назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]


19

i s s

I 2 cr I

0 О 2

tri ta 2

1 55 I

•a cr i

g Й

S -r. о

43 ta

" -I

О cr

gO о

§

g О s

S g g

? " s

3 s 1

* T* CD

i s 0=

5 g I"

•a Ш s

2 о

ж о 3 I

§ " i

5 ta о rc

S rc I 2

" -i О S:

-) о я E

S a g n>

о 43 5 О

S S ш

О » о

s= О S -а

0 Я R с>

С 43 ? я

? о 43

:< ё I О

!а ш S

1 S ё 5 =5 2 о S 43 ГС 1=1 S о fC S

3 7 X> X> 5. Q

s о s z

Цены и издержки

О II

Цены и издержки

I е о

s

m оз

О S< -1

> в



ствующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо понести убытки.

Долговременный период: безубыточность

В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности, для фирм, действующих при монополистической конкуренции.

Прибыли: фирмы входят в отрасль. В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (рис. 25-1а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Почему? Потому что в этом случае каждая фирма обладает меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом представляющих собой близкие заменители продуктов. Это, в свою очередь, приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, как показано на рис.25-1в, фирма просто покрывает свои издержки, то есть безубыточна. При объеме производства, равном Q, фирма достигает состояния равновесия, что ясно показывает рис. 25-1в. Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам. Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль еще большего числа фирм.

Убытки: часть фирм уходит. Когда в отрасли наступает кратковременный период убытков, как показано на рис. 25-16, некоторые фирмы постепенно выходят из игры. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых по мере того, как фирмы приходят и уходят, слегка усложнило бы наше обсуждение, но не изменило бы выводов.)

Осложнения. Типичная фирма в модели монополистической конкуренции за длительный промежуток времени имеет только нормальную прибыль. Однако так происходит не всегда в реальном мире мелких фирм, которые имеют некоторую монопольную власть, но тоже сталкиваются с конкуренцией. Стоит отметить три осложнения, возникающих в реальном мире.

1. Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести конкурентам. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы могут получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

2. Помните, что вхождение в отрасль имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые барьеры, чем в других случаях.

3. В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни. Парикмахер в пригороде может едва сводить концы с концами, потому что стрижка волос - это «все, что он хочет делать». Однако с учетом сказанного вероятно, что равновесие, обеспечивающее получение нормальной прибыли в долговременном периоде и показанное на рис. 25-1 в, является приемлемым отображением действительности.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ

Вспомним нашу оценку конкурентного ценообразования в главе 23. Мы знаем, что экономическая эффективность требует тройного равенства - цены, предельных издержек и средних совокупных издержек. Когда цена и предельные издержки равны, достигается эффективность размещения, то есть все ресурсы использованы для производства продукции. Когда цена равна минимальным средним совокупным издержкам, достигается производственная эффективность или используется наиболее эффективная (либо наименее затратная) технология. Производственная эффективность означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.

Избыточные производственные мощности

На рынках с монополистической конкуренцией не достигаются ни эффективность размещения ресурсов, ни производственная эффективность. Изучение рис. 25-2, который является развитием рис. 25-1 в.



Р = АТС

Избыточные производственныв мощности

Рисунок 25-2. Неэффективность, присущая монополистической конкуренции

При долгосрочном равновесии монополистически конкурентная фирма не достигает ни эффективного распределения ресурсов, ни производственной эффективности. Ресурсы распределяются неэффективно, так как цена продукции (р) превышает предельные издержки (т). Производственная эффективность не достигается, так как производство происходит в точке, в которой средние совокупные издержки р превышают минимальные достижимые средние совокупные издержки а.

показывает, что монополистический элемент вызывает определенное недоиспользование ресурсов для производства товаров в условиях монополистической конкуренции. Цена {р) превышает предельные издержки (/и) в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая, таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.

Более того, в противоположность фирмам, действующим в условиях чистой конкуренции, на рис. 25-2 мы видим, что в условиях монополистической конкуренции фирмы характеризуются избыточными производственными мощностями, то есть производят несколько меньше наиболее эффективной (требующей наименьших затрат) продукции. При производстве затраты на единицу продукции (точка р) превосходят минимум, достижимый в точке а. Это означает более высокую цену {р), чем та, которая возникла бы в результате конкуренции {а). Однако потребители не выигрывают от наибольшего объема производства и наименьшей цены, которые наблюдаются при

имеющихся издержках, так как в условиях монополистической конкуренции фирмы должны назначать более высокую по сравнению с конкурентной цену в долговременном периоде, для того чтобы добиться нормальной прибыли.

Иначе говоря, если каждая фирма была бы в состоянии производить оптимальный с точки зрения рынка объем продукции, меньшее число фирм могло бы производить тот же самый совокупный объем продукции и продукт мог бы быть продан потребителям по более низкой цене. В отраслях с монополистической конкуренцией довольно много фирм, которые загружены неполностью, то есть действуют, не достигая оптимальной мощности. Типичными примерами служат многие предприятия розничной торговли, например 30 или 40 бензозаправочных станций, которые размещены в городе среднего размера, имеют избыточные производственные мощности. Монополистическая конкуренция приводит к тому, что многие заводы используются неполностью, и потребители расплачиваются за это, делая покупки по более высоким, чем конкурентные, ценам. {Ключевой вопрос 2.)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [ 19 ] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153]