокей в Сан-Диего получает 250 тыс. дол. в год, а некто, жарящий цыплят в кафетерии, зарабатывает всего 12 тыс. дол.? Табл. 28-3 показывает существование значительной дифференциации заработной платы в различных сферах деятельности. Наша задача - выяснить и понять причины дифференциации.

И снова, как и ранее, одной из причин является взаимодействие спроса и предложения. Если предложение какого-либо конкретного вида труда очень велико по сравнению со спросом на него, то в результате заработная плата будет низкой. И если спрос большой, а предложение относительно небольшое, то заработная плата будет очень высокой. Хотя такое объяснение можно взять за основу, оно не раскрывает всей специфики этого вопроса. Мы

же хотим знать, почему различаются условия спроса и предложения на различных рынках труда. Чтобы это сделать, мы должны рассмотреть те факторы, которые лежат в основе спроса и предложения конкретных видов труда.

Если бы: 1) все предложения труда рабочими были однородны; 2) все виды труда были одинаково привлекательными; 3) рынки труда были совершенно конкурентными, то все рабочие получали бы абсолютно одинаковую заработную плату Такое утверждение вовсе не оригинально. Оно просто означает, что при наличии в экономике одного вида труда и фактически одного вида работ конкуренция приводит к единственной ставке заработной платы для всех рабочих. Это утверждение важно с той точки зрения, что оно раскрывает причины, почему на практике ставки заработной платы действительно различаются. 1. Рабочая сила - неоднородна по составу Рабочие различаются по способностям, а также уровню подготовки и в результате попадают в не конкурирующие друг с другом профессиональные группы.

2. Виды работ различаются своей привлекательностью; неденежные компоненты заработной платы на различных рабочих местах также неодинаковы.

3. Рынки труда обычно характеризуются несовершенной конкуренцией.

Неконкурирующие фуппы

Рабочая сила является неоднородной по составу; рабочие в значительной степени различаются своими умственными и физическими способностями, а также уровнем образования и подготовки. Следовательно, в любой период времени можно считать, что рабочая сила состоит из ряда неконкурирующих групп, каждая из которых может включать одну

Таблица 28-3. Средние часовые ставки заработной платы в отдельных отраслях, август 1994 г.

Отрасль

Средний часовой Средний заработок заработок (в дол.) в неделю (в доп.]

Производство битума

17,72

Автомобилестроение

16,86

Химическая

15,15

Строительство

14,77

Печать и издательская

12,12

деятельность

Производство

11,88

металлоконструкций

Пищевая

10,60

Отели и мотели

7,51

Розничная торговля

7,43

Прачечные и химчистка

7,35

Швейная

7,35

Источник: U.S. Department of Labor, Employment and Earnings. October,



Количество лет, потраченных на образование

50---

40---

30---

Возрвот

Рисцнок 28-9. Уровень образования и индивидуальный доход

Более значительные инвестиции в образование позволяют получать более высокие доходы в течение всего периода работы. (U.S. Bureau of the Census (данные за 1991 г).)

косвенные, или альтернативные, издержки (упущенные заработки). Компенсирует ли более высокая оплата более образованного работника эти издержки? По имеющимся оценкам, при инвестировании в обучение в старших классах прибыль составляет 10-13%, а для высшего образования - 8-10%. По общепринятому мнению, каждый год обучения поднимает заработную плату работника примерно на 8%. В последние годы также резко вырос разрыв в оплате труда выпускников средней школы и колледжей. После 1980 г он изменился с 37 до 66% для женщин и с 34 до 60% для мужчин.

Выравнивающие различия в оплате труда

Если группа рабочих в определенной неконкурирующей группе может в равной степени выполнять несколько различных видов работ, то можно ожидать, что ставка заработной платы будет одинаковой для каждого из этих видов работ. Но это не так. Выпускники школы могут в равной степени стать и банковскими служащими, и неквалифицированными строительными рабочими. Однако за

или несколько профессий, которые и определяют состав данной группы.

Способности. Лишь относительно небольшое число людей может быть нейрохирургами, скрипачами, химиками-исследователями, диск-жокеями или профессиональными атлетами. В результате предложение этих конкретных видов труда будет очень небольшим по отношению к спросу на них и соответственно заработная плата - высокой. Эти и подобные им фуппы не конкурируют друг с другом или с другими квалифицированными или низкоквалифицированными рабочими. Скрипач не конкурирует с хирургом, а мусорщик или продавец не конкурируют ни со скрипачом, ни с хирургом.

Понятие неконкурирующих групп является достаточно гибким, его можно применять к различным подфуппам и даже к конкретным лицам вданной группе. Некоторые высококвалифицированные хирурги могут получать значительно больше своих менее квалифицированных коллег, выполняющих те же самые операции. Шакил ОНил, Хаким Олайу-вон, Патрик Ивинг и другие требуют и получают жалованье во много раз больше, чем средний профессиональный баскетболист. Почему? Потому что в любом случае их менее талантливые коллеги являются просто неравной заменой.

Вложения в человеческий капитал: образование. Эти

неконкурирующие группы - так же, как и различия в заработной плате, - существуют еще и потому, что для достижения определенного уровня образования и навыков необходимы инвестиции в человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал составляют затраты на образование и профессиональную подготовку, повыщение квалификации, иными словами, все затраты, направленные на повышение производительности труда. Расходы на повышение производительности труда, как и расходы предпринимателя на приобретение машин и оборудования, можно отнести к капиталовложениям, поскольку текущие расходы предприниматель несет в надежде получить от них больще, чем он затратил путем увеличения будущего притока поступлений.

На рис. 28-9 показано, во-первых, что индивиды, потратившие больше средств на образование, действительно достигают более высоких доходов на протяжении своей карьеры, чем те, которые вложили в образование меньше. Во-вторых, заработки более образованных работников растут быстрее, чем заработки менее образованных. Основная причина здесь кроется в том, что более образованные работники обычно быстрее повышают квалификацию в процессе работы.

Хотя образование приводит к более высоким доходам, оно также требует известных издержек. Обучение в колледже включает не только прямые издержки (плату за обучение, учебники), но также



эти виды труда платят разную заработную плату. Практически всюду строительные рабочие получают более вьюокую заработную плату, чем банковские служащие.

Эти различия можно объяснить на основе неденеж-ньа аспектов двух данных видов труда. Работа на строительстве предполагает грязные руки, боли в спине, несчастные случаи, нерегулярную занятость - как по сезонам, так и по циклам работ Банковская работа - это белый воротничок, приятное окружение, кондиционер, незначительный риск несчастных случаев и увольнений. Легко понять, почему при прочих равных условиях люди предпочитают браться за бланки финансовых документов, а не за лопату В результате подрядчики на стройках должны платить более высокую заработную плату, чем платят банки, чтобы компенсировать непривлекательность неденежных аспектов строительных работ Такие различия в оплате труда называются выравнивающими различиями, потому что они предназначены для компенсации неденежных различий разнообразных видов работ

Рынок в условиях несовершенной конкуренции

Понятие неконкурирующих групп помогает объяснить дифференциацию заработной платы для различных видов работ, которые могут выполнять ограниченное число работников. Выравнивающие различия в оплате труда позволяют понять дифференциацию заработной платы для определенных видов работ, на которых заняты работники одной и той же неконкурирующей группы с одинаковой квалификацией. Отклонения от условий конкуренции в виде различных ограничений мобильности помогают объяснить различия в заработной плате на одних и тех же работах.

1. Географическое ограничение мобильности. Работники географически привязаны к одним и тем же местам проживания. Они неохотно идут на то, чтобы покинуть друзей, родственников, коллег, заставить своих детей поменять щколу, продать свой дом, нести расходы и неудобства, связанные с адаптацией к новым работе и окружению. Географическая мобильность, вероятно, особенно низка у пожилых рабочих, имеющих стаж и гарантированные права на пенсионные выплаты. Кроме того, педиатр или стоматолог, который практикует в одном штате, может не удовлетворять лицензионным требованиям других штатов, и поэтому его географическая мобильность также ограниченна. Или, например, работники, может быть, и хотят переехать, но просто не знают о возможностях или ставках заработной платы в других географических районах. Как заметил более двух веков тому назад Адам Смит: «Из всех видов багажа человека транспор-

тировать оказывается труднее всего». Нежелание или отсутствие у рабочих возможности мигрировать является причиной сохранения географической дифференциации заработной платы для одной и той же профессии.

2. Институциональные ограничения мобильности К географическим ограничениям мобильности могут добавляться искусственные ограничения, устанавливаемые различными институтами. В частности, мы уже отмечали, что цеховые профсоюзы в определенных целях ограничивают число своих членов. В конце концов, если плотников и каменщиков становится много, то их заработная плата снижается. Низкооплачиваемый, не охваченный профсоюзом плотник из города Бруш, штат Колорадо, возможно, желает поехать в Чикаго на поиски более вьюокой заработной платы. Но его шансы на успех незначительны. Ему сложно получить профсоюзный билет, а если нет билета, то нет и работы. Определенные профессии связаны с аналогичными искусственными ограничениями. Например, в большинстве университетов лица, не имеющие соответствующей ученой степени, автоматически не принимаются на преподавательскую работу. Помимо компетентности и знания предмета преподавателю для найма на работу необходимо иметь прежде всего своего рода «профсоюзный билет» - ученую степень магистра, а еще лучше доктора.

3. Социологические ограничения мобильности. Наконец, мы должны признать существование социологических ограничений мобильности. Несмотря на наличие законодательства, женщины за одинаковую работу зачастую получают меньше, чем мужчины. Вследствие расовой и этнической дискриминации чернокожие американцы, лица испанского происхождения и представители других национальных меньшинств нередко вынуждены соглашаться на более низкую заработную плату за одну и ту же работу, чем их белые коллеги.

И последнее: все три рассмотренных фактора - неконкурирующие группы, выравнивающие различия в оплате труда и ограничения конкуренции на рынке, - играют определенную роль при объяснении фактической дифференциации заработной платы. Например, дифференциация заработной платы врача и строительного рабочего в основном объяснима с точки зрения неконкурирующих групп. Врачи входят в неконкурирующую группу, куда сложно попасть из-за необходимости обладать определенными способностями и иметь финансовые возможности для получения образования, в силу чего предложение труда незначительно по отношению к спросу, и соответственно в данной группе заработная плата является высокой. На строительных работах, где умственные способности и финансовые возможности имеют меньшее значение, предложение труда больше по сравнению

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [ 41 ] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]