назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


31

акра земли, трактора или услуг фермера. Домохозяйства желают потреблять различные продовольственные товары или готовые ткани, иными словами, продукты, изготовленные из ресурсов, а не сами ресурсы. Следуя той же логике, спрос на автомобили порождает спрос на рабочих автомобильной промышленности, а спрос на такие услуги, как подготовка налоговых деклараций, стрижка волос и уход за детьми, создает вторичный спрос на услуги бухгалтеров, парикмахеров и работников детских учреждений.

Предельный продукт в денежной форме

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от: 1) эффективности использования ресурса при создании товара; 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного из данного ресурса. Другими словами, тот ресурс, который используется наиболее эффективно в производстве товара, также высоко оценивается обществом и будет пользоваться большим спросом. Спрос будет вялым на относительно менее продуктивный ресурс, из которого производится какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. и конечно, не будет никакого спроса на ресурс, из которого высокоэффективно производится продукт, совершенно не пользующийся спросом!

Прюизвоантелыммт. Роли производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы отчетливо видны в табл. 27-1. Предположим, что фирма приобретает один переменный ресурс - труд - для своего завода. Данные в столбцах (1)-(3) напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт (MP) тру-

87-1. Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях совершенной конкуренции

iV (21 13] (4]

Единицы ресурса Совокупный Предельный продукт Цена продукта

продукт (MP), или л [2]* (в дол.)

Совокупный доход, или (2) x (4) (в дол.)

Предельный продукт в денежной форме (MRP), или л (5)* (в дол.)

z>

14

26 :

36

44: 50: 54;

56

14 12 10 8 6 4 2

* Д - изменение.

да падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что снижение предельной производительности начинается с первым нанятым рабочим. (Вероятно, в этой связи полезно вернуться к разделу «Закон убывающей отдачи» в гл. 22.)

Цена ородукта. Как отмечалось ранее, производный спрос на ресурс зависит не только от эффективности использования данного ресурса, но также и от цены на производимый изданного ресурса продукт В столбце (4) приводятся сведения о цене. Заметим, что цена продукта - величина постоянная, в данном случае она равна 2 дол., поскольку мы предполагаем существование конкурентного рынка.

Умножая данные столбца (2) на данные столбца (4), получаем совокупный доход в столбце (5). Из совокупного дохода легко вычислить предельный продукт в денежной форме (MRP) - это будет прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого переменного фактора производства (в данном случае - труда). Он показан в столбце (6).

Правило использования ресурсов: MRP = MRC

Цифровые данные о предельном продукте в денежной форме (МЕР) - столбцы (1) и (6) - показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить, почему это так, вначале нужно уяснить правило, которым руководствуется фирма для получения прибыли при использовании любого ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого вида ресурса до тех пор, пока прирост совокупного дохода фирмы от использования каждой последующей единицы ресурса превышает прирост связанных с ней совокупных издержек.



МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 27-1

Спрос и распределение труда в менее развитых странах, промышленно развитых странах и США

Понятие производного спроса подразумевает, что структура спроса на рынке продукции в стране будет определять распределение труда между производством сельскохозяйственных, промышленных товаров и услуг. Так как бедные страны должны тратить большую часть своего дохода на еду и одежду, большая часть труда направляется в сельское хозяйство. Богатые промышленно развитые страны направляют большую часть труда на производство промышленных товаров и услуг.

Доля в совокупной рвбочей силе (в %] О 25 50 75 100

Менее развитые страны

Промышленно развитые страны

Предельные издержки

как график спроса на ресурс

Поскольку цена на продукт и предельный доход на совершенно конкурентном рынке равны, постольку и цена на ресурс и предельные издержки на ресурс равны, когда фирма использует ресурс в борьбе с конкурентами. На совершенно конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается исходя из соотношения совокупного, или рыночного, предложения труда и рыночного спроса на труд. Единичная фирма не может влиять на ставку заработной платы, потому что она нанимает относительно небольшую долю работников из совокупного предложения труда. Это означает, что совокупные издержки на ресурс возрастают точно на величину ставки заработной платы для каждого дополнительно нанимаемого рабочего, поэтому ставки заработной платы и MRC равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до тех пор, пока ставка заработной платы (или MRQ равна их MRP\ если

Источник: United Nations, Human Development Report. 1994. P. 194.

только она нанимает рабочих на конкурентном рынке труда.

Соответственно, используя данные столбца (6) табл. 27-1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше - 13,95 дол. - прирост совокупных издержек. Однако для каждого последующего рабочего MRC превышает MRP, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабо-

Логика здесь та же, и именно она позволипа изменить прави-по максимизации прибыпи MR = МС на правило Р = МС для продавца на совершенно конкурентном рынке из гпавы 23.

У экономистов существуют специальные термины для обозначения как прироста совокупных издержек, так и прироста совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, Л/Л/показывает прирост совокупного дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурс), называется предельными издержками на ресурс (MRQ. Итак, можно изменить формулировку правила использования ресурсов следующим образом: фирма будет считать прибыльным применение дополнительных единиц ресурса до той точки, в которой MRP данного ресурса равен MRC. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что MRP последнего нанятого рабочего превыщает MRC, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего числа рабочих. Но если число нанятых таково, что MRC последнего принятого рабочего превышает MRP, то фирма нанимает рабочих, которые «не компенсируют фирме своей заработной платы», и поэтому она может увеличить свою прибыль, только если уволит некоторое число рабочих. Читатель согласится, что правило равеиства предельного продукта в денежной форме предельным издержкам на ресурс (MRP = = MRQ очень похоже на правило максимизации прибыли (MR = MQ, использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одинаковое, но теперь акцент делается на затратах на ресурсы, а не на объеме продукции.



2 3 4 5 6 7 Объем спроса на ресурс

2Г7-1. Спрос производителя на ресурс в условиях совершенной конкуренции

Кривая MRP - зто кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях совершенной конкуренции цена продукта является постоянной величиной, следовательно, исключительно из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.

чего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек, если 7,95 дол. -то четырех, если 5,95 дол. - то пятерых и т.д. Очевидно, что график MRP отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при других возможных ставках заработной платы. Графически это показано на рис. 27-1.

Приводимые здесь рассуждения нам уже знакомы. Вспомним, что в главе 23 мы применяли правило равенства цены и предельных издержек, или Р = = МС, для нахождения объема продукции с максимальной прибылью и обнаружили, что в краткосрочном периоде для фирмы, действующей в условиях конкуренции, участок кривой предельных издержек, лежащий выше кривой средних переменных издержек, представляет собой кривую предложения продукта в краткосрочном периоде (см. рис. 23-6). Теперь же мы применяем правило MRP= MRC к затратам, обеспечивающим максимальную прибыль, или к кривой Л/Л/фирмы, и видим, что эта кривая представляет собой кривую спроса на вводимый фактор производства, или кривую спроса на ресурс.

Спрос но ресурс ш услкття. несовершеююй конкуренции

Наш анализ спроса на труд немного усложнится, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией.

Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означают, что кривая спроса на продукцию фирмы плавно понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить объем его продаж.

Данные о производительности из табл. 27-1 сохранены в столбцах (1)-(3) табл. 27-2, но теперь мы предполагаем, что в столбце (4) цена на продукцию должна быть снижена; это позволит реализовать предельный продукт, произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. Л ?/продавца, действующего в условиях совершенной конкуренции, снижается по одной причине: уменьшается предельный продукт. А MRP продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.

Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующее каждому приросту выпуска продукции, относится в любом случае не только к предельному продукту каждого последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллюстрируем это утверждение: предельный продукт второго рабочего равен шести единицам. Эти шесть единиц можно продать по 2,4 дол. за штуку или за 14,4 дол. все. Но это не будет Л ?/второго рабочего. Почему? Чтобы продать эти шесть единиц, фирма должна снизить на 20 центов цену семи единиц продукции, произведенных первым рабочим, которые могли бы быть проданы по 2,6 дол. за каждую. Итак, Л/Л/второго рабочего составляет лишь 13 дол. (14,4 дол. - (7 X 20 центов)). Аналогично; MRP третьего рабочего составляет 8,4 дол. Хотя пять единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочий не дает прироста совокупного дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на 20 центов на 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. В данном случае Л/Л/третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (11 дол. - (13 х X 20центов)). И так далее для последующих значений из столбца (6).

В итоге кривая MRP- кривая спроса на ресурс - производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях совершенной конкуренции. При ставке заработной платы, или MRC, равной 11,95 дол., предприниматель в условиях совершенной и несовершенной конкуренции будет нанимать только двух рабочих. При ставке 9,95 дол. в условиях совершенной конкуренции фирма будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции - только

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]