назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


30

кой отрасли. Является ли ценообразование по принципу «издержки плюс» совместимым с тайным соглашением?

10. «Олигополистические отрасли имеют и средства, и склонность к техническому прогрессу». Вы согласны? Объясните.

11. «Если олигополисты действительно хотят конкурировать, им следовало бы делать это скорее путем снижения своих цен, а не растрачивая миллионы долларов на рекламу и другие формы стимулирования сбыта». Вы согласны? Почему олигополисты обычно не занимаются конкуренцией через снижение цен?

12. Используя рис. 26-3, объясните, как участвующий в тайном сговоре олигополист мог бы увели-

чить свои прибыли, предлагая тайные скидки в цене покупателям. Укажите на диаграмме размер дополнительных прибылей, которые фирма может получить. Какие опасности связаны с такой политикой?

13. Выделите аспекты структуры и поведения автомобильной промышленности, которые характерны для олигополии. Почему «Большая тройка» в 70-х и 80-х годах уступила долю внутреннего рынка иностранным производителям? Какова была реакция внутренних производителей на усиление иностранной конкуренции?

14. («Последний штрих».) Какие факторы спроса и предложения привели к тому, что пивоваренная промышленность превратилась из монополии в олигополию?



ПРОИЗВОДСТВО и СПРОС НА РЕСУРСЫ

в предыдущих четырех главах мы изучили ценообразование и производство товаров и услуг при различных структурах рынка продукции. Действующий в условиях идеальной конкуренции фермер, выращивающий огурцы, изучает рыночные цены и решает, сколько акров земли отвести под огурцы. Монополистический конкурент - местный ресторан - выбирает наилучшую комбинацию цены, качества услуг и расходов на рекламу для максимизации своих прибылей. Производитель автомобилей уделяет много внимания изучению деловых стратегий своих соперников и в соответствии с ними устанавливает цену и объем продукции. Местная телефонная монополия запрашивает совет потребителей о возможности повышения тарифов, а затем предоставляет свои услуги всем клиентам.

Хотя фирмы и другие рыночные структуры сильно отличаются друг от друга, все фирмы имеют нечто общее. При производстве продукции - будь то огурцы, сандвичи, автомобили или телефонные услуги - они должны использовать производственные ресурсы. Среди прочих ресурсов фермеру нужны земля, трактора, удобрения и сборщики урожая. Ресторан покупает кухонное оборудование и нанимает поваров и официантов. Производитель автомобилей приобретает производственные материалы и нанимает руководителей, бухгалтеров, инженеров и рабочих для сборочной линии. Телефонная компания арендует землю, покупает телефонные столбы и провода и нанимает операторов и клерков.

В этой главе мы перейдем от ценообразования и производства товаров к определению цены и использованию ресурсов, необходимых в производстве. Домохозяйства прямо или косвенно владеют и поставляют землю, труд, капитал и предпринимательскую способность. В терминах модели кругооборота в экономике (см. гл. 2, 5 и 6) мы перейдем от нижней половины диаграммы, где графически показаны предложение со стороны фирм и спрос со стороны домохозяйств, к верхней половине, где показаны предложение ресурсов со стороны домохозяйств и спрос на них со стороны фирм.

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения процесса формирования цен на ресурсы.

1. Денежные доходы. Значимость цен на ресурсы состоит в том, что они представляют собой основной фактор, влияющий на размер денежных, или номинальных, доходов. Расходы предпринимателей на приобретение экономических ресурсов в общем виде выступают как доходы (в виде заработной пла-



также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут не просто значительно отличаться от обычных, но быть уникальными. Кроме того, ситуация усложняется тем, что на соотношение рыночных сил спроса и предложения могут серьезно воздействовать (или даже подавлять эти силы) экономическая политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.

Главная цель данной главы состоит в выявлении основных факторов, которые определяют спрос на экономические ресурсы. Мы ограничимся рассмотрением только такого фактора производства, как труд, поскольку принципы оценки в целом применимы также к земле, капиталу и предпринимательской способности. В главе 28 при обсуждении ставок заработной платы мы проведем анализ спроса и предложения труда. Затем в главе 29 цены на землю, капитал, предпринимательскую способность и их возмещение будут рассмотрены в зависимости от предложения материальных ресурсов.

СПРОС НА РЕСУРСЫ

С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЕ»НОЙ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Наименее сложный метод определения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает необходимый ей ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию также на конкурентном рынке. Простота данной ситуации состоит в том, что в условиях конкуренции фирма «принимает рыночную цену» и продает такой объем своей продукции, какой она считает необходимым продать при существующей рыночной цене. Фирма реализует на рынке столь незначительную долю в общем объеме продукции, что это не оказывает никакого влияния на рыночную цену товара. Конкуренция на рынке ресурсов аналогичным образом означает, что фирма покупает настолько небольшую долю в общем предложении ресурса, что приобретаемый фирмой объем этого ресурса не оказывает воздействия на его рыночную цену

Спрос но ресурсы - спрос

но один из факторов производства

Спрос на ресурсы является производным спросом, то есть производным от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребительские запросы не прямо, а косвенно - через производство потребляемых товаров и услуг Так, никто не станет претендовать на непосредственное потребление

ты, ренты, процентов, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и материальные ресурсы.

2. Раеяределеине ресурсе*. Важным аспектом процесса формирования цен на ресурсы является то, что цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, а цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен на распределение ресурсов особенно важно, поскольку Б динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает непрерывное перемещение ресурсов между альтернативными пользователями.

3. Минимизация излеркек. Для фирмы цены на ресурсы входят в издержки производства, и, чтобы получить максимум прибыли, она должна производить наиболее выгодную, приносящую доход продукцию при наиболее эффективном сочетании наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательской способности, которое можно использовать в производственном процессе (см. табл. 4-1).

4. Вопросы эковояопескон политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этических аспектов и проблем экономической политики. Как следует распределить национальный доход? Следует ли вводить специальный налог на «избыток» прибыли? Может быть, государству необходимо устанавливать нижний предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? Или законодательно установленный предельный уровень процентной ставки? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам? Эти вопросы, как и вопросы этики распределения доходов, рассматриваются в главе 34.

СЛОЖНСЮТИ в ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

Точки зрения различных групп экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают Однако существуют и серьезные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конкретным ресурсам и рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование ресурсов (факторов производства) зависят от соотношения спроса и предложения, то они

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [ 30 ] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]